Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский областной суд (Московская область) |
Дата поступления | 09.08.2016 |
Дата решения | 17.08.2016 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Цуркан Л.С. |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 2ee7bc11-4a62-3cd9-a52e-4ab05be25f25 |
Судья Проскурякова О.А. Дело № 33-22305/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 марта 2016 года по делу по иску [СКРЫТО] В.Е. к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (МОРО ФСС), Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за приобретение технических средств реабилитации, взыскании компенсации,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя ответчика – Министерства социального развития Московской области,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] В.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (МОРО ФСС) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за приобретение технических средств реабилитации, взыскании компенсации.
Свои требования обосновала тем, что ее муж [СКРЫТО] А.В. являлся инвали<данные изъяты> группы, участником ВОВ и пользовался социальными гарантиями, в том числе, правом на компенсацию приобретенных технических средств реабилитации. В 2014 году, при жизни [СКРЫТО] А.В. были приобретены технические средства реабилитации, в связи с чем, он обратился в территориальное управление социальной защиты с заявлением о выплате компенсации. В августе 2014 года были приняты решения о выплате ему компенсации, <данные изъяты> [СКРЫТО] А.В. умер, не получив указанную выплаты. Она ([СКРЫТО] В.Е.) в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, в том числе на указанную сумму компенсации. Ей было выдано свидетельство о праве на наследство, однако при обращении в МОРО ФСС ей было отказано в выплате, поскольку в связи с Соглашением от 14.10.2014 года, все документы были переданы в МОРО ФСС).
Полагает, что имеет право на получение денежных средств в счет компенсации на приобретение технических средств реабилитации.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Московской области.
В судебном заседании истица требования поддержала.
Представитель Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Представитель Министерства социального развития Московской области исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Решением суда исковые требования [СКРЫТО] В.Е. были удовлетворены частично, с Министерства социального развития Московской области в пользу [СКРЫТО] В.Е. взыскана компенсация за приобретение технических средств реабилитации в размере 37162 рублей, в части исковых требований к МОРО ФСС было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, постановить по делу новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда указанным требованиям не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, [СКРЫТО] А.В. являлся <данные изъяты>
В августе 2014 года им за счет личных денежных средств были приобретены матрац противопролежневый стоимостью 3 832 рублей, памперсы (подгузники) стоимостью 1 080 рублей.
20.08.2014 года [СКРЫТО] А.В. подал в установленном порядке заявление в территориальное управление социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> заявление о выплате компенсации.
20.08.2014 года было принято решение о выплате [СКРЫТО] А.В. компенсации в указанных суммах.
05.09.2014 года [СКРЫТО] А.В. были приобретены памперсы (подгузники) на общую сумму 3 252 рублей.
29.09.2014 года в территориальное управление было подано заявление о выплате компенсации.
29.09.2014 г. принято решение о выплате компенсации в указанной сумме.
17.10.2014 года [СКРЫТО] А.В. была приобретена кресло-коляска инвалида (комнатная) стоимостью 13 000 рублей и кресло-коляска инвалида (прогулочная) стоимостью 16 000 рублей.
22.10.2014 года [СКРЫТО] А.В. подано заявление о выплате компенсации, 24.10.2014 года было принято решение о выплате компенсации в указанных суммах.
Согласно вынесенным решениям выплаты компенсаций [СКРЫТО] А.В. произведены не были.
14.11.2014 года [СКРЫТО] А.В. умер, наследниками 1-й очереди являются жена [СКРЫТО] В.Е. и сын [СКРЫТО] А.А, который отказался от наследства в пользу [СКРЫТО] В.Е.
16.05.2015 года [СКРЫТО] В.Е. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на начисленную, но не выплаченную компенсацию расходов за приобретенные технические средства реабилитации.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований и возлагая обязанность по выплате компенсации на ответчика – Министерство социального развития Московской области, суд первой инстанции исходил из того, что решения о компенсации за приобретенные ею технические средства реабилитации были приняты Министерством социального развития Московской области и на них была возложена обязанность по реализации данных решений в период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного Aедерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
В разделе «Технические средства реабилитации» Классификации технических средств реабилитации перечислены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные (7-01-7-21), противопролежневый матрац (полиуретановый) (10-01), «подгузники для взрослых размер L» (22-10).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.
В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.
В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
14.10.2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, личное дело c заявлением и документами, подлежало включению в реестр для оплаты и передаче Филиалу № 32 ГУ – МОРО ФСС РФ, что и было сделано.
Таким образом, реализация Министерством социального развития Московской области вынесенных им ранее в отношении [СКРЫТО] А.В.. решений о выплате компенсаций противоречит требованиям выше приведенных нормативно правовых актов и заключенному Соглашению, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выплате указанной компенсации на Министерство социального развития Московской области нельзя признать правильным, в связи с чем, выплата указанной компенсации должна быть возложена на ГУ-МОРО Фонда социального страхования РФ.
В соответствии со ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1183 Гражданского кодекса РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Таким образом, начисленная, но не выплаченная по независящим от гражданина сумма компенсации должна входить в состав наследственного имущества [СКРЫТО] А.В.
Поскольку истица является его наследницей по закону, судебная коллегия приходит к выводу, что [СКРЫТО] В.Е.. имеет право на получение денежной компенсации в размере 37 162 рублей в порядке наследования.
Судебная коллегия не может также согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Министерства социального развития Московской области в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, при этом, исходит из следующего.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно пп. 19 п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 года № 642/29 Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с учетом положений ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика - Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу [СКРЫТО] В.Е. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1315 рублей.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения о взыскании с Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу [СКРЫТО] В.Е. компенсации за приобретение технических средств реабилитации в размере 37162 (тридцати семи тысяч ста шестидесяти двух) рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 1315 (одной тысячи трехсот пятнадцати) рублей.
. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 марта 2016 года отменить, постановить по делу новое решение.
Взыскать с Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу [СКРЫТО] В.Е. компенсацию за приобретение технических средств реабилитации в размере 37162 (тридцати семи тысяч ста шестидесяти двух) рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1315 (одной тысячи трехсот пятнадцати) рублей.
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В.Е. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации за приобретение технических средств реабилитации, взыскании компенсации отказать.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи