Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Катайский районный суд (Курганская область) |
Дата поступления | 27.07.2023 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) → о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 63bae52b-e21e-416f-a7eb-1dd06af195ca |
УИД 45RS0007-01-2023-000542-96 Дело № 2а-474/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 11 августа 2023 года
Катайский [СКРЫТО] суд Курганской области в составе:
председательствующего, судьи Колесникова В.В.,
с участием помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Курганской области Федотовой К.А.,
при секретареЧереваткиной К.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Курганской области о признании информации запрещённой для распространения на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Курганской области обратился в суд с административный исковым заявлением, поданным в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, в котором просит признать размещённую в сети «Интернет» информацию на страницах сайтов с адресом:
https://ok.ru/video/926408774076, https://ok.ru/video/1730004125042,
где для неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, размещена информация о насилии над людьми.
В обоснование требований также указано, что прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства, установлено, что на Интернет-ресурсах с указанными адресами неопределённому кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, предоставляется доступ к Интернет-ресурсам, содержащих приведённую информацию, которая негативно сказывается на развитии детей (л.д. 5-8).
В судебном заседании прокурор Федотова К.А. на заявленных требованиях настаивала по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что установить владельца указанного сайта не представилось возможным.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Курганской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно надлежащим образом. В письменных объяснениях просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Возражений против удовлетворения требований не сообщает. Указал, что данная информация по состоянию на 02.08.2023 доступна.
Суд пришёл к выводам о возможности рассмотрения дела, признав явку представителя заинтересованного лица необязательной.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании информации запрещённой для распространения на территории Российской Федерации – законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в сети «Интернет» на страницах сайта с адресами:
https://ok.ru/video/926408774076, https://ok.ru/video/1730004125042,
размещена информация о насилии над людьми, с призывами к совершению насильственных действий.
Как правильно указано прокурором, указанная информация по приведённому адресу сети «Интернет» доступна неопределённому кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, предоставляется доступ к Интернет-ресурсам, содержащих приведённую информацию. Просмотр несовершеннолетними данного контента может причинить вред психологическому здоровью несовершеннолетних.
Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения лиц, сайты не содержат ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии (л.д. 9-11, 13-14 и др.).
Статьёй 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1). Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6).
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-коммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, в соответствии с которым информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьёй 3 Федерального закона № 149-ФЗ установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в числе которых установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В части 1 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ указано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается одна автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Аналогичное основание предусмотрено п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" установлено, что одними из целей государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащимиКонституцииРоссийской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьёй 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ предусмотрена защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Так, органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (п. 1).
Пунктами 1, 3, 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" определено, что к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение.
Статьями 111, 112, 115 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также – УК Российской Федерации) установлена уголовная ответственность за причинения вреда здоровью в зависимости его тяжести (тяжкого, средней тяжести, лёгкого); ст. 119 – за угрозу убийством, ст. 116, 116,1, ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП Российской Федерации) установлена ответственность причинение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль; ст. 117 УК Российской Федерации – истязание.
Статьей 6.17 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушениезаконодательстваРоссийской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Как правильно указано прокурором, организация публичного доступа к указанным материалам в сети Интернет, в том числе несовершеннолетним, нарушает охраняемые права детей, неопределённого круга лиц.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из анализа содержания положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, иных приведённых нормативных актов следует, чтораспространение указанной в административном исковом заявлении прокурора информации не допускается. Данная информация носит явный незаконный характер, по сути является публичным побуждением к совершению в том числе несовершеннолетних уголовных преступлений, административных правонарушений, склонением несовершеннолетних к причинению вреда здоровью, в этой связи у суда имеются все основания запретить её распространение.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что указанная информация является запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, обязанность по исполнению решения в силу приведённых нормативных актов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, территориальным подразделением которой в Курганской области является заинтересованное лицо по делу - Управление Роскомнадзора по Курганской области (ч. 3 ст. 265.5 КАС Российской Федерации).
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению (ч. 4 ст. 265.5 КАС Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 175-181,265.5 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Курганской области, в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, о признании информациизапрещённой для распространения на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать размещённую в сети «Интернет» информацию на страницах сайтов с адресами:
https://ok.ru/video/926408774076, https://ok.ru/video/1730004125042,
запрещённой к распространению в Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский [СКРЫТО] суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Колесников
В мотивированном виде изготовлено: 11.08.2023