Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 26.03.2020 |
Дата решения | 28.07.2020 |
Категория дела | Иные споры о праве собственности на землю |
Судья | Тимкина Любовь Анатольевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bfeb8a46-4c23-348d-87b9-21df5b71fcff |
Дело № 2-1271/2020
43RS0002-01-2020-001642-70РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Киров 28 июля 2020 г.
Октябрьский районный суд г.Кирова
в составе председательствующего судьи Тимкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Кочуровой В.Р.,
с участием представителя истца ст. помощника прокурора Октябрьского района г. Кирова Лысковой Н.А., представителя ответчика администрации МО «Город Киров» по доверенности от 23.10.2019 Фетисовой Т.А., представителя третьего лица ООО УК «Альфа Сервис» по доверенности от 08.11.2019 Мамедова Н.А., представителя третьего лица МУП «Водоканал» по доверенности № 24 от 04.03.2020 Новоселова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1271/2020 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Кирова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Город Киров» о признании выгребной ямы бесхозяйным имуществом, обязании совершить действия по принятию на учет бесхозяйного имущества,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Город Киров» о признании права собственности на объект недвижимого имущества и обязании совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Кирова проведена проверка по вопросу непринятия администрацией г. Кирова мер по содержанию выгребных ям, обслуживающих жилые дома №№67,67а,67б и 85 а по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова. В ходе проверки было установлено, что двухэтажные многоквартирные дома №№ 67,67а,67б расположенные по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова имеют нецентрализованную систему канализации, водоотведение жидких отходов из каждого жилого дома осуществляется в выгребную канализационную яму, расположенную на придомовой территории дома №67б по ул. Московской.
По информации управляющей компании жилых домов №№ 67,67 а, 67 б и 85 а по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова ООО УК «Альфа Сервис» выгребные ямы общедомовым имуществом многоквартирным домов не являются, на балансе не состоят. На удаление и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям по адресам: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. №№67, 67а и 67б ООО УК «Альфа Сервис» заключаются соответствующие договоры.
В соответствии с постановлением администрации г. Кирова от 02.04.2012 № 1085-п «Об исключении имущества из состава казны муниципального образования «Город Киров» выгребные ямы вышеуказанных многоквартирных домов исключены из состава казны муниципального образования «Город Киров» в связи с их принадлежностью к общему имуществу в многоквартирных домах. Вместе с тем ранее канализация с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении по указанному адресу длиной 145 м была включена в реестр муниципальной собственности на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» как жилищный фонд находящийся в управлении местной администрации, равно, как и объекты инженерной инфраструктуры городов. В настоящее время в силу п. 3 положения № 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3030-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» канализация с выгребными ямами в силу закона относится к муниципальной собственности. Кроме того, канализация с выгребными ямами была принята в муниципальную собственность до введения в действие Жилищного кодекса РФ которым определен состав общего имущества собственников жилых помещений многоквартирного дома и с этого времени технический учет общего имущества собственников помещений в жилом доме не производился, его состав не определялся. На администрацию МО «г. Кирова» в настоящее время возложена обязанность по организации работ по содержанию выгребных ям. В результате непринятия администрацией г. Кирова мер по содержанию выгребных ям жидкие бытовые отходы образующие от жизнедеятельности населения, загрязняют пруд, атмосферный воздух и соседние земельные участки. Кроме того, отсутствие правообладателя и лица, ответственного за содержание выгребных ям, обслуживающих дома №№ 67,67 а, 67 б по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова, не отвечает указанным требованиям действующего законодательства, несет непосредственную и реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает право граждан на экологическую безопасность.
Просит суд - за администрацией муниципального образования «Город Киров» право собственности на объект недвижимого имущества - канализацию с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении, длиной 145 м, расположенную по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 б, обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» включить канализацию с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении, длиной 145, расположенную по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 б, в реестр муниципального имущества и обязать администрацию МО «Город Киров» организовать выполнение работ по содержанию канализации с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении, длиной 145 м, расположенной по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 б.
