Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Липецка (Липецкая область) |
Дата поступления | 28.09.2018 |
Дата решения | 28.11.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Акимова Елена Александровна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d5da286d-513e-362a-be2d-200ce6706a3d |
Дело № 2-6722/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2018 года г. Липецк
Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в составе:
председательствующего Акимовой Е.А.,
при секретаре Кондратьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ОГУП «Липецкоблводоканал» о возложении обязанности произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины,
У С Т А Н О В И Л:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГУП «Липецкоблводоканал», в котором просил возложить на ответчика обязанность произвести в срок до 01 мая 2019 года ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 метров) артезианской скважины № ГВК 42205193, расположенной на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>, и оборудовать к скважине подъездные пути с твердым покрытием. В обоснование требований указал, что прокуратурой в апреле-июне 2018 года была проведена проверка исполнения требований водоохранного законодательства в части недропользования в деятельности ОГУП «Липецкоблводоканал». В ходе проверки выявлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» эксплуатирует артезианскую скважину №, расположенную на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>. Данная скважина не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны; твердые подъездные пути к ней отсутствуют, что является нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации зон санитарной охраны артезианских скважин, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Представитель истца - помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Отрощенко М.С. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – ОГУП «Липецкоблводоканал» по доверенности Горбылева Т.С. иск не признала, объяснив, что в требуемые прокурором сроки ОГУП «Липецкоблводоканал» не успеет устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства. Ответчик является убыточным предприятием. Артезианские скважины в количестве 30 штук, расположенные на территории Добровского района, были переданы в хозяйственное ведение ответчика решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 23 декабря 2014 года №. На момент передачи имущества у спорной артезианской скважины отсутствовало ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) и отсутствовали подъездные пути с твердым покрытием. Ответчик приступил к производству работ по обустройству территорий скважин, получены необходимые заключения от Роспотребнадзора, но на настоящий момент не решен вопрос о финансировании работ. Примерная стоимость обустройства границ ЗСО скважины №, расположенную на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>, составляет 430 873 руб., а обустройство всех 30-ти скважин 12 926 190 руб. Субсидии бюджета на 2019 год будут распределены не ранее II квартала, затем необходимо провести торги и заключить договоры со сторонними организациями по разработке проектов. Ссылаясь на значительный объем работ и отсутствие достаточного финансирования, ответчик просил отсрочить исполнение решения до конца 3 квартала 2019 года.
Представитель третьего лица – Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из статьи 19 приведенного Федерального закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из материалов дела и объяснений участников процесса судом установлено, что ответчик ОГУП «Липецкоблводоканал» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой водой и водоотведение на территории Липецкой области, основной вид деятельности забор, очистка и распределение воды, к дополнительным видам деятельности относится забор и обработка сточных вод.
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 22 марта 2016 года № ОГУП «Липецкоблводоканал» передано в хозяйственное ведение государственное имущество — сооружения коммунального хозяйства, в том числе артезианская скважина №, расположенную на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>.
Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с планом работы, проведена в апреле - июне 2018 года проверка исполнения ОГУП «Липецкоблводоканал» требований водоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства в части недропользования. По результатам проверки установлено, что артезианская скважина №, расположенную на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>, не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны и твердых подъездных путей к ней.
В силу пункта 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В соответствии с пунктом 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Судом установлено, не оспаривалось ответчиком, что в нарушение указанных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства артезианская скважина №, расположенную на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>, не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны и твердых подъездных путей к ней.
Суд, проанализировав изложенное, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ответчик, как лицо, эксплуатирующее артезианскую скважину, обязан обеспечить соблюдение санитарных норм и правил при ее эксплуатации, с целью охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Ответчик в своем письменном отзыве, а также представитель ответчика в судебном заседании, просил отсрочить исполнение решения суда на срок до конца 3 квартала 2019 года, ссылаясь на невозможность фактического проведения в зимнее время работ, к понуждению которых просит истец, и отсутствие в настоящее время финансирования для проведения работ.
С учетом мнения представителя истца, возражавшего против предоставления столь длительной отсрочки исполнения решения, учитывая баланс интересов сторон, а также принимая во внимание, что ответчик – ОГУП «Липецкоблводоканал» в настоящее время уже приступил к выполнению подготовительных работ по обустройству зон санитарной охраны артезианских скважин: подготовлен сметный расчет; утвержден План выполнения работ по обустройству ЗСО на 2019 год, суд считает возможным отсрочить исполнение указанного решения до 01 ноября 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ОГУП «Липецкоблводоканал» (398059, <адрес>, пом. 1, ОГРН: №, ИНН: №) устранить нарушения требований водоохранного законодательства при эксплуатации артезианской скважины №, расположенной на <адрес>, Волчинский сельсовет, <адрес>, - произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 м) артезианской скважины, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием.
Исполнение настоящего решения отсрочить до 01 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Акимова
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2018 года.