Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский областной суд (Московская область) |
Дата поступления | 15.02.2017 |
Дата решения | 22.02.2017 |
Категория дела | |
Судья | Беклова Ж.В. |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 5cc7cb88-4ffe-30ee-a8e9-7c97023602b8 |
Судья Чекалова Н.В. Дело 33-5499/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Лихачевой И.А., Мариуца О.Г.,
при секретаре Моториной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 февраля 2017 года апелляционную жалобу Верстивского А.В. на решение Ногинского городского суда Московской области от 18 августа 2016 года по гражданскому делу Верстивского Анатолий Васильевич к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №13 по г.Москве и Московской области о взыскании недополученной суммы страховой пенсии,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
[СКРЫТО] А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №13 по г.Москве и Московской области о взыскании недополученной пенсии с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 26158 руб. 28 коп.
Требования мотивировал тем, что с 27 августа 2013 года является получателем пенсии.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях». По состоянию на 1 января 2015 года размер его пенсии составлял 8 421 руб. 23 коп., а с 1 марта 2016 года размер пенсии увеличен до 11 481 руб. 27 коп. Поскольку его выплатное дело находилось у ответчика, последний должен был без истребования дополнительных документов, и без его заявления, произвести перерасчет пенсии, учесть период его работы в Молдавской СССР с 1 января 1986 года по 31 декабря 1991 года. Эта обязанность ответчиком не была выполнена, в результате чего он недополучил в 2015 году 26158 руб. 28 коп.
Ответчик иск не признал.
Решением Ногинского городского суда от 18 августа 2016 года в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела требованиями закона.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (ч.1 ст.4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3).
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из Республики Молдова, регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (далее Соглашение от 10 февраля 1995 года), статья 2 которого устанавливает, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Стороны предоставляют на своей территории постоянно проживающим гражданам, в том числе переехавшим (приехавшим) из другой Стороны, одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения (ст.4 Соглашения от 10 февраля 1995 года).
В соответствии со ст.6 Соглашения от 10 февраля 1995 года назначение пенсий гражданам обоих государств производится по месту их постоянного жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.
Для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.
Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, [СКРЫТО] А.В., 30 декабря 1951 года рождения, переселился в Российскую Федерацию из Республики Молдова. 1 августа 2013 года получил вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что 27 августа 2013 года [СКРЫТО] А.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №35 по г.Москве и Московской области за назначением пенсии, представив соответствующие документы.
Законодатель, реализуя свои полномочия, установил в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшем в момент обращения истца за назначением пенсии, порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил в ст.30 правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц (п.1), предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии (п.3, 4 и 6), предоставив заявителю право выбора наиболее выгодного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии (п.2).
Трудовая пенсия по старости назначена истцу с момента обращения – с 27 августа 2013 года. Расчетный размер пенсии определен в порядке, установленном п.3 Федерального закона №173-ФЗ, по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент.
Общий трудовой стаж Верстивского А.В. по состоянию на 1 января 2002 года для оценки пенсионных прав составлял 31 год 5 месяцев 22 дня, что соответствовало стажевому коэффициенту - 0,61.
Поскольку расчетный размер трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав определялся на 1 января 2002 года, среднемесячный заработок также определяется по состоянию на 1 января 2002 года.
В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года [СКРЫТО] А.В. не работал. Его среднемесячный заработок определялся в соответствии с п.3 ст.6 Соглашения от 10 февраля 1995 года, как для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали. При этом размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. Размер пенсии исчислялся исходя из среднемесячной заработной платы по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рубль, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Страховая часть пенсии без ФБР составила 3 914 руб. 85 коп.
В дальнейшем пенсия индексировалась в установленные законом сроки. С 1 августа 2014 года была произведена корректировка страховой части пенсии (из начисленных страховых взносов).
1 августа 2014 года пенсионное дело Верстивского А.В. было поставлено на учет с размером пенсии 8 289 руб. 43 коп.
По состоянию на 1 января 2015 года размер пенсии Верстивского А.В. с учетом положений Федерального закона №400-ФЗ составил 8 421 руб. 23 коп., с 1 февраля 2015 года размер пенсии составил 9 381 руб. 43 коп.
15 февраля 2016 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии исходя из заработной платы за период с 1 января 1986 года по 31 декабря 1991 года и выплаты разницы за 2015 год.
С 1 марта 2016 года истцу был произведен перерасчет страховой пенсии. Размер пенсии стал составлять 11 481 руб. 27 коп.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из положений ст.18 Федерального закона №400-ФЗ, которыми предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (п.1 ч.2 ст.18).
Согласно п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
При этом заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 Федерального закона №400-ФЗ (ч.2 ст.23 Федерального закона №400-ФЗ).
Установленный порядок обращения граждан за перерасчетом пенсии, обеспечивает тем самым возможность реализации их пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению, способствует своевременному принятию соответствующего правоприменительного решения.
Истец ошибочно полагает, что перерасчет его пенсии ответчик должен был произвести без истребования дополнительных документов, и без его заявления, основываясь на материалах пенсионного дела.
Поскольку ранее 15 февраля 2016 года истец с заявлением о перерасчете пенсии не обращался, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Верстивского А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи