Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Всеволожский городской суд (Ленинградская область) |
Дата поступления | 24.05.2021 |
Дата решения | 24.12.2021 |
Категория дела | прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Береза София Витальевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 932b4e48-3ffc-36f9-8acb-0681c06017fd |
Дело №2а-8272/2021 24 декабря 2021 года
47RS0004-01-2021-005922-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре Остроумове А.И.,
с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес> – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4, ФИО5 к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании недействующим соглашения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Комитету градостроительной политики <адрес>, в обоснование требований указав, что административным истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:07:0602014:2, расположенный по адресу: <адрес>, пос.им.вердлова, <адрес> линия, уч.6, площадью 1305 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, и жилой дом, 1-этажный, общей площадью 151,3, инв.№, лит.А, А1, кадастровый №.
В отношении территории, на которой расположен земельный участок и жилой дом, между администрацией муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> заключено соглашение №.0-11 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче отдельных бюджетных полномочий на 2020 год, по условиям которого поселение передает, а район принимает на себя отдельные бюджетные полномочия поселения по организации исполнения бюджета Поселения (далее-отдельные бюджетные полномочия) на 2020 год.
По мнению административных истцов, оспариваемый нормативно-правовой акт нарушает их права и законные интересы, поскольку принят в нарушение ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно которому не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Административные истцы также указывают, что принятое соглашение не было опубликовано в официальном источнике.
По мнению административных истцов, заключение соглашения осуществлено лицом, не имеющим на то полномочий, в частности, согласно пп. 2, пп. 4 ст. 31 Устава Муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> полномочия по подписанию договоров и соглашений от имени муниципального образования возложены на главу муниципального образования, соответственно соглашение, заключенное администрацией МО «Свердловское городское поселение» в лице ВРИО главы администрации ФИО3 незаконно.
Административные истцы считают, что административными ответчиками нарушен порядок принятия указанного нормативно-правового акта, что влечет его безусловную отмену.
В связи с изложенными обстоятельствами административные истцы просят суд:
- признать недействующим полностью соглашение №.0-11 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче отдельных бюджетных полномочий на 2020 год, заключенное между административными ответчиками с момента подписания соглашения сторонами.
В настоящем судебном заседании административный истец ФИО5, действующая также по доверенности от административного истца ФИО4 поддержала административные исковые требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области просил отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая их необоснованными.
Представитель административного ответчика МО «ВМР» ЛО, заинтересованные лица,извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в материалы административного дела представлены письменные объяснения по административному иску, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ч.6 ст.213 КАС РФ.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования оставить без удовлетворения, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФс административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из п.п.7-9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Материалами административного дела установлено, что решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче отдельных бюджетных полномочий администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на 2020 год администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>» переданы бюджетные полномочия администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по составлению и исполнению бюджета МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>. Главе администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> поручено заключить с администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> соглашение о передаче указанных в части 1 решения полномочий в пределах средств, предусмотренных бюджетом МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на 2020 год на эти цели и опубликовать соглашение о передаче полномочий в порядке, установленном ля официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Указанное решение опубликовано в приложении к газете «Всеволожские вести» - «Невский берег», выпуск № за февраль 2020 г.
ДД.ММ.ГГГГ.между администрацией муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в лице временно исполняющего полномочия главы администрации ФИО3, действующего на основании решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в лице главы администрации ФИО2 заключено соглашение №.0-11 о передаче отдельных бюджетных полномочий на 2020 год, по условиям раздела 1 которого поселение передает, а район принимает на себя отдельные бюджетные полномочия поселения по организации исполнения бюджета Поселения (далее-отдельные бюджетные полномочия) на 2020 год. Отдельные бюджетные полномочия поселения на 2020 год осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, принятыми органами государственной власти РФ, органами государственной власти <адрес> и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Порядок осуществления отдельных бюджетных полномочий Поселения на 2020 год осуществляется в соответствии с настоящим соглашением. Уполномоченным органом района, осуществляющим непосредственное исполнение передаваемых полномочий, является комитет финансов администрации МО «Всеволожский муниципальный район» - далее комитет финансов. Комитет финансов выступает в данном соглашении от имени района по всем права и обязанностям, возникающим на основании соглашения. Перечень прав и обязанностей сторон установлен разделом 2 оспариваемого соглашения. Согласно п.3.1. соглашения полномочия поселения по формированию и исполнению бюджета поселения на 2020 год осуществляется районом за счет средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Поселения в бюджет Района в размере 719450 рублей. Размер иных межбюджетных трансфертов устанавливается в соответствии с Порядком расчета финансовых средств на исполнение полномочий, являющихся приложением к настоящему Соглашению (приложение №). Срок действия соглашения установлен п. 5.1. соглашения, согласно которому соглашение вступает в силу с момента его опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Приложением № к соглашению утвержден порядок расчета финансовых средств на исполнение отдельных бюджетных правоотношений, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных бюджетных полномочий МО «Свердловское городское поселение» на 2020 год определяется исходы из месячного норматива финансовых средств, рассчитанного по формуле: Н=(П*Вп+У*Ву+Р*Вр+К*Вк)*Ч+М..
