Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Елецкий городской суд (Липецкая область) |
Дата поступления | 04.02.2022 |
Дата решения | 01.03.2022 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Чумичева (Марчукова) Ю.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bb48dd62-7396-3c4e-b305-a65f9e9189da |
Дело № 2-433/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Чумичевой Ю.В.,
при секретаре Оборотовой Е.В.,
с участием представителя истца Ларина Б.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-433/2022 по иску прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец Липецкой области о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец Липецкой области о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации дорожного движения. Требование иска мотивировано тем, что прокуратурой города Ельца проведен анализ на предмет соблюдения законодательства при организации на территории городского округа город Елец дорожного движения. Постановлением администрации г. Ельца Липецкой области от 26 ноября 2012 г. № 2800 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Елец, в который входят автодороги по улице Кузнецкая (п. 123). По указанной автодороге, в числе прочего, осуществляется движение транспортных средств и пешеходов к социально-значимым учреждениям и образовательным организациям городского округа г. Елец Липецкой области. Вместе с тем в ходе проведенного анализа установлено, что проект организации дорожного движения для указанной автодороги не разработан и не утвержден. Изложенное свидетельствует о том, что администрация городского округа г. Елец Липецкой области своевременно не принимает мер к надлежащей организации дорожного движения на территории городского округа г. Елец, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровью и имуществу граждан. Просил обязать администрацию городского округа город Елец в срок до 01.09.2022 разработать и утвердить проект организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги по улице Кузнецкая городского округа г. Елец Липецкой области.
Представитель ответчика администрации городского округа город Елец и третьего лица управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец Гридчина О.А., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется уведомление о вручении; о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. Согласно поступившему отзыву управление дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец является отраслевым органом администрации городского округа город Елец, действует на основании Положения об Управлении дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Елец от 02.04.2020 № 282. По информации, представленной управлением дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец, проект организации дорожного движения по ул. Кузнецкая не разрабатывался.
Суд, с учетом представителя истца, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Представитель истца – помощник прокурора г. Ельца Ларин Б.Н. в судебном заседании поддержал заявленное требование по изложенным в иске основаниям.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит иск прокурора города Ельца обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Статья 30 того же Федерального закона предусматривает, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования). Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что граждане в соответствии с действующим законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…»). Действие данного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Статья 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» предусматривает, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Часть 9 статьи 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» предусматривает, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…»).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 3 Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации…») организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 7 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации…» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся, в том числе: 1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
Организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Классификация работ по организации дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (статья 9 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации…»).
На основании статьи 16 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации…» документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения. Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона. Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.
Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 1 статьи 18 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации…»).
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливают Правила подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса России от 30 июля 2020 № 274.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации города Ельца Липецкой области от 26.11.2012 № 2800 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Елец согласно приложению.
В данном приложении под № 123 значится автомобильная дорога - ул. Кузнецкая, идентификационный номер 42 415 5 ОП МГ 123.
Таким образом, администрация городского округа город Елец обязана разработать и утвердить проект организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги городского округа город Елец, в том числе ул. Кузнецкая городского округа город Елец.
Судом установлено, что прокуратурой города Ельца был проведен анализ соблюдения администрацией городского округа город Елец законодательства при организации дорожного движения, который показал, что проект организации дорожного движения в отношении автодороги – ул. Кузнецкая городского округа город Елец не разработан и не утвержден, что представителем ответчика не оспаривалось.
Согласно информации администрации городского округа город Елец от 01.11.2021, адресованной прокурору города Ельца, проект организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги - ул. Кузнецкая не разработан по причине ограниченного финансирования.
В материалах дела имеется электронный образец сообщения Управления дорог, транспорта и благоустройства администрации городского округа город Елец от 08.02.2022 № 81, согласно которому проект организации дорожного движения по ул. Кузнецкая не разрабатывался; указанные работы планируется выполнить в 2022 году; срок, установленный прокуратурой города Ельца, является достаточным для разработки и утверждения проекта организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог.
Таким образом, судом достоверно установлено, что проект организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги городского округа город Елец - ул. Кузнецкая ответчиком до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Изложенное свидетельствует о том, что администрация городского округа город Елец ненадлежащим образом выполняет возложенные на нее действующим законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа город Елец, своевременно не принимает мер к надлежащей организации дорожного движения на территории городского округа город Елец, что, в свою очередь, не обеспечивает безопасность дорожного движения на них, создает реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
При таких обстоятельствах заявленное требование является обоснованным и правомерным, на администрацию городского округа город Елец Липецкой области подлежит возложению обязанность разработать и утвердить проект организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения – улицы Кузнецкая городского округа город Елец Липецкой области, а иск прокурора г. Ельца – удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Настоящее дело рассмотрено в рамках заявленных требований по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для разработки и утверждения проекта организации дорожного движения суд исходит из объема работ, временных затрат, необходимых для финансового обеспечения выполнения работ, а потому полагает целесообразным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2022 года.
Оснований для взыскания государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию городского округа город Елец Липецкой области в срок до 01 сентября 2022 года разработать и утвердить проект организации дорожного движения в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения – улицы Кузнецкая городского округа город Елец Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Чумичева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 1 марта 2022 года.