Дело № 2-161/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Горшеченский районный суд (Курская область)
Дата поступления 15.05.2023
Категория дела Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 10d1ed8f-713a-4c41-810c-26d925909f6c
Стороны по делу
Истец
************ ************ ******** ********** *************** ************ *********** *.*.******
Ответчик
******** *********** ******** "********** ******** ******"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО8

с участием представителя истца – помощника <данные изъяты> транспортной прокуратуры ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скоковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействие и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Белгородский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействие и возложении обязанности на ответчика в лице Юго-Восточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» в течение 06 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции <данные изъяты> подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; оснастить объект транспортной инфраструктуры железнодорожную станцию <данные изъяты> техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, мотивировав свои требования тем, что Белгородской транспортной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах <данные изъяты> организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на станции <данные изъяты>, отнесенной к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, по ней разработан и утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности, при этом сроки реализации мероприятий, указанных в данном паспорте, субъектом транспортной инфраструктуры до настоящего времени не соблюдены, мероприятия, указанные в нем, не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес <данные изъяты> организации работы железнодорожных станций внесено представление, однако, добровольно ответчиком не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности. Ссылается на то, что <данные изъяты> является приграничным регионом с зоной проведения СВО на территории Украины, в целях предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, причинения вреда жизни и здоровью граждан, необходимо неукоснительно выполнять требования законодательства о транспортной безопасности.

В судебном заседании представитель истца помощник Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав о том, что реализация требований транспортной безопасности осуществляется поэтапно, с учетом финансовых возможностей компании и необходимости обеспечить защиту в первую очередь стратегически важных объектов. При этом просила суд увеличить срок исполнения обязанностей, которые просит возложить на ответчика прокурор.

Выслушав в судебном заседании объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, основываясь на положениях ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года №16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной итнфраструктуры.

В силу ч.1 ст.4 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 года №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона, Правительством Российской Федерации устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Таким образом, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), устанавливаются в зависимости от уровня безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 года №2344 «Об установлении уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» установлены три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, при этом уровень безопасности №1, действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года №1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Обязательные к исполнению требования для субъектов транспортной инфраструктуры, направленные на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры при уровне безопасности №1, закреплены в п.5 указанных требований, дополнительные для объектов, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, - в п.6.

В соответствии с п.п. «г» п.5 указанных требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов.

Согласно п.п.«е» п.5 указанных требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно п.п.«в» п.6 указанных требований, в дополнение к п.5 субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.

При этом, в соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года №1635, утвержденные требования по обеспечению транспортной безопасности вступают в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования и действуют в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

Официальная публикация постановления осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем установленный законодательством срок исполнения указанных требований истек ДД.ММ.ГГГГ.

В суде установлено, что <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, согласно приложению к положению о <данные изъяты> организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Юго-Восточной дирекции управления движением, утвержденному распоряжением начальника Юго-Восточной дирекции управления движением от ДД.ММ.ГГГГ , является линейной железнодорожной станцией и входит в состав <данные изъяты> (п.6 положения).

При этом, железнодорожная станция <данные изъяты> организации работы железнодорожных станций отнесена к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию.

ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, - железнодорожная <данные изъяты> железной дороги – филиала ОАО «РЖД», п.п. «г» п. «а» ч.4 которого при уровне безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, во исполнение п.5 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ требований, предусмотрена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечить для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

п.п. «в» п. «а» ч.4 - во исполнение п.6 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 года №1635 требований, предусмотрена обязанность оснастить объект транспортной инфраструктуры средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

При этом срок реализации мероприятий, предусмотренных паспортом объекта транспортной инфраструктуры, установлен – в течение 01 года со сдня вступления в силу данного документа (п.п.«е» п.«а» ч.4 паспорта).

ДД.ММ.ГГГГ транспортным прокурором в адрес начальника <данные изъяты> организации работы железнодорожных станций внесено представление об устранении законодательства о транспортной безопасности.

Как следует из ответа Юго-Восточной дирекции управления движением, по результатам рассмотрения данного представления Юго-Восточной дирекцией управления движением совместно с Юго-Восточной дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание, согласно которому после оснащения объекта транспортной инфраструктуры (железнодорожных станций) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности Юго-Восточная дирекция по эксплуатации зданий и сооружений должна организовать в установленном порядке в ОАО «РЖД» работу по заключению с подразделениями транспортной безопасности на оказание услуг по защите железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства. При этом оборудование инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов производится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утверждаемой центральным аппаратом ОАО «РЖД» по проекту «Транспортная безопасность» с учетом финансовых возможностей компании. Согласно информационному письму ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, в инвестиционную программу включаются, прежде всего, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта (с учетом пассажиропотока, интенсивности движения поездов, объема грузовой работы), объектов, задействованных при проведении в Российской Федерации значимых международных мероприятий. Согласно информационному письму ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Для исполнения Требований по реализации паспортов объектов транспортной инфраструктуры дирекцией были представлены предложения на технико-технологический совет железной дороги по оснащению железнодорожных станций. Дирекцией в адрес Центральной дирекции управления движением ДД.ММ.ГГГГ были направлены предложения и обосновывающие материалы для включения в среднесрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД» на ДД.ММ.ГГГГ годы по объектам Управляющего проектом «Департамент безопасности ОАО «РЖД». В перечне объектов транспортной инфраструктуры, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» сроком до <данные изъяты>, <данные изъяты> отсутствует.

Доказательств того, что на момент предъявления иска в суд указанные обязанности в полном объеме были выполнены, в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

В силу приведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожная <данные изъяты>, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Вместе с тем ОАО «РЖД» обязанности по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной <данные изъяты> подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; оснащению указанного объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время, не исполнены до настоящего времени.

В целях предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, причинения вреда жизни и здоровью граждан, необходимо неукоснительно выполнять требования законодательства о транспортной безопасности, невыполнение которых свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, в связи с наличием, в том числе, угрозы безопасности движения на железнодорожном транспорте, а также угрозы для жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба имуществу, которые подлежат восстановлению посредством возложения на ответчика указанных выше обязанностей. При этом, обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры напрямую вытекает из сферы хозяйственной деятельности ответчика, в связи с чем исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем и характер работ, которые необходимо произвести ответчиком для выполнения возложенных на него обязанностей, принципы соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, взаимной ответственности личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности, исходя из разумности, суд считает целесообразным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что прокурор, в соответствии с п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины при обращении в суд освобожден, при удовлетворении его исковых требований неимущественного характера государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в бюджет муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белгородского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействие и возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» <данные изъяты>) в лице Юго-Восточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», выразившееся в неисполнении на железнодорожной <данные изъяты> организации работы железнодорожных станций Юго-Восточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», находящейся по адресу: <адрес>, <адрес>, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Возложить на ОАО «Российские железные дороги» <данные изъяты>) в лице Юго-Восточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» в течение 01 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обязанности:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной <данные изъяты> подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделения транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

оснастить объект транспортной инфраструктуры - железнодорожную станцию Роговое техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах, обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (<данные изъяты>) в бюджет муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственную пошлину, от уплаты которой освобожден истец, в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья ФИО7

<адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> ФИО8 <данные изъяты> ФИО1 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО1 ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО7
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Горшеченский районный суд (Курская область) на 15.05.2023 в базе нет.