В рассмотрения дела прокурор Октябрьского района г. Кирова представил заявление о принятии к рассмотрению новых исковых требований, в котором просил суд:
1. Признать как бесхозяйное имущество выгребную яму, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 43:40:002212:74, находящуюся по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б»,
2. Обязать администрацию МО «Город Киров» совершить действия по принятию на учет выгребной ямы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № 43:40:002212:74, находящейся по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б», как бесхозяйное имущество в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об устранении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Одновременно прокурор Октябрьского района г. Кирова представил заявление об отказе исковых требований в части требований, первоначально заявленных:
1. Признать за администрацией муниципального образования «Город Киров» право собственности на объект недвижимого имущества – канализацию с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении, длиной 145 м, расположенную по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б».
2. Обязать администрацию МО «Город Киров» включить канализацию с выгребными ямами в кирпично – блочном исполнении, длиной 145 м, расположенную по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б» в реестр муниципального имущества.
3. Обязать администрацию МО «Город Киров» организовать выполнение работ по содержанию канализации с выгребными ямами в кирпично-блочном исполнении, длиной 145, расположенную по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б».
Заявление прокурора Октябрьского района г. Кирова к администрации МО «Город Киров» о прекращении производства по делу в части исковых требований приобщено к материалам дела, вынесено определение.
В судебном заседании представитель истца - пом.прокурора г.Кирова поддержала новые заявленные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчик администрации МО «Город Киров», действующая на основании доверенности Фетисова Т.А., иск не признала, в иске просила отказать. Суду показала, что выгребная яма является это собственностью трех многоквартирных (далее- МКД) жилых домов и является движимым имуществом. Выгребной ямой пользуется ограниченный круг лиц, которых возможно индивидуализировать, а именно: собственники помещений в трех МКД. Участок под многоквартирным домом по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б» сформированным, о чем свидетельствует топосъемка, совмещенная со сведениями из дежурного плана. На данной топосъемке отражено, что объект спора расположен в границах одного земельного участка с кадастровым номером 43:40:002412:74, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская. Д. 67 «б». В связи с чем считают, что выгребную яму содержать обязаны собственники помещений МКД по адресу: Кировская обл., г. Киров, пос. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б». Просят в иске отказать (л.д. 124, 177-178).
Представитель третьего лица ООО УК «Альфа Сервис» по доверенности от 08.11.2019 Мамедов Н.А. (106-107) в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержал, суду показал, что ООО УК «Альфа Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имеет соответствующую лицензию. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее Правила № 416). В соответствии с решениями Государственной жилищной инспекции Кировской области МКД жилые дома, расположенные по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67, д. 67 «а», д. 67 «б» включены в перечень домов, находящихся под управлением ООО УК «Альфа Сервис». На основании ч.1 и ч. 2 ст. 198 ЖК РФ сведения о включении указанных домов в перечень домов, находящихся под управлением ООО УК «Альфа Сервис» размещены в системе, под которой понимается государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства. Официальным адресом системы в сети «Интернет» является адрес: https://dom.gosuslugi.ru.
С собственниками помещений, входящих в состав указанных МКД жилых домов ООО УК «Альфа Сервис» заключены договоры управления МКД: ул. Московская, д. 67 от 01.01.2018 №ДУ-007-1801, ул. Московская, д. 67 «а» от 01.01.2018 №ДУ-008-1801 (ул. Московская, д. 67 «а»), ул. Московская, д. 67 «б» от 01.04.2017 №ДУ-001-1703. Система водоотведения домом заключается в том, что канализационные стоки накапливаются именно с трех домов, стекают по сетям в одну выгребную яму. Для выполнения условий договора, УК производит только вывоз жидких отходов. До 2012 года отстойник и сами сети находились в муниципальной собственности.
Суду пояснил, что согласно действующему жилищному законодательству общее имущество принадлежит только именно к конкретному дому, а не к трем домам, как в данном споре.
