Дело № 2а-443/2023 ~ М-362/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Варгашинский районный суд (Курганская область)
Дата поступления 26.07.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID c29d8036-27a1-475f-8c27-5cec05da2d15
Стороны по делу
Истец
*********** ************* ****** ********** *******
Ответчик
************* ****** ********** ************* ****** ********** *******
************* ************* ************** ****** ********** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 
Решение по административному делу
Информация по делу

Дело № 2а-443/2023

УИД 45RS0003-01-2023-000468-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Варгаши 11 августа 2023 года

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гончар О.В.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Южного сельсовета Варгашинского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности указав, что в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, в части обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер к приведению площадок временного хранения ТКО, расположенных по адресам: <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и обязать ответчика оборудовать места (площадки) накопления ТКО, расположенные по вышеуказанным адресам, согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Определением суда от 11.08.2023 в связи с преобразованием муниципальных образований произведена замена административного ответчика Администрации Южного сельсовета Варгашинского района Курганской области на ее правопреемника Администрацию Варгашинского муниципального округа Курганской области.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при наличии сведений о надлежащем извещении административного ответчика с учетом представленного письменного отзыва последнего, суд принял решение о продолжении рассмотрения дела в отсутствие представителя Администрации Варгашинского муниципального округа Курганской области.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Варгашинского района Грибанов А.Ю. поддержал административные исковые требования, дав пояснения по доводам иска.

Представитель административного ответчика Администрации Варгашинского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и установить срок исполнения решения суда до 01.10.2024, поскольку заявленный прокурором срок исполнения решения суда до 01.04.2024 является неразумным и заведомо неисполнимым.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с положениями ст. 8 Закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Судом установлено, что в соответствии с Законом Курганской области от 01.10.2022 № 71 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Варгашинского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Варгашинский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области», в состав Варгашинского муниципального округа вошли все поселения Варгашинского района, в том числе с. Саламатовское, с. Медвежье, д. Гагарье, д. Корнилово, которые ранее согласно Уставу входили в состав территории Южного сельсовета Варгашинского района Курганской области.

Администрация Варгашинского муниципального округа Курганской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Варгашинского муниципального округа (выписка из ЕГРЮЛ), действующим на основании Положения, утвержденного решением Думы Варгашинского муниципального округа Курганской области № 11 от 27.04.2023.

Согласно Положению Администрация Варгашинского муниципального округа Курганской области – исполнительно-распорядительный орган Варгашинского муниципального округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Курганской области. Администрация Варгашинского муниципального округа обладает правами юридического лица.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения.

Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО на соответствующих территориях муниципального образования, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае – на Администрацию Варгашинского муниципального округа Курганской области.

Положениями ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Пунктом 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки). Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Из материалов дела следует, что согласно территориальной схеме в области обращения с отходами производства и потребления с ТКО Курганской области, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016 № 566, на территории Варгашинского муниципального округа Курганской области расположены, в том числе, применительно к заявленным требованиям, следующие площадки временного хранения ТКО по нижеуказанным адресам: <адрес>

В мае 2023 прокуратурой Варгашинского района Курганской области проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, в ходе которой установлено, что административным ответчиком не оборудованы места (площадки) накопления ТКО по адресам: <адрес> с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21.

Предписание в адрес административного ответчика не направлялось, прокуратурой предложено ответчику в добровольном порядке устранить выявленные нарушения.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается ответом Администрации Южного сельсовета Варгашинского района № 80 от 22.05.2023.

Доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений требований исполнения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с ТКО, административным ответчиком не предоставлено и суду.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что Администрация Южного сельсовета Варгашинского района Курганской области и ее правопреемник – Администрация Варгашинского муниципального округа Курганской области с мая 2023 года добровольно не устраняют выявленные прокуратурой нарушения по обращению с ТКО, что препятствует безопасной реализации системы обращения с отходами производства и потребления, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает опасность загрязнения земель, плодородного слоя почв, а также может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и животных, распространение общих для животных и человека заболеваний, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений.

Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 01.04.2024. Вместе с тем, требование прокурора об установлении судом срока для исполнения административным ответчиком обязанности оборудовать места (площадки) накопления ТКО до 01.04.2024, являются заведомо неисполнимыми в этот срок и заявлены без учета процедуры бюджетного планирования и выделения бюджетных средств, а также того, что требуемый административным истцом срок исполнения обязанностей приходится на осенне-зимние месяцы, в которые производство работ невозможно, либо потребует дополнительные бюджетные расходы.

В связи с этим, учитывая климатические условия, и то, что для осуществления работ по обустройству мест (площадок) накопления ТКО требуются временные и финансовые затраты, связанные с соблюдением установленной законом процедуры выделения бюджетных денежных средств, процедуры заключения муниципальных контрактов, а также учитывая, что Администрация Варгашинского муниципального округа создана только 11.07.2023, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для исполнения судебного решения до 01.10.2024. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным и реальным.

В силу положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которыхбыло подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Варгашинского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варгашинского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Варгашинского муниципального округа Курганской области (ИНН 4500009344, ОГРН 1234500003209) по неприятию мер к приведению площадок временного хранения твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Возложить на Администрации Варгашинского муниципального округа Курганской области (ИНН 4500009344, ОГРН 1234500003209) обязанность в срок до 1 октября 2024 года оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Администрация Варгашинского муниципального округа Курганской области обязана сообщить об устранении выявленных нарушений в течение одного месяца со дня установленного срока исполнения обязанности в суд и административному истцу.

Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2023 года.

Судья О.В. Гончар

Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Варгашинский районный суд (Курганская область) на 26.07.2023 в базе нет.