Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 20.02.2019 |
Дата решения | 19.03.2019 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Чепурных М.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 55a7995e-cceb-38a6-97ff-a62a3dfbf119 |
Дело № 2а-1854/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.[СКРЫТО] 19 марта 2019 года
Ленинский районный суд г. [СКРЫТО] в составе:
председательствующего судьи Чепурных М.В., при секретаре Песковой Е.П.,
представителя административного истца – помощника прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Вылегжаниной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Саркитова Р.С. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах РФ и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по [СКРЫТО] области о признании информации запрещенной к распространению.
В обоснование административного иска указано, что проведенной прокуратурой [СКРЫТО] [СКРЫТО] проверки сети общего пользования «Интернет» установлено, что на страницах ресурса «В Контакте» осуществляется доступ к информации, пропагандирующей нацистскую атрибутику и символику.
В ходе проверки установлено, что на сайте социальной сети «В Контакте» по адресу: { ... } размещена страница пользователя с названием { ... }
При просмотре содержания страницы установлено, что указанная страница имеет открытый для всех пользователей социальной сети вид и содержит: 863 подписчика, 995 фотографий, ссылки на другие Интернет ресурсы.
На указанной странице социальной сети «В Контакте» по адресу: { ... } демонстрируется нацистская атрибутика и символика, а также символика и атрибутика, сходная с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Данный сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
На основании изложенного прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по адресу: { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обязать Управление Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по [СКРЫТО] области включить электронные страницы сайтов { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Вылегжанина В.Е. поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по [СКРЫТО] области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном суду отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, относительно заявленных требований на административное исковое заявление указано, что по состоянию на {Дата изъята} указатель страницы сайта { ... } в Едином реестре (http://eais.rkn.gov.ru) отсутствует (не внесен в Единый реестр).
Учитывая мнение представителя административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Рассмотрев административный иск, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость, принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства, учитывая народный, освободительный характер Великой Отечественной войны, участие в ней народов Европы и других континентов, необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира и согласия, недопущения проявлений фашизма в любой форме принят Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Международным военным трибуналом Нюрнберга 30 сентября – 1 октября 1946 года признаны преступными организации СС, СД, гестапо и руководящий состав нацистской партии, обвиняемые признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества.
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Размещенные на странице { ... } социальной сети «В Контакте» изображения нацистской атрибутики и символики, а также символики и атрибутики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в сознании народов России ассоциируются с фашизмом. Указанная страница не является исторической. Из содержания страницы, фотографий и комментариев следует, что целью публикации информации является идеализация фашистской германии и героидизация войск СС, оправдание действий немецких войск во время Великой Отечественной войны, популяризация идей неонацизма и фашизма среди пользователей сети Интернет, что запрещено законом. Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к теме нацизма, пропаганде идеологии фашизма.
Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13, части 1 и 2 статьи 29, статья 30).
Данным конституционным положениям корреспондируют положения Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон), который, определяя правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливая ответственность за ее осуществление, относит к экстремистской деятельности (экстремизму), в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (преамбула, пункт 1 статьи 1).
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, под экстремистскими материалами - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе, труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партия Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерация запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом, порядок ограничения доступа к информации, предусмотренный ст. 15.3 Закона применен быть не может, поскольку в рассматриваемом случае на страницах сайта отсутствуют прямые призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Указанное исключает возможность направления требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию без решения суда по данному вопросу, то есть без вынесения решения суда о признании информации запрещенной к распространению.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона № 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Вместе с тем, по результатам проведенной проверки, отраженной в акте проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общего пользования от {Дата изъята} установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» имеется доступ неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к странице сайта: { ... }, на котором в открытом доступе размещена информация, содержащая пропаганду и публичную демонстрацию нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики и символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Согласно акта установления местонахождения администратора (владельца) доменного имени, владельца сайта в сети «Интернет» в ходе использования справочного сервиса «Who is?» установлено, что домен Интернет-сайта { ... } не найден, в связи с чем не представляется возможным установить местонахождение его владельцев и привлечь их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Данный сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, для защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, необходимо признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице по вышеуказанному адресу информацией, запрещенной к распространению, и включить в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, и интересов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на сайте { ... }, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения сайта { ... } в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] в интересах РФ и неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.
Признать информацию, пропагандирующую нацистскую атрибутику и символику, размещенную в сети Интернет на сайте: { ... } информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения электронных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в [СКРЫТО] областной суд через Ленинский районный суд г. [СКРЫТО] в течение месяца.
Судья М.В. Чепурных