Считают, что действия ответчика продиктованы не только стремлением привести в соответствие со ст. 36 ЖК РФ, сколько стремлением избежать последствий, наступивших после принятия 31.05.2012 определения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда, обязавшего ответчика выполнить работы по ремонту выгребной ямы. Просят суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В ходе рассмотрению дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУП «Водоканал» (л.д. 109-112)
Представитель третьего лица МУП «Водоканал» по доверенности № 24 от 04.03.2020 Новоселов О.А. в судебном заседании заявленные требования не поддержал. Суду показал, что сточные воды из выгребных ям и септиков домов населенного пункта, которые не подключены к центральной системе водоотведения, являются жидкими бытовыми отходами, обязанность по удалению которых лежит на управляющей компании. Спорная выгребная яма является общим имуществом МКД.
Ранее представитель третьего лица К МКД являются сетями администрации г.Кирова, переданы МУП «Водоканал г.Кирова» на обслуживание. Пояснил, что не возможно функционирование отдельно друг без друга канализационных сетей и выгребной ямы, технологически данные сооружения являются общим единым объектом с точки зрения функционирования (л.д. 188-189).
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначения невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Судом установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Кирова проведена проверка по вопросу непринятия администрацией г. Кирова мер по содержанию выгребных ям, обслуживающих жилые дома №№ 67, 67 «а», 67 «б» и 85 «а» по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова
В ходе проверки прокуратурой было установлено, что двухэтажные многоквартирные дома №№ 67,67 «а»,67 «б», расположенные по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова имеют нецентрализованную систему канализации, водоотведение жидких отходов из каждого жилого дома осуществляется в выгребные канализационные ямы, расположенные на придомовой территории дома №67б по ул. Московской.
Канализационные стоки домов №№67,67 «а»,67 «б» по ул. Московской в п.Садаковском сливаются в выгребную яму, которая в настоящее время нуждается в ремонте. В результате из данной ямы отходы вытекают вдоль домов и утекают на дорогу, ведущей в дер. Зуевская.
31.05.2012 судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приняла апелляционное определение об отмене решение Первомайского районного суда г.Кирова по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района г.Кирова от 27.03.2012. Вступившим в законную силу апелляционным определением постановлено: организовать проведение капитального ремонта выгребной ямы обслуживающей жилые дома по адресам: п. Садаковский, Октябрьского района г. Кирова, ул. Московская, д. №№ 67, 67 «а», 67 «б».
02.04.2012 и.о. главы администрации г. Кирова издано постановление № 1085-П из которого следует, что из состава казны муниципального образования исключены выгребные ямы по адресам: ул. Московская, д. №№ 67, 67 «а», 67 «б», в качестве основания исключения указано на их принадлежность к общему имуществу в многоквартирных домах.
Суд установил, что, исключая имущество из реестра муниципальной собственности, данных о его передаче новому законному владельцу (каким) в установленном порядке администрацией МО «Город Киров» не представлено. Кроме того представитель ответчика суду поясняла, что никакого документа о передаче новому законному владельцу в установленном порядке действительно не было.
Доказательств того, что на балансе общедомового имущества домов №№ 67, 67 «а», 67 «б» выгребная яма состоит ответчик, иные участники процесса не представили, а именно не был представлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома которые бы установили, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме приняли решение о включении в состав общего имущества многоквартирного дома наружные канализационные сети, в т.ч. выгребную яму, канализационные сети от многоквартирного дома до выгребов, смотровые колодцы.
В настоящее время выгребная яма требует незамедлительного ремонта, однако ответчик не предпринимает мер к организации его проведения. В результате жидкие бытовые отходы, образующиеся от жизнедеятельности населения, загрязняют пруд, атмосферный воздух и соседние земельные участки.
Отсутствие правообладателя и лица, ответственного за содержание выгребных ям, обслуживающих дома №№ 67, 67 «а», 67 «б» по ул. Московской в п. Садаковском г. Кирова, не отвечает указанным требованиям действующего законодательства, несет непосредственную и реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает право граждан на экологическую безопасность.
Истец просит суд - признать как бесхозяйное имущество выгребную яму, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 43:40:002212:74, находящуюся по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б» и обязать администрацию МО «Город Киров» совершить действия по принятию на учет выгребной ямы, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № 43:40:002212:74, находящейся по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б», как бесхозяйное имущество в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об устранении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Разрешая указанный спор, суд, приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что ООО УК «Альфа Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имеет соответствующую лицензию.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.
