Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский областной суд (Московская область) |
Дата поступления | 15.02.2017 |
Дата решения | 26.07.2017 |
Судья | Елизарова М.Ю. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c9274335-0e95-3faf-b8c1-e747a9cf7e9d |
Дело № 3а-392/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2017 г. г.Красногорск
Московской области
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Коньшиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] Ирины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью,
у с т а н о в и л :
[СКРЫТО] Ирина Николаевна обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, с кадастровыми номерами 50:04:0180106:243, 50:04:0180401:7, 50:04:0180501:114, 50:04:0180501:115, 50:04:0180505:281, 50:04:0120101:168, 50:04:0180402:1, 50:04:0180309:3, 50:04:0120605:13, 50:04:0180404:9, 50:04:0120401:229, расположенных в СП Костинское Дмитровского района Московской области.
В обоснование требований истец указала, что кадастровая стоимость участков значительно превышает рыночную стоимость, что нарушает права истца на уплату справедливо установленных налогов. В качестве доказательства размера рыночной стоимости представляет отчеты №65-16-Н(2) от 07 декабря 2016 года и №81-16-Н от 15 декабря 2016 года об оценке подготовленные оценщиком ООО «ФОК» по состоянию на 01 января 2013 года.
Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела требования уточнены в части размера установления кадастровой стоимости на основании результатов проведенной по делу экспертизы ООО «Независимый центр оценки и экспертиз», просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, а именно участка с кадастровым номером 50:04:0180106:243, в размере 19 383 638.00 рублей; 50:04:0180401:7 в размере 141 821 851.00 рублей; 50:04:0180501:114 в размере 70 297 359.00 рублей; 50:04:0180501:115 в размере 18 348 599.00 рублей; 50:04:0180505:281 в размере 63 336 222.00 рублей; 50:04:0120101:168 в размере 42 297 402.00 рублей; 50:04:0180402:1 в размере 63 183 900.00 рублей; 50:04:0180309:3 в размере 36 753 665.00 рублей; 50:04:0120605:13 в размере 25 402 546.00 рублей; 50:04:0180404:9 в размере 33 351 226.00 рублей; 50:04:0120401:229, в размере 235 366 141.00 рублей.
Представитель Министерства имущественных отношений МО Парамзин А.В. не возражал против заявленных требований и указал, что установление кадастровой стоимости объектов истца в размере рыночной стоимости является правом административного истца, поэтому установление кадастровой стоимости объектов в размере рыночной стоимости определенной в экспертном заключении, будет направлено на установление экономически обоснованной базы по налогам.
Представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Бумбаров Б.М. не возражал против заявленных требований.
Министерство экологии природопользования Московской области в суд представителей не направило. Извещены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, находит требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, с кадастровыми номерами 50:04:0180106:243, 50:04:0180401:7, 50:04:0180501:114, 50:04:0180501:115, 50:04:0180505:281, 50:04:0120101:168, 50:04:0180402:1, 50:04:0180309:3, 50:04:0120605:13, 50:04:0180404:9, 50:04:0120401:229, расположенные в СП Костинское Дмитровского района Московской области.
Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №564-РМ от 26.11.2013 года утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области, проведенной по состоянию на 01 января 2013 года. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на 01 января 2013 года.
