Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 20.02.2019 |
Дата решения | 21.03.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Чепурных М.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 8e98397b-b4ee-3343-8477-fdebec3acf4b |
Дело № 2а-1865/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Киров 21 марта 2019 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Чепурных М.В., при секретаре Песковой Е.А., с участием помощника [СКРЫТО] Ленинского района г.Кирова Мельчаковой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Вятскополянского межрайонного [СКРЫТО] Кировской области Муржина С.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вятскополянской межрайонной прокуратуры Кировской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области о признании информации запрещенной к распространению.
В обоснование административного иска указано, что Прокурор Вятскополянской межрайонной прокуратуры Кировской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области о признании информации запрещенной к распространению.
В обоснование административного иска указано, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой Кировской области 13.02.2019 проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, противодействии экстремистской деятельности.
По ее результатам установлено, что на страницах ресурса «В Контакте» в телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» осуществляется доступ к информации, содержащей нацистскую атрибутику и символику, символику и атрибутику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
На сайте социальной сети «В Контакте» на странице по адресу { ... } размещается страница с данными «Русское Фашистское Общество (РФО)». При просмотре содержания страницы установлено, что страница имеет открытый доступ для всех пользователей социальной сети, подписчиками страницы является 109 человек, в ней содержится 20 фотографий, 1 видеозапись.
На указанных страницах социальной сети «В Контакте» демонстрируется нацистская атрибутика и символика, символика и атрибутика, сходная с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, пропаганда фашизма.
Вход на данную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернет. Информация на странице распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование, и распространение данной информации отсутствует.
Указанное подтверждается актом о результатах проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и противодействии экстремистской и террористической деятельности в сети интернет от 13.02.2019, скриншотами указанной страницы.
Установить собственников (владельцев) названной интернет-страницы в ходе проверки не представилось возможным.
На основании изложенного [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по адресу: { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник [СКРЫТО] Ленинского района города Кирова поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, относительно заявленных требований на административное исковое заявление указано, что по состоянию на {Дата изъята} указатель страницы сайта https://vk.com/soratnik_rfo в Едином реестре (http://eais.rkn.gov.ru) отсутствует (не внесен в Единый реестр).
Рассмотрев административный иск, заслушав помощника [СКРЫТО], исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, учитывая народный, освободительный характер Великой Отечественной войны, участие в ней народов Европы и других континентов, необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира и согласия, недопущения проявлений фашизма в любой форме принят Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона, важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Размещенные на страницах { ... } социальной сети «В Контакте» изображения нацистской символики (свастика, вариация кельтского креста, герб Третьего рейха, оправдание трудов руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии) в сознании народов России ассоциируются с фашизмом. Свободный доступ к указанной информации, в том числе несовершеннолетних, способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма.
Законодательство Российской Федерации предусматривает право ребенка на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 Семейного кодекса РФ).
Цели государственной политики в интересах детей определены Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», к которым, в числе остальных, относятся содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции России и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями культуры, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст. 4 Закона). На органы государственной власти Российской Федерации возложены полномочия по принятию мер. направленных на защиту детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, а также распространения аудио и видеопродукции, пропагандирующей антиобщественное поведение (ст. 14 ч. 1 Закона).
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей — это информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пункт 5 ч. 1 ст. 5 данного Закона к указанной информации относит в том числе, информацию, побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13, части 1 и 2 статьи 29, статья 30).
Данным конституционным положениям корреспондируют положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), который, определяя правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливая ответственность за ее осуществление, относит к экстремистской деятельности (экстремизму) в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (преамбула, пункт 1 статьи 1).
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ, под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, под экстремистскими материалами - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партия Италии, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ, противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона № 114-ФЗ, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, применен быть не может, поскольку рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда г. о данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ст. 39 КАС РФ [СКРЫТО] вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнений и необходимости признания информации, размещенной на сайте { ... } запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения сайта с адресом { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Вятскополянского межрайонного [СКРЫТО] Кировской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.
Признать информацию, демонстрирующую нацистскую атрибутику и символику, а также символику и атрибутику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения и размещенную в сети Интернет на сайте { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца.
Судья М.В. Чепурных