Согласно решений Государственной жилищной инспекции Кировской области многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67, д. 67 «а», д. 67 «б» были включены в перечень домов, находящихся под управлением ООО УК «Альфа Сервис».
01.04.2017 между ООО «УК «Альфа Сервис» и собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б» заключен договор № ДУ-001-1703 на управление многоквартирным домом.
Согласно п.п. 1.1 п. 1 Договора предметом договора являлось оказание «Управляющей организацией» по заданию Собственника за плату услуг и выполнение работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества, предоставлению коммунальных услуг Собственнику, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (л.д. 23-26).
Позднее с другими собственниками помещений, а именно: 01.01.2018 также были заключены договоры управления многоквартирным домом с ООО УК «Альфа Сервис» по адресам: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 (№ДУ-007-1801) и г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «а» (№ДУ-008-1801).
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в соответствии со ст. 39 ЖК РФ утверждены «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», согласно которых установлены требования к содержанию общего имущества, которые заключаются в следующем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользование жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Поскольку, деятельность ООО «УК «Альфа Сервис» по управлению вышеперечисленными многоквартирными домами осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими указанный вид деятельности, в том числе Правилами № 416 и Правилами №491, в связи с отсутствием в управляемых МКД централизованной системы отведения жидких бытовых отходов (канализации) 13.04.2017 ООО «УК «Альфа Сервис» заключило с ООО «КДУ-3» договор №5-8389/17 на удаление жидких бытовых отходов из выгребной ямы, расположенной на придомовой территории МКД ул. Московская, д. 67 «б» (л.д. 22).
С 01.01.2018 договор между ООО «УК «Альфа Сервис» и ООО «КДУ-3» был пролангирован, предметом которого являлось выполнение ООО «КДУ-3» услуг для ООО УК «Альфа Сервис» по удалению из жидких бытовых отходов.
В настоящее время указанный договор прекращен в связи с истечением срока действия, с 01.04.2019 указанные услуги для ООО «УК «Альфа Сервис» выполняются ИП Скочиловым Р.В., о чем свидетельствует договор подряда № 04/19 (л.д. 20-22).
В судебном заседании лицами, участвующим в деле не оспаривается факт, что в настоящее время жители многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67, 67 «в», 67 «б» имеют нецентрализованную систему канализации и водоотведение сточных вод с указанных жилых домов осуществляется только в одну в выгребную яму, расположенную по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67 «б».
Согласно выписки из реестра муниципального образования «Город Киров» от 14.05.2020 № 6-1816 установлено, что с 04.03.2019 канализация от фабрики «Идеал» в кирпично-блочном исполнении по адресу: г. Киров, п. Садаковский, ул. Московская, д. 67, 67 «а», 67 «б», протяженностью 145 м. передана в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», на основании решения Кировской городской Думы от 27.02.2019 № 18/10 «О даче согласия на передачу наружных сетей водопровода и недвижимого имущества в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», постановления администрации г. Кирова от 04.03.2019 № 495-п «О передаче имущества в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» (л.д. 63)(лд.81 оборот).
Довод представителя ответчика со ссылкой на копию справки Кировского ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 27.05.2009, о том, что выгребные ямы не являются объектом капитального строительства, технической инвентаризации не подлежат и предназначены для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, судом не принимается, так как данная справка дает ответ на некий запрос. Содержание запроса ответчику и суду не известно. Данная справка, видимо, имела место быть и на 2012 год и не препятствовала возложения на администрацию апелляционным определением обязанности по содержанию выгребной ямы.
Суд не принимает довод представителя ответчика, сославшегося на Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 (ред. от 04.09.2000) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008), о том, что выгребная яма не отнесена к недвижимому имуществу. Действие данной инструкции не распространяется на определение понятия «общего имущества МКД», не определяет объем общего имущества, входящего в МКД. Так в «Обзоре вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер» (утв. Минэкономразвития России) Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации. Далее в обзоре указано, что «…таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости».
