Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 02.12.2019 |
Дата решения | 24.01.2020 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Лопаткина Н.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b82800ce-bc90-34ad-b99d-2f71a7fcee2e |
Дело № 2а410/2020 (2-6879/2019) (43RS0001-01-2019-010551-55)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. [СКРЫТО] 24 января 2020 года
Ленинский районный суд г. [СКРЫТО] в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,
при секретаре Лучниковой Т.Ю.,
с участием помощника прокурора г. [СКРЫТО] Вылегжаниной В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] г. [СКРЫТО] в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] г. [СКРЫТО] обратился в интересах РФ и неопределённого круга лиц в суд с административным иском о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование заявления указано, что по результатам проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общего пользования выявлена информация о продаже документов об образовании. По результатам проверки установлено, что в настоящее время возможен свободный доступ неопределенного круга лиц к интернет-сайтам: { ... }, на которых размещена информация о продаже документов об образовании. К данной информации имеют доступ неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетние, что создает угрозу их нормальному физическому и нравственному развитию. Данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан – пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией РФ. На основании изложенного прокурор просит признать информацию, размещённую в сети Интернет на электронных страницах вышеуказанных сайтов, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г. [СКРЫТО] Вылегжанина В.Е. требования уточненного заявления поддержала.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по [СКРЫТО] области (Управление Роскомнадзора по [СКРЫТО] области) в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Относительно заявленных требований пояснил, что указатель страниц сайтов, поименованных в исковом заявлении, в Едином реестре (http://eais.rkn.gov.ru) отсутствует (не внесен в Единый реестр).
Учитывая мнение участвовавшего прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом п. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Статьёй 9 установлена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Согласно ч. 1 ст.15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 17 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
Основания и порядок выдачи документов об образовании регламентируется положениями ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 16 ст. 60 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательными деятельность. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Частью 1 ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Частью 3 ст. 327 УК РФ предусмотрена ответственность за использование заведомо подложного документа.
Статьей 19.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже документов об образовании.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. [СКРЫТО] проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общественного пользования.
По результатам проведения мониторинга Интернет-ресурсов выявлены сайты: { ... }, на страницах которых размещена информация о продаже документов об образовании.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях от {Дата изъята}, в котором имеется скриншоты интернет-сайтов { ... }.
Таким образом, содержание указанного интернет-ресурса, его специфика не соответствуют требованиям Федерального закона «Об образовании», нарушают права и интересы неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на электронных страницах вышеуказанных сайтов, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения электронных страниц сайтов: { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, направленных в защиту прав неопределенного круга лиц в интересах Российской Федерации.
Абзацами 4 и 5 ст. 13 Закона № 114-ФЗ, установлено, что копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов признанной судом запрещенной к распространению направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный список материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте этого органа.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования [СКРЫТО] г. [СКРЫТО] в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещённой к распространению - удовлетворить.
Признать информацию, размещённую в сети Интернет на электронных страницах сайтов: { ... }, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения электронных страниц сайтов: { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в [СКРЫТО] областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. [СКРЫТО] в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2020 года.
Судья Н.В. Лопаткина