Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Чухломский районный суд (Костромская область) |
Дата поступления | 01.06.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 54f7881f-9b20-4543-aef9-7adc516ddd91 |
Дело №2а-221/2023
УИД 44RS0019-01-2023-000240-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 21 июня 2023 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Чухломского района Урожаевой Т.Б.,
при секретаре Баушевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чухломского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
установил:
Прокурор Чухломского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Административные исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Чухломского района проведена проверка в деятельности администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
В нарушение требований ч. 1 ст. 13, ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрацией Судайского сельского поселения не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие:
-основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
-порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
-порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи.
По выявленным нарушениям прокуратурой района 07.03.2023 года главе Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района внесено представление. Однако нарушения законодательства до настоящего времени в полном объеме не устранены.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обратился в суд и просит признать незаконным бездействие администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере осуществления дорожной деятельности, а также обязать административного ответчика в срок до 01.08.2023 года принять соответствующие нормативные правовые акты.
В судебном заседании заместитель прокурора Чухломского района Урожаева Т.Б. поддержала требование о признании незаконным бездействия администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере осуществления дорожной деятельности.
Считает, что обязанность принятия муниципальных нормативных правовых актов в сфере дорожной деятельности возникла у администрации поселения с момента принятия норм федерального законодательства.
В частности, обязанность по разработке основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения возникла с момента принятия Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ноябре 2007 года.
Полномочие по принятию решений о создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использование предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ введено Федеральным законом от 21.04.2011 года, с указанного времени у администрации Судейского сельского поселения возникла обязанность принятию соответствующего решения.
Обязанность по принятию указанного в ч. 1 и 4 ст. 20 Федерального закона № 257-ФЗ согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги с перечнем документов, необходимых для их выдачи, также возникла с момента вступления в силу Федерального закона № 257-ФЗ.
Таким образом, со стороны администрации Судайского сельского поселения имело место длительное непринятие нормативных правовых актов, обязанность по принятию которых установлена действующим федеральным законодательством.
Указанное бездействие администрации Судайского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципальных НПА в сфере осуществления дорожной деятельности, могло повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, то есть каждого, кто бы обратился в администрацию поселения, по вопросам направления инвестиций в области развития дорог местного значения, по вопросам необходимости использования парковочных мест, а также лиц, обратившихся в администрацию поселения за получением письменного согласия администрации при проведении строительства, реконструкции, ремонта пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог местного значения.
От административных исковых требований в части обязания административного ответчика в срок до 01.08.2023 года принять нормативные правовые акты в соответствии с требований ч. 1 ст. 13, ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отказалась в связи с принятием их административным ответчиком.
Представитель административного ответчика глава Судайского сельского поселения Копф Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. В заявлении от 20.06.2023 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие, административные исковые требования прокурора не признала. Представила документы, подтверждающие факт устранения нарушений, выявленных прокурором в ходе проверки: постановления Администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 07.08.2013 г. №40 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области и правил их расчета»; от 21.07.2020 №32-а «Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области»; от 18 мая 2023 г. №14-а «Об утверждении Положения об основных направлениях инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области»; от 20.06.2023 г. №17-а «Об утверждении Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области» ; от 20.06.2023 г. №18-а «Об утверждении Порядка выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги общего пользования местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги общего пользования местного значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги общего пользования местного значения к другой автомобильной дороге, а также перечня документов, необходимых для выдачи такого согласия».
Определением суда от 21.06.2023 года производство по делу в части обязания администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района в срок до 01 августа 2023 года принять в соответствии с ч. 1 ст. 13, ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормативные правовые акты, устанавливающие:
-основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
-порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
-порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, было прекращено в связи с частичным отказом административного истца от иска.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 №38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
1.1) утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в том числе посредством системы контроля;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона №257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Чухломского района в ходе проверки, проведенной в деятельности администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, выявлены нарушения законодательства в сфере строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, а именно: администрацией Судайского сельского поселения не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие:
-основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
-порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
-порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи.
По результатам проверки прокуратурой района 17.03.2023 года главе Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района внесено представление.
Согласно ответу главы администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Копф Т.А. на представление прокурора от 04.04.2023 года нормативные правовые акты, устанавливающие основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения не принимались, т.к. администрация Судайского сельского поселения считает принятие данного НПА нецелесообразным.
В соответствии с ч. 1 ст. 13, ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18, ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Администрацией Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области приняты следующие муниципальные правовые акты:
постановление Администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области и правил их расчета»;
постановление Администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области «Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области».
Администрация Судайского сельского поселения разработала проекты постановлений «Об утверждении Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области», и «Об утверждении Порядка выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги общего пользования местного значения Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги общего пользования местного значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги общего пользования местного значения к другой автомобильной дороге, а также перечня документов, необходимых для выдачи такого согласия», которые направлены прокурору в целях взаимодействия органов местного самоуправления Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района и органов Прокуратуры Чухломского муниципального района, для проведения проверки соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время нарушения устранены, нормативные правовые акты административным ответчиком приняты и опубликованы на сайте администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, что подтверждено представленными административным ответчиком документами..
Вместе с тем, анализ материалов дела свидетельствует о том, что административным ответчиком не принималось своевременных, реальных и достаточных мер по соблюдению требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, чем было допущено бездействие, приведшее к неисполнению требований указанного выше законодательства и угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц.
Бездействие администрации Судайского сельского поселения не соответствует требованиям Конституции РФ и Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доказательств того, что существовали объективные причины, препятствовавшие выполнить весь объем предусмотренных законом действий и мер административным ответчиком не представлено.
Суд считает, что непринятие административным ответчиком своевременных мер по соблюдению требований вышеуказанного законодательства, могло повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на возможности реализации гражданских, экономических, и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина взысканию с администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Чухломского района Костромской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии муниципальных нормативных правовых актов в сфере осуществления дорожной деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Юхман Л.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.06.2023 года.