Оспариваемое соглашение опубликовано на официальном сайте администрации МО «Свердловское городское поселение» в разделе нормативных правовых актов и доступно для скачивания.
Указанное соглашение, заключенное между административными ответчиками, административные истцы просят признать недействующим по основаниям, изложенным в административном иске.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Частью 2 ст. 47 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как следует из п. 9 ст. 59 Устава «МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденного решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с внесенными изменениями решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного меду органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании – приложение «Невский берег» к газете Всеволожские вести. В качестве дополнительного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание – официальное представительство муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sverdlovo-adm.ru.
Оспариваемое соглашение заключено между административными ответчиками на основании решения совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче отдельных бюджетных полномочий администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на 2020 год администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>» переданы бюджетные полномочия администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по составлению и исполнению бюджета МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Указанные полномочия в сфере бюджетных правоотношений по исполнению бюджета муниципального образования приняты решением совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что оспариваемое соглашение было опубликовано на официальном сайте административного ответчика в сети Интернет по адресу www.sverdlovo-adm.ru ДД.ММ.ГГГГ Указанный источник является дополнительным, однако из п.9 ст. 59 устава «МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденного решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с внесенными изменениями решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № не следует, что официальным опубликованием заключенных соглашений может считаться исключительно такое опубликование в периодическом печатном издании. Запрет на первоначальное опубликование в дополнительном источнике уставом не установлен.
Таким образом, опубликование соглашения на официальном сайте административного ответчика в сети Интернет по адресу www.sverdlovo-adm.ru является надлежащим способом обнародования заключенного между администрацией района и администрацией поселения соглашения.
В связи с этим суд приходит к выводу, что с содержанием оспариваемого соглашения административные истцы могли ознакомиться и ознакомились с ним, что также следует из того, что административные истцы приложили к настоящему административному истку копию оспариваемого соглашения. Суд не находит основания для признания соглашения недействительным по основанию нарушения порядка его опубликования.
В силу абз.3 ч.4 ст.15 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решением совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче отдельных бюджетных полномочий администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на 2020 год администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> определен порядок заключения оспариваемого соглашения, согласно которому установлен круг передаваемых полномочий, период, на который полномочия передаются, указание главе администрации МО «Свердловское городское поселение» о заключении соответствующего соглашения. Указанное решение в установленном законом порядке не оспорено,является действующим.
Таким образом, оспариваемое соглашение заключено в порядке, установленном названным решением.
Оспариваемое соглашение заключено между администрацией поселения и администрацией района, соответственно подписание указанного соглашения должно осуществляться от имени администрации главой соответствующей администрации, а не от муниципального образования главой муниципального образования, в связи с чем, ссылка административного истца на ст.31 Устава в части полномочий на подписание соглашения несостоятельна.
Из заключенного соглашения следует, что его подписание осуществлено временно исполняющим полномочия главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> ФИО3, действующим на основании решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и главой администрациимуниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> ФИО2.
Указанное решение совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № на момент заключения оспариваемого соглашения являлось действующим, в судебном порядке оспорено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что временно исполняющий полномочия главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> ФИО3 имел полномочия и право на заключение оспариваемого соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №.0-11. Форма и содержание соглашения соответствуют вышеуказанным положениям законодательства. Судом не выявлено нарушений в порядке принятия административным ответчиком оспариваемого распоряжения.
Сама по себе передача полномочий, отраженных в оспариваемом соглашении от одного органа местного самоуправлению к другому не подпадает под нормы абз.2 ч.1.2. ст.17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку данная норма осуществляет запрет на отнесение полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона исключительно к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таком положении дела суд не усматривает оснований для признания недействующим заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в лице временно исполняющего полномочия главы администрации ФИО3, действующего на основании решения совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в лице главы администрации ФИО2 заключено соглашения №.0-11 о передаче отдельных бюджетных полномочий на 2020 год, в связи с чем административные исковые требования ФИО5, ФИО4 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 213-215, 150 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО4, ФИО5 к администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании недействующим соглашения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 17 января 2022 года.