Представитель третьего лица ООО УК «Альфа Сервис» по доверенности от 08.11.2019 Мамедов Н.А. суду пояснил, что согласно действующему жилищному законодательству общее имущество МКД принадлежит только именно к конкретному дому, а не к трем домам, как в данном споре. Данный довод заслуживает внимания, так как анализируя главу 6 Жилищного кодекса РФ «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме», действительно законодатель определяет общее имущество конкретного одного многоквартирного дома, и не может распространяться на несколько многоквартирных домов.
В судебном заседании суд установил, что на спорной территории трех домов имеется только одна выгребная яма, принимающая канализацию от трех домов, и эта выгребная яма находится в границах земельного участка только одного из трех домов, а именно дома №67 «б» (лд.129). Исследовав данную схему, сопоставив с таким письменным доказательством как схемой сетями водопровода и сети канализации (лд.153), схемой канализационной сети (лд.190), представленными МУП «Водоканал», которые подтверждают, что от спорных трех домов идут канализационные сети, находящиеся на балансе ответчика, и примыкают к выгребной яме, суд приходит к выводу о том, что спорная выгребная яма никак не подпадает под понятие «общее имущество одного МКД», понятие «общее имущество для нескольких МКД» законодателем не предусмотрено.
В результате анализа статьи 290 ГК РФ, ч.1 ст.36 ЖК РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, суд счиатет, что выгребная яма, включая канализационные сети и смотровые колодцы, предназначены для обслуживания более чем одного, а именно трех многоквартирных домов; расположены за пределами границ земельных участков, на которых расположены три многоквартирных дома, как каждый в отдельности, так и вместе, а поэтому не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирных домов.
Суд принимает довод Мамедова Н.А. о том, что действия ответчика продиктованы не только стремлением привести в соответствие со ст. 36 ЖК РФ, сколько стремлением избежать последствий, наступивших после принятия 31.05.2012 определения судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда, обязавшего ответчика выполнить работы по ремонту выгребной ямы.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что органы местно самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство содержание и надлежащую эксплуатацию системы водопроводных сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных.
Отсутствие организации, ответственной за эксплуатацию указанных сетей, так как отсутствие собственника, а также гарантирующей организации может привести к отсутствию контроля за состоянием работоспособности указанных сетей, их содержанием и ремонтом, что может привести к аварии, утечки содержимого сети, загрязнению и отправлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям для окружающей чреды и человека.
Относительно доводов ответчика о том, что обслуживание выгребной ямы осуществляется силами управляющей компании, суд исходит из того, что граница балансовой принадлежности и граница эксплуатационной ответственности канализационной сети не определена. Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также утилизация и переработка.
На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что спорный объект в реестре муниципальной собственности не числится, а точнее сразу после разрешения дела судом, следствием которого было возложена на ответчика обязанность по обслуживанию выгребной ямы, исключена из реестра, сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник указанного объекта недвижимости не определен.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Абзац второй данного пункта предусматривает, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу данной нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в законе не указаны.
Подзаконным актом РФ, регламентирующим порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей является Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899)
Учитывая вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию МО «Город Киров» принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости, а именно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет спорного объекта недвижимости.
Поскольку спорный объект недвижимости является объектом водоотведения, а в соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию муниципального района возложена обязанность осуществлять водоотведения надлежащим образом, последняя должна принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей водоотведения сточных вод.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района города Кирова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Город Киров» о признании выгребной ямы бесхозяйным имуществом, обязании совершить действия по принятию на учет бесхозяйного имущества,- удовлетворить.
Признать выгребную яму, расположенную на земельном участке по адресу: г.Киров, поселок Садаковский, ул.Московская, близь дома д.67 «б» с кадастровым номером №43:40:002212:74 бесхозяйным имуществом.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Город Киров» совершить действия по принятию на учет выгребной ямы, расположенной на земельном участке по адресу: г.Киров, поселок Садаковский, ул.Московская, близь дома д.67 «б» с кадастровым номером №43:40:002212:74, как бесхозяйного имущества в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 № 41899).
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Кирова.
Председательствующий судья Л.А.Тимкина
Решение в окончательной форме принято 04.08.2020.