Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Всеволожский городской суд (Ленинградская область) |
Дата поступления | 24.06.2021 |
Дата решения | 25.05.2022 |
Категория дела | заключения служебной проверки, дисциплинарных взысканий, результатов аттестации, результатов конкурса на замещение должности государственной (муниципальной) службы |
Судья | Курбатова Элеонора Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 21bd1655-4e4e-36fc-a484-a4a0e4c062b7 |
47RS0004-01-2021-007396-78
Дело № 2-925/2022 (2-8469/2021;) | 25 мая 2022 г. |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Курбатовой Э.В.,
при ведении протокола секретарем Наймович В.В.,
с участием истца [СКРЫТО] Н.В., ее представителя адвоката Исакаса Д.И. по ордеру от 21 сентября 2021 года,
представителя ответчика по доверенности от 14 сентября 2021 года Ремизовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Наталии [СКРЫТО] к администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области об отмене дисциплинарных взысканий, признании незаконными и отмене распоряжений о досрочном снятии дисциплинарных взысканий, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
[СКРЫТО] Н.В. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее администрация) о признании незаконными распоряжений №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс от 24 мая 2021 года о применении к ней дисциплинарных взысканий в виде строгого выговора за неисполнение должностных обязанностей, что выразилось, соответственно, в недобросовестном исполнении должностных обязанностей по организации и ведению личных дел муниципальных служащих администрации муниципального образования; в недобросовестном исполнении должностных обязанностей по организации и ведению трудовых книжек муниципальных служащих администрации муниципального образования; в недобросовестном исполнении должностных обязанностей по организации, ведению и регистрации нормативно-правовых актов администрации муниципального образования. Истец, полагая, что ее вина в совершении дисциплинарных проступков отсутствует, при применении к ней дисциплинарного взыскания ответчиком нарушена процедура, установленная трудовым законодательством, просит отменить указанные распоряжения, как незаконные и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 77000 руб. за каждое привлечение к ответственности.
В ходе судебного разбирательства, в связи с изданием ответчиком распоряжений о досрочном снятии всех дисциплинарных взысканий, истец дополнила иск требованиями о признании незаконными распоряжений от 2 июля 2021 года №№ 78-лс (о снятии взыскания по распоряжению № 61-лс), 79-лс (о снятии взыскания по распоряжению № 62-лс).
В судебном заседании истец, ее представитель требования иска поддержали, подтвердили изложенные обстоятельства.
Представитель ответчика иск не признала, указав, что дисциплинарные взыскания применены к истцу в соответствии с выявленными фактами нарушений выполнения должностных обязанностей, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена, вид взыскания – «строгий» выговор является технической ошибкой, на дату судебного разбирательства все дисциплинарные взыскания по распоряжениям №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс, а также распоряжения о досрочном снятии взысканий отменены работодателем, что, по мнению ответчика, исключает предмет иска. Представитель ответчика просит в иске отказать.
Протокольным определением, вынесенным в порядке ч.2 ст.224 Гражданского процессуального кодекса РФ, на основании ст.151 указанного Кодекса, дела по искам [СКРЫТО] Н.В. о незаконности распоряжений о применении к ней дисциплинарных взысканий, досрочном снятии взыскний и взыскании компенсации морального вреда объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Суд, выслушав объяснения участников судебного процесса, оценив доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее по тексту - Закон о муниципальной службе).
Как следует из статьи 27 Закона о муниципальной службе, за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Законом о муниципальной службе.
Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.
На основании статьи 189 Трудового кодекса РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации). Виновное неисполнение данных требований может повлечь привлечение работника к дисциплинарной ответственности, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.
В соответствии с пунктом 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть проверено в судебном порядке. При этом, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а исходит из общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной ответственности (в частности таких, как справедливость, соразмерность, законность) и, руководствуясь вышеуказанными нормами Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с другими его положениями, устанавливает факт совершения дисциплинарного проступка, оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела и др.
Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность применения работодателем за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение.
В силу части 5 статьи 192 Трудового кодекса РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (часть 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (части 2 и 3 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Н.В. на основании заключенного с ней контракта от 13 февраля 2019 года и распоряжения администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13 февраля 2019 года № 12-лс назначена на младшую должность муниципальной службы Ленинградской области специалистом 1-й категории сектора по связям с общественностью и социальной работе.
Распоряжением от 30 апреля 2019 года № 58-лс [СКРЫТО] Н.В. назначена на старшую должность муниципальной службы муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ведущего специалиста отдела по связям с общественностью и социальной работе, в связи с чем, с ней заключено дополнительное соглашение № 1 от 6 мая 2019 года к трудовому контракту от 13 февраля 2019 года.
