Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Липецкий областной суд (Липецкая область) |
Дата поступления | 23.12.2019 |
Дата решения | 05.02.2020 |
Категория дела | Прочие из пенсионного законодательства |
Судья | Берман Н.В. |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 8f3af372-e96e-3c20-9d95-bf32cb03a8c6 |
Судья Ситникова Н.Е. Дело I инс. №2-2568/2019 года
Докладчик Берман Н.В. Дело II инс. №33-181/2020 года
5 февраля 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Берман Н.В. и Торговченковой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Овчинниковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истца [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 2 сентября 2019 года, которым постановлено:
«[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] отказать в удовлетворении требований к Военному комиссариату Липецкой <адрес> о признании незаконным решения о зачете периода прохождения службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%».
Заслушав доклад судьи Берман Н.В., судебная коллегия
установила:
[СКРЫТО] В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Липецкой области о признании незаконным решения о зачете периода прохождения службы в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обосновании заявленных требований ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, уволен с военной службы приказом Министра обороны Республики Казахстан от 9 ноября 2011 года№ 0232в запас по подпункту 1 пункта 1 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе» по возрасту, приказом начальника Национального университета обороны№от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Национального университета обороны. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 33 года 5 месяцев, в льготном исчислении – 34 года 7 месяцев. После увольнения с военной службы и переездом в июле 2013 года на постоянное место жительство в Липецкую область, [СКРЫТО] В.И. поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Липецкой области по Тербунскому району. С ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Липецкой области истцу начислена и выплачивается пенсия. Для исчисления процентной надбавки за выслугу лет засчитано <данные изъяты>), период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не включен период военной службы в Вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для определения процентной надбавки с учетом оклада по должности, воинскому званию в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих. На обращение [СКРЫТО] В.И. в военный комиссариат Липецкой области по вопросу назначения процентной надбавки за выслугу лет при исчислении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации при отсутствии перевода в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, было отказано во включении в выслугу лет для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет.
С учетом уточнения исковых требований просил проверить законность действий Военного комиссариата Липецкой области по исчислению процентной надбавки за выслугу лет только за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при общем периоде военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ Военного комиссариата Липецкой области о зачете периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных силах Республики Казахстан для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, возложить обязанность на Военный комиссариат Липецкой области произвести перерасчет и доплату пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] В.И. и его представитель Ефимов Ф.И. исковые требования поддержали, объяснили, что если период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет учтен ответчиком для назначения надбавки по выслуге лет, выслуга составит 29 лет, а надбавка 40%.
Представители ответчика Военного комиссариата Липецкой области Чепрасов М.Н. и Меренкова Е.В. не признали исковые требования, объяснили, что согласно материалам пенсионного дела [СКРЫТО] В.И. в спорный период проходил службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие воинские формирования и органы в установленном порядке не переводился. После увольнения со службы в Вооруженных Силах Казахстана прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, признан гражданином Российской Федерации, является получателем пенсии за выслугу лет.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец [СКРЫТО] В.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и вынести новое, которым удовлетворить исковые требования.
Выслушав истца [СКРЫТО] В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Военного комиссариата Липецкой области Чепрасова М.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае – для определения права на пенсию, в другом случае – для определения размера денежного довольствия установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
В соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральным Законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту ежемесячной надбавки за выслугу лет» от 21 декабря 2011 года №1074, Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 года «О военном сотрудничестве» и соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военной службе граждан Российской Федерации в вооруженных силах Республики Казахстан гражданин Российской Федерации дает обязательство министерству обороны Республики Казахстан добровольно выполнять обязанности военной службы в Вооруженных силах Республики Казахстан, которое включается в содержание контракта, заключаемого между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Республики Казахстан. Военнослужащий гражданин Российской Федерации сохраняет за собой правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством Российской Федерации до 31 декабря 1999 года.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств».
В соответствии со статьёй 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 15 мая 1992 года установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службы.
Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Закрепленное в Соглашении от 15 мая 1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии со статьёй 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с частью 1 Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы устанавливает.
Согласно части 2 статьи 2 указанного Федерального закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с частями 13, 14 статьи 2 Федерального закона ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:
1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №1074 от 21 декабря 2011 года утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Как установлено судом и следует из материалов дела, [СКРЫТО] В.И. в ДД.ММ.ГГГГ окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого и зачислен в распоряжение Командующего войсками Забайкальского военного округа СССР. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил <данные изъяты><данные изъяты>№, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместителем <данные изъяты><данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты><данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты><данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальникомВУС <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты><данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты><данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - старшим <данные изъяты><данные изъяты>.
Приказом Министра обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.И. уволен с воинской службы в запас по возрасту в соответствии с Законом Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе».
Приказом начальника Национального университета обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава Национального университета обороны, всех видов обеспечения и направлен на учет в Объединенный отдел по делам обороны<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.И. обратился в Военный комиссариат Липецкой области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с прибытием в июле 2013 года из Республики Казахстан в Липецкую область по избранному месту жительства.
С ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.И. зарегистрирован в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом кадров Министерства обороны Республики Казахстан пенсионное дело [СКРЫТО] В.И. направлено в адрес начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Липецкой области.
С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Липецкой области истцу начислена пенсия. При назначении пенсии Военным комиссариатом Липецкой области произведен расчет пенсии за выслугу лет, из которого следует, что общая выслуга лет истца составляет <данные изъяты>, календарная – <данные изъяты>, процентная надбавка за выслугу лет - <данные изъяты>.
На обращение [СКРЫТО] В.И. по вопросу назначения процентной надбавки за выслугу лет военный комиссариат Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что периоды военной службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, при отсутствии перевода в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, в выслугу лет для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет не включаются.
Проверяя обоснованность требований истца, суд, проанализировав положения Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-I
«О гражданстве Российской Федерации», объяснения сторон, пришел к верному выводу, что поскольку [СКРЫТО] В.И. с 1 января 1995 года по ДД.ММ.ГГГГ не проживал на территории Российской Федерации, а проживал и был зарегистрирован на территории Республики Казахстан, не являлся военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, в связи с чем у ответчика не имелось оснований при расчете процентной надбавки за выслугу лет в отношении истца учитывать спорный период, а размер процентной надбавки за выслугу лет был верно установлен ответчиком из расчета периода военной службы в Вооруженных Силах СССР.
Учитывая, что в силу статьи 12 Договора о военном сотрудничестве, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерации и Республикой Казахстан и ратифицированного Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ вопросы пенсионного обеспечения и социально-правовой защиты определяются отдельными соглашениями, которые определяют установление выслуги лет для определения процентной надбавки по нормам законодательства государства места жительства военного пенсионера, военным комиссариатом Липецкой области правомерно не был применен к [СКРЫТО] В.И. пункт «д» Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Учитывая данные обстоятельства, суд правильно не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения о зачете периода прохождения службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40%.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они сделаны на основании имеющихся в деле доказательств и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим данные правоотношения.
Ссылка в жалобе на справку УМВД России по Липецкой области о том, что он документирован паспортом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения о приобретении гражданства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение личности военнослужащего [СКРЫТО] В.И. НМ № с ДД.ММ.ГГГГ, в котором стоит отметка о приобретении гражданства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по пункту «г» статьи 18 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР», наличие у истца нескольких заграничных паспортом Российской Федерации в период военной службы, по которым он постоянно приезжал к своим родственникам в Липецкую область, не доказывает, что истец проходил службу в <адрес> как гражданин Российской Федерации, заключал соответствующий договор как военнослужащий Российской Федерации, проходящий службу в вооруженных силах Республики Казахстан.
Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 2 сентября 2019 года, апелляционную жалобу [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
Судьи