Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский областной суд (Московская область) |
Дата поступления | 15.02.2017 |
Дата решения | 20.03.2017 |
Судья | Клубничкина А.В. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении) |
Судебное решение | Есть |
ID | dcb61b2e-f224-37a6-b069-f75581b06318 |
Судья: Кулыгина С.В. дело № 33-5502/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хугаева А.Г.,
судей Клубничкиной А.В., Кучинского Е.Н.,
при секретаре Начинкиной О.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 марта 2017 года апелляционную жалобу ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» на решение Ногинского городского суда Московской области от 6 ноября 2012 года по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] Н. Е. к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Клубничкиной А.В.,
объяснения [СКРЫТО] Н.Е., его представителя – Мальцевой Т.С., представителя Министерства обороны РФ – Кушнир А.А.,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] Н.Е. обратился в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ним права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указал, что он постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении - однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, на основании ордера <данные изъяты> от <данные изъяты> До <данные изъяты> город Ногинск-9 имел статус закрытого военного городка, в котором приватизация жилья не допускалась. Согласно распоряжению Правительства № 752-р от <данные изъяты> (с изменениям от <данные изъяты>) г. Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков. <данные изъяты> он обратился к ответчику, выполняющему функции наймодателя жилого фонда, с просьбой передать ему жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Письмом от <данные изъяты> ему было отказано в передаче жилого помещения в собственность, поскольку отсутствует процедура передачи жилья в собственность и признание права собственности на жилое помещение возможно только в судебном порядке. Одновременно было сообщено, что Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не возражает против оформления в собственность занимаемого истцом жилого помещения. Просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - однокомнатную квартиру общей площадью 31,4 кв.м, расположенную по адресу: <данные изъяты>.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, от них поступило письмо о том, что они не возражают против исковых требований, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением суда от 06.11.2012 года исковые требования удовлетворены.
<данные изъяты> от лица, не привлеченного к участию в деле – Министерства обороны РФ поступила апелляционная жалоба, срок на подачу которой восстановлен определением суда от <данные изъяты>.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В связи с наличием предусмотренного ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основания, являющегося безусловным поводом для отмены принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 330 ГПК РФ и разъяснениями, приведенными в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Определением от 22.02.2017 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, Министерство обороны было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции [СКРЫТО] Н.Е., его представитель поддержали заявленные требования.
В обоснование иска ссылались на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель Министерства обороны РФ возражал против удовлетворения иска, указав, что Постановлением главы администрации Ногинского района от 02.03.1992 г. спорная квартира была зачислена в разряд служебных, изменение статуса не происходило.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, а также новые доказательства, представленные сторонами в судебном заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> на основании ордера <данные изъяты> от <данные изъяты>.
Ранее город Ногинск-9 имел статус закрытого военного городка, однако согласно распоряжения Правительства РФ № 487-р от <данные изъяты> г. Ногинск-9 исключен из перечня закрытых военных городков.
Истец в 2012 г. обратилась в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» по вопросу приватизации спорной квартиры, в чем ему было отказано, поскольку в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность граждан.
На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2003 года № 3274-Р, спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства оборона Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения. Данный статус присвоен на основании Постановления Главы администрации Ногинского района Московской области № 193-8 от <данные изъяты> (л.д. 60).
Изменение статуса не происходило. На момент предоставления истцу спорного жилого помещения в 2004 г. квартира являлась служебной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подп. "м" п. 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось. То обстоятельство, что впоследствии военный городок, в котором расположена спорная квартира был исключен из числа закрытых, также не повлияло на изменение статуса квартиры.
В силу положений ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Поскольку спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья, в связи с чем, в силу прямого указания ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда", оно не подлежит приватизации.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение на основании ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 193, 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 6 ноября 2012 года отменить.
В удовлетворении иска [СКРЫТО] Н. Е. о признании права собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру по адресу: <данные изъяты>, отказать.
Председательствующий
Судьи