Также установлено, что распоряжением администрации от 24 мая 2021 года № 61-лс на основании докладной записки от 19 марта 2020 года, акта от 3 августа 2020 года, заключения № 1 по результатам служебной проверки от 19 мая 2021 года, к [СКРЫТО] Н.В. применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей по организации и ведению личных дел муниципальных служащих администрации.
Распоряжением администрации от 24 мая 2021 года № 62-лс на основании докладной записки от 19 марта 2020 года, акта от 3 августа 2020 года, заключения № 2 по результатам служебной проверки от 19 мая 2021 года, к [СКРЫТО] Н.В. применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за проступок, выразившийся в недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей по организации и ведению трудовых книжек муниципальных служащих администрации.
Распоряжением администрации от 24 мая 2021 года № 63-лс на основании докладной записки от 19 марта 2020 года, акта от 3 августа 2020 года, заключения № 3 по результатам служебной проверки от 19 мая 2021 года, к [СКРЫТО] Н.В. применено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за совершение проступка, выразившегося в недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей по организации, ведению и регистрации нормативно-правовых актов администрации.
Как указано выше, основания для вывода о совершении работником проступков выявлены 3 августа 2020 года при составлении актов.
В период с 29 июля 2020 года по 13 мая 2021 года [СКРЫТО] Н.В. являлась временно нетрудоспособной, находилась в очередных отпусках, что подтверждается листками нетрудоспособности, графиками отпусков, не оспаривается сторонами.
Первым рабочим днем истца после ее длительного отсутствия являлось 14 мая 2021 года.
После выхода истца на работу, 14 мая 2021 года работодателем от нее в порядке ст.193 Трудового кодекса РФ затребованы письменные объяснения по событиям, квалифицированным ответчиком в качестве дисциплинарных проступков.
Объяснения представлены истцом 18 мая 2021 года.
Распоряжениями администрации от 2 июля 2021 года №№ 78-лс, 79-лс, 80-лс в порядке ст.194 Трудового кодекса РФ на основании ходатайства непосредственного руководителя истца с [СКРЫТО] Н.В. досрочно сняты дисциплинарные взыскания, наложенные соответственно распоряжениями от 24 мая 2021 года №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс.
Распоряжением администрации от 16 декабря 2021 года № 187-лс принятые ранее в отношении [СКРЫТО] Н.В. распоряжения от 24 мая 2021 года №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс, а также от 2 июля 2021 года №№ 78-лс, 79-лс, 80-лс отменены по причине, как следует из данного распоряжения, нарушения порядка применения дисциплинарных взысканий.
С распоряжением от 16 декабря 2021 года № 187-лс [СКРЫТО] Н.В. ознакомлена.
Согласно должностной инструкции ведущего специалиста отдела по связям с общественностью и социальной работе администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обязанности истца, помимо прочего, входило:
ведение работы архивации,
оформление и регистрация постановлений, распоряжений по основному составу, распоряжений по личному составу,
ведение реестра муниципальных служащих администрации,
подготовка и периодический просмотр, внесение на утверждение советом депутатов, главой администрации МО нормативно-правовых актов в сфере своих должностных обязанностей,
ведение кадровой работы, оформление приема, перевода, увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе,
ведение табеля учета использования рабочего времени,
подготовка документов для проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих,
оформление трудовых договоров,
подготовка правовых актов администрации в сфере кадрового учета, подготовка документов по пенсионному страхованию, составление графиков отпусков, оформление отпусков,
формирование личных карточек Т-2, личных дел муниципальных служащих, работников, не являющихся муниципальными служащими,
подготовка документов по исчислению стажа, установлению надбавок.
С должностной инструкций [СКРЫТО] Н.В. ознакомлена 5 февраля 2020 года.
В представленных в материалы дела актах №№ 1-3 от 3 августа 2020 года выявлены нарушения при ведении личных дел сотрудников, заполнении трудовых книжек, а также нарушения в оформлении постановления администрации об определении места отбывания наказания (неправильно озаглавлен документ), нарушения в оформлении распоряжений по личному составу сотрудников – об увольнении, о предоставлении отпусков, об исполнении обязанностей (отсутствуют подписи служащих в распоряжениях).
Анализируя обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что отраженные в актах недостатки, входящие в сферу исполнения истцом ее должностных обязанностей, не могли лечь в основу квалификации ее действий в качестве дисциплинарного проступка.
Проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке.
