Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 04.08.2020 |
Дата решения | 17.09.2020 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Куликова Л.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f214e412-5294-3e1b-8074-a8b4f474e397 |
Дело №2а-3743/2020
(43RS0001-01-2020-005708-50)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 17 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г.Кирова в составе судьи Куликовой Л.Н., при секретаре Михеевой Е.С., с участием помощника Кировского межрайонного природоохранного прокурора – Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области о признании информации запрещенной к распространению. В обоснование административного иска указано, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и информатизации в деятельности организаций, оказывающих услуги по обеспечению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (интернет-провайдеров) на территории Кировской области. По результатам проведенной проверки установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» не ограничен доступ к Интернет-страницам, содержащим информацию об оказании услуг по вывозу мусора в городе Кирове. На указанных Интернет-страницах размещена информация о предоставляемых услугах: вывоз твердых бытовых отходов, строительного мусора, бытового мусора, твердых отходов, предоставление транспорта для вывоза отходов. Вместе с тем, на страницах сайта отсутствует информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющим деятельность в области обращения с ТКО, о наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности и ее реквизитах, а также иных данных, свидетельствующих об оказании услуги в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами. На основании изложенного Кировский межрайонный природоохранный прокурор просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных страницах по адресам: {Адрес изъят}, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Кировского межрайонного природоохранного прокурора – Алексеева Е.А. заявленные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление.
Рассмотрев административный иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно статье 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
Как предусмотрено ст.51 Федерального закона от 10.01.2007 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс -чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 к III-IV классам опасности отнесены несортированные отходы, содержащие черные и цветные металлы, древесину, пластмассы, бумагу, картон, отходы жилищ, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
Как установлено статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статьями 15 и 16 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязательного наличия документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности, а также требования к транспортированию отходов, в том числе: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
В судебном заседании установлено, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и информатизации в деятельности организаций, оказывающих услуги по обеспечению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (интернет-провайдеров) на территории Кировской области. По результатам проведенной проверки установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» не ограничен доступ к интернет-страницам, содержащим информацию об оказании услуг по вывозу мусора в городе Кирове: {Адрес изъят}
На указанных страницах размещена информация о предоставляемых услугах: вывоз твердых бытовых отходов, строительного мусора, бытового мусора, твердых отходов, предоставление транспорта для вывоза отходов. На странице сайта также размещена информация о территории оказания услуги (все районы г. Кирова), контактных телефонах для обращения в целях оказания услуги, имеющейся специальной технике для транспортировки отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от {Дата изъята}, а также представленными скриншотами указанных страниц.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Вместе с тем, на осмотренных страницах сайта отсутствует информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющим деятельность в области обращения с ТКО, о наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности и ее реквизитах, а также иных данных, свидетельствующих об оказании услуги в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии со сведениями общедоступного ресурса «Единый реестр запрещенной информации», размещенного на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), доступ к осмотренным страницам сайта не ограничен.
Таким образом, распространение указанной информации причиняет вред общественным отношениям в сфере обращения с отходами, наносит значительный ущерб публичным интересам Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний.
Согласно ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная либо административная ответственность.
В соответствии с Регламентом регистрации доменов третьего уровня Регионального Сетевого Информационного Центра - первого и крупнейшего в России регистратора доменов, № 1/15, вступившим в силу с 24.02.2012, на основании п.п.3.3.6. возможно прекращение делегирования домена в целях пресечения незаконной деятельности, а также деятельности, наносящей ущерб третьим лицам, в том числе деятельности по распространению и рекламированию порнографических материалов, призывов к насилию, осуществлению экстремисткой деятельности, свержению власти и др., а также деятельности, противоречащей общественным интересам, принципам гуманности и морали, оскорбляющей человеческое достоинство либо религиозные чувства. При этом регистратор вправе самостоятельно давать оценку деятельности пользователя на предмет нарушения законодательства, в том числе в случаях, когда определение таких действий не закреплено нормативными актами.
В силу статьи 15.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, информация, содержащаяся в сети «Интернет» на электронных страницах по вышеуказанным адресам подлежит признанию запрещенной в целях защиты нравственности и правосознания граждан, поскольку причиняет вред общественным отношениям в сфере обращения с отходами, наносит значительный ущерб публичным интересам Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на данных сайтах запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронных страницах по адресам:
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Кирова.
Судья Куликова Л.Н.