Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Советский районный суд г. Липецка (Липецкая область) |
Дата поступления | 28.09.2018 |
Дата решения | 19.11.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сарафанова Елена Васильевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2af6c0db-2ed1-345a-ab8b-07f503f61a8d |
Дело № 2-6627/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года
Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области
в составе:
председательствующего Сарафановой Е.В.,
при секретаре Томилиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Липецке
гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ОГУП «Липецкоблводоканал» об обязании произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны артезианской скважины и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием,
У С Т А Н О В И Л:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГУП «Липецкоблводоканал», в котором просил возложить на ответчика обязанность произвести в срок до 01.05.2019 года ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 метров) артезианской скважины № №, расположенной в с. <адрес>, и оборудовать к скважине подъездные пути с твердым покрытием.
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой в апреле-июне 2018 года была проведена проверка исполнения требований водоохранного законодательства в части недропользования в деятельности ОГУП «Липецкводоканал». В ходе проверки выявлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» эксплуатирует артезианскую скважину № №, расположенную в с<адрес> Данная скважина не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны; твердые подъездные пути к ней отсутствуют. Что является нарушением требований санитарно- эпидемиологического законодательства в части организации зон санитарной охраны артезианских скважин, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца - помощник Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Семенов А.С. иск поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ОГУП «Липецкводоканал» Горбылева Т.С. иск не признала, ссылаясь на то, что в требуемые прокурором сроки ОГУП «Липецкоблводоканал» не успеет устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства. Ответчик является убыточным предприятием. Артезианская скважина, расположенная в с. Гудово Добровского района, передана в хозяйственное ведение ответчика, как гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой водой и водоотведение, решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 27.04.2016 года № 505. На момент передачи имущества у спорной артезианской скважины отсутствовало ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) и отсутствовали подъездные пути с твердым покрытием. Ответчик приступил к производству работ по обустройству территорий скважин. Примерная стоимость обустройства границ ЗСО скважины № №, расположенной в с. Гудово, составляет 430 873 руб., а примерная стоимость обустройства всех 30-ти скважин, расположенных в <адрес>, переданных в хозяйственное ведение ответчика, составляет 12 926 190 рублей, что является значительной денежной суммой для ответчика. В связи с чем необходимо получение субсидий из бюджета. Субсидии бюджета на 2019 год будут распределены не ранее 2-3 квартала, затем необходимо провести торги и заключить договоры со сторонними организациями по разработке проектов.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, представитель ответчика просила в судебном заседании отсрочить исполнение судебного решения на год.
Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Федеральный закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 19 указанного выше Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из материалов дела и объяснений участников процесса судом установлено:
Ответчик ОГУП «Липецкоблводоканал» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение питьевой водой и водоотведение на территории Липецкой области, в том числе на территории Добровского района, с основным видом деятельности: забор, очистка и распределение воды, к дополнительным видам деятельности относится забор и обработка сточных вод.
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 27.04.2016 года № 505 ОГУП «Липецкоблводоканал» передано в хозяйственное ведение государственное имущество — сооружения коммунального хозяйства, в том числе артезианская скважина № №, расположенная в <адрес>
Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с планом работы, проведена в апреле - июне 2018 года проверка исполнения ОГУП «Липецкоблводоканал» требований водоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства в части недропользования. По результатам проверки установлено, что артезианская скважина № №, расположенная в <адрес>, не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны и твердых подъездных путей к ней.
В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В соответствии с п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Судом установлено, не оспаривалось ответчиком, что в нарушение указанных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства артезианская скважина № №, расположенная в <адрес> Липецкой области, не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны и твердых подъездных путей к ней.
Суд, проанализировав изложенное, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ответчик, как лицо, эксплуатирующее артезианскую скважину, обязан обеспечить соблюдение санитарных норм и правил при ее эксплуатации, с целью охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ, суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Ответчик в своем письменном отзыве просил отсрочить исполнение решения суда на срок до 3 квартала 2020 года, ссылаясь на невозможность фактического проведения в зимнее время работ, к понуждению которых просит истец, и отсутствие в настоящее время финансирования для проведения работ.
В судебном заседании представитель ответчика просила предоставить отсрочку исполнения решения на 1 год, указывая на то, что в случае удовлетворения заявленных исковых требований, решение суда однозначно не будет исполнимо, не смотря на то, что ответчик ОГУП «Липецкводоканал» в настоящее время уже приступил к выполнению подготовительных работ по обустройству зон санитарной охраны артезианских скважин: подготовлен Локальный сметный расчет № 02-01-01; утвержден План выполнения работ по обустройству ЗСО на 2019 год.
Проанализировав доводы сторон, учитывая баланс их интересов; принимая во внимание установленный ч. 1 ст. 1 ГК РФ принцип равенства участников гражданских отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение судебной защиты нарушенных прав, а также фактические действия ответчика, направленные на выполнение требований законодательства по обустройству охранной зоны артезианской скважины № ГВК 42200887, и позицию истца, не возражавшего против предоставления ответчику отсрочки исполнения судебного решения не более чем на один год, с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения ходатайства ответчика, и предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 01.11.2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать ОГУП «Липецкоблводоканал» (398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Коммунальная, <адрес>, ОГРН: № ИНН: №) устранить нарушения требований водоохранного законодательства при эксплуатации артезианской скважины № №, расположенной в <адрес> - произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны (на расстоянии не менее 30 м) артезианской скважины, и оборудовать подъездные пути с твердым покрытием.
Отсрочить исполнение решения Советского районного суда гор. Липецка Липецкой области от 19.11.2018 года по делу № 2-6629/18 на срок до 01.11.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2018 года