В данном случае материалы служебной проверки кроме изложения недостатков в работе истца, подведенных работодателем к факту совершения ею дисциплинарного проступка не содержат оценки действий [СКРЫТО] Н.В., которые повлекли принятие в отношении нее решения о применении наказания. Работодателем не оценена тяжесть совершенного проступка, степень вины истца с учетом предшествующего поведения и ее отношения к службе, а также отсутствия каких-либо негативных последствий в связи с недостатками в оформлении документов. Из актов проверок не усматривается, в связи с чем течение обычного рабочего процесса, не исключающего корректируемые недостатки, квалифицировано ответчиком, как дисциплинарный проступок, то есть виновное поведение работника, связанное с неисполнением им трудовых обязанностей, повлекшее негативные последствия для работодателя, либо создавшее угрозу негативных последствий.
Следует отметить, что после выявления недостатков в оформлении документов, работодатель не предложил истцу исправить их, не предоставил срок для приведения документации в соответствие с утвержденными правилами и не провел по итогам работы истца над исправлением документов новую проверку, в результате которой, могли быть сделаны выводы о добросовестности, либо недобросовестности исполнения работником своих обязанностей, ее виновном поведении. В отсутствие каких-либо негативных для администрации и муниципального образования последствий в связи с выявлением недостатков в документации, применение к работнику одновременно трех дисциплинарных взысканий, искусственно разделенных на три дисциплинарных правонарушения, не соответствует принципам справедливости, соразмерности и законности.
Кроме того, дисциплинарные взыскания применены к истцу с нарушением положений ст.193 Трудового кодекса РФ, в которой указано на то, что дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.
Выявленные недостатки не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью администрации.
Установленный законодательством шестимесячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности является пресекательным, и его пропуск исключает возможность наложения на работника дисциплинарного взыскания.
Более того, в силу положений ст. 192 Трудового кодекса РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
В свою очередь, такое дисциплинарное взыскание как строгий выговор, действующий Трудовой кодекс РФ, а также положения ст.27 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусматривает.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для вывода о законности доводов иска о неправомерности применения к [СКРЫТО] Н.В. дисциплинарных взысканий.
Снятие с [СКРЫТО] Н.В. в порядке ст.194 Трудового кодекса РФ дисциплинарных взысканий в соответствии с распоряжениями от 2 июля 2021 года №№ 78-лс, 79-лс, 80-лс не направлено на восстановление трудовых прав истца и признание работодателем незаконности ранее примененных взысканий, не связано с реабилитацией работника.
Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконности распоряжений от 24 мая 2021 года №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс, производные распоряжения от 2 июля 2021 года о снятии дисциплинарных взысканий также признаются судом незаконными, нарушающими права работника.
Вместе с тем, учитывая, что после обращения [СКРЫТО] Н.В. в суд, распоряжением администрации от 16 декабря 2021 года № 187-лс принятые ранее в отношении [СКРЫТО] Н.В. распоряжения от 24 мая 2021 года №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс, а также от 2 июля 2021 года №№ 78-лс, 79-лс, 80-лс отменены со ссылкой на нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий, то есть требования истца в данной части удовлетворены ответчиком, однако, истец продолжает поддерживать соответствующие требования, суд, признавая обращение истца в суд с иском о незаконности перечисленных распоряжений, правомерным, вместе с тем, отказывает истцу в удовлетворении иска в части обязания ответчика отменить эти распоряжения.
Однако, признавая распоряжения от 24 мая 2021 года №№ 61-лс, 62-лс, 63-лс, а также от 2 июля 2021 года №№ 78-лс, 79-лс незаконными, нарушающими права работника в период их действия, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает характер допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истца, отсутствие доказательств наличия объективных оснований для применения к истцу дисциплинарных взысканий, нарушение процедуры применения дисциплинарных взысканий, характер и степень вины работодателя в указанном нарушении, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда по 15000 руб. за каждое незаконное дисциплинарное взыскание, примененное к истцу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу [СКРЫТО] Наталии [СКРЫТО] компенсацию морального вреда в связи с незаконностью распоряжения от 24 мая 2021 года № 61-лс о применении дисциплинарного взыскания в размере 15000 руб.
Взыскать с администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу [СКРЫТО] Наталии [СКРЫТО] компенсацию морального вреда в связи с незаконностью распоряжения от 24 мая 2021 года № 62-лс о применении дисциплинарного взыскания в размере 15000 руб.
Взыскать с администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу [СКРЫТО] Наталии [СКРЫТО] компенсацию морального вреда в связи с незаконностью распоряжения от 24 мая 2021 года № 63-лс о применении дисциплинарного взыскания в размере 15000 руб.
В остальной части отказать.
Взыскать с администрации МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в бюджет МО «Всеволожский муниципальный район» государственную пошлину в размере 1800 руб.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 31 мая 2022 года.