Из справок о кадастровой стоимости земельных участков, следует что, определена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:04:0180106:243, в размере 31 880 567.18 рублей; 50:04:0180401:7 в размере 200 877 498.00 рублей; 50:04:0180501:114 в размере 124 247 621.64 рублей; 50:04:0180501:115 в размере 30 547 695.36 рублей; 50:04:0180505:281 в размере 113 882 733.79 рублей; 50:04:0120101:168 в размере 66 791 243.22 рублей; 50:04:0180402:1 в размере 84 729 285.00 рублей; 50:04:0180309:3 в размере 57 963 117.13 рублей;50:04:0120605:13 в размере 40 686 985.28 рублей; 50:04:0180404:9 в размере 57 342 209.65 рублей; 50:04:0120401:229, в размере 436 355 282.39 рублей. Кадастровая стоимость участков определена по состоянию на 01 января 2013 года
С целью установления рыночной стоимости участков административным истцом представлены отчеты №65-16-Н(2) от 07 декабря 2016 года и №81-16-Н от 15 декабря 2016 года подготовленные оценщиком ООО «ФОК», согласно которого рыночная стоимость участков по состоянию на 01 января 2013 года определена: участка с кадастровым номером 50:04:0180106:243, в размере 16 694 447.00 рублей; 50:04:0180401:7 в размере 136 511 850.00 рублей; 50:04:0180501:114 в размере 64 257 113.00 рублей; 50:04:0180501:115 в размере 15 794 912.00 рублей; 50:04:0180505:281 в размере 57 814 729.00 рублей; 50:04:0120101:168 в размере 39 456 966.00 рублей; 50:04:0180402:1 в размере 57 580 125.00 рублей; 50:04:0180309:3 в размере 33 991 879.00 рублей;50:04:0120605:13 в размере 22 975 376.00 рублей; 50:04:0180404:9 в размере 29 576 579.00 рублей; 50:04:0120401:229, в размере 227 604 761.00 рублей.
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений Московской области предоставлены письменные объяснения согласно которых министерством проанализированы представленные административным истцом отчеты об определении рыночной стоимости участков на предмет соответствия их нормам законодательства, регулирующим оценочную деятельность, и выявлены нарушения, повлиявшие на итоговую величину установленной в отчетах рыночной стоимости объектов, поэтому полагал, что данная стоимость не может быть установлена в качестве новой кадастровой стоимости.
Судом в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная, в том числе на проверку отчетов. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» Бушкову А.Ю.
Судом получено заключение эксперта №49/06/2017 от 28 июня 2017 года, в котором эксперт пришел к выводу, что отчеты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленные оценщиком ООО «ФОК» не соответствуют законодательству об оценочной деятельности, определенная в них рыночная стоимость объектов не отражает действительную рыночную стоимость участков.
Экспертом определена рыночная стоимость участка с кадастровым номером 50:04:0180106:243, в размере 19 383 638.00 рублей; 50:04:0180401:7 в размере 141 821 851.00 рублей; 50:04:0180501:114 в размере 70 297 359.00 рублей; 50:04:0180501:115 в размере 18 348 599.00 рублей; 50:04:0180505:281 в размере 63 336 222.00 рублей; 50:04:0120101:168 в размере 42 297 402.00 рублей; 50:04:0180402:1 в размере 63 183 900.00 рублей; 50:04:0180309:3 в размере 36 753 665.00 рублей; 50:04:0120605:13 в размере 25 402 546.00 рублей; 50:04:0180404:9 в размере 33 351 226.00 рублей; 50:04:0120401:229, в размере 235 366 141.00 рублей, по состоянию на 01 января 2013 года.
Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» №49/06/2017 итоговая величина рыночной стоимости участков является достоверной и подлежит установлению в качестве новой кадастровой стоимости.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельных участков не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости участков.
Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области является 20 декабря 2015 года, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2015 г., но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
[СКРЫТО] Ирины Николаевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства, площадью 25 333 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180106:243, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров в районе д. Голявино по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 19 383 638.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 207 105 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180401:7, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров д. Горки д.1 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 141 821 851.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 97 507 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180501:114, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров с. Игнатово дом 108 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 70 297 359.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 23 968 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180501:115, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров с. Игнатова дом 108 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 18 348 599.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 87 731 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180505:281, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров, с. Игнатова д. 108 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 63 336 222.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 59 874 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0120101:168 расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Нерощино д.2 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 42 297 402.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 87 375 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180402:1, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район д. Никульское дом 9 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 63 183 900.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 51 581 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180309:3, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров д. Ульянки дом 18 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 36 753 665.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 34 864 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0120605:13, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район д. Селевкино дом 15 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 25 402 546.00 рублей
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 44 881 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0180404:9, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров д. Никульское дом 9 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 33 351 226.00 рублей;
земельного участка категория земель земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью 345 379 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0120401:229, расположенного по адресу: Московская область, Дмитров д. Сбоево дом 1 по состоянию на 01 января 2013 года в размере равном рыночной стоимости 235 366 141.00 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2016 года.
Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области о пересмотре их кадастровой стоимости считать 20 декабря 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова