Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 25.10.2017 |
Дата решения | 14.12.2017 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Лопаткина Н.В. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e2694817-009b-31d3-bf39-3b4e0cb16c7e |
Дело 2-5483/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 14 декабря 2017 года
Ленинский [СКРЫТО] суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Н. В.,
при секретаре Кропачевой В.И.,
с участием прокурора – представителя истца Белопольской Т.С.,
представителя ответчика Столбовой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области к КОГУП «Облкоммунсервис» об обязании утвердить нормативы запаса топлива,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, обратился в Ленинский [СКРЫТО] суд г. Кирова с иском к КОГУП «Облкоммунсервис» об обязании создать общий нормативный запас топлива на котельных, в обоснование которого указал, что в ходе проведения прокуратурой [СКРЫТО] проверки соблюдения законодательства о теплоснабжении в действиях ответчика было установлено нарушение его требований. Установлено, что на праве хозяйственного ведения КОГУП «Облкоммунсервис» переданы котельные на твёрдых видах топлива, одна из которых расположена в п. Рудничный [СКРЫТО] [СКРЫТО], ул. Лесная, другая по ул. Комсомольской в п. Светлополянск того же [СКРЫТО] Кировской области. Указанные котельные являются единственными в Рудничном и Светлополянском городских поселениях, которые могут обеспечить население посёлка и объекты социально – бытового назначения коммунальными услугами по предоставлению теплоэнергии. Отсутствие запаса топлива на котельных приведёт к ненадлежащему теплоснабжению, к установлению температуры в зданиях и помещениях ниже установленных санитарно – эпидемиологическими правилами норм и требований. Также отсутствие теплоснабжения может повлечь за собой заболевания граждан и рост социальной напряжённости среди населения. В ходе проверки было установлено, что общий нормативный запас топлива, неснижаемый запас топлива, нормативный эксплуатационный запас топлива в установленных объёмах на котельных в п. Рудничный и п. Светлополянск не созданы. На основании изложенного прокурор просил обязать КОГУП «Облкоммунсервис» создать общий нормативный запас топлива на котельных, расположенных по вышеуказанным адресам, и обеспечивать указанный запас топлива в период отопительного сезона 2017-2018 г.г.
В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял и изменял заявленные требования, в окончательном варианте просил обязать ответчика утвердить нормативы запаса топлива при производстве тепловой энергии на 2018 год для котельных, расположенных в п. Рудничный и п. Светлополянск [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области в срок до вступления решения суда в законную силу. Также просил прекратить производство по делу в части обязания ответчика создать неснижаемый нормативный запас топлива на котельных, расположенных в посёлках Рудничный и Светлополянск [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области и обеспечивать указанный запас топлива в течение 2017 года в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора, а также в части обязания создать общий нормативный запас топлива на котельных, расположенных в п. Рудничный и п. Светлополянск и обеспечивать указанный запас топлива в течение 2018 года.
Отказ от заявленных требований судом принят, о чём вынесено определение, производство в данной части прекращено.
В остальной части заявленных требований прокурор Белопольская Т.С. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Столбова Ю.Н. иск не признала, пояснила, что ими со своей стороны предпринимаются меры по обеспечению топливом названных населённых пунктов, однако в силу недобросовестности поставщиков топлива возникали перебои с его доставкой, что никоим образом не сказывалось на подаче тепла жителям посёлков. На данные факты они реагировали незамедлительно, представила подтверждающие документы. Полагает, что ситуация находится под контролем, в настоящее время ими направлены документы на утверждение нормативов запаса топлива, согласование ожидается в конце текущего года. Полагает, что ими не допущено каких – либо нарушений, просит в иске отказать.
Выслушав участвовавших лиц, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О теплоснабжении» (далее по тексту ФЗ «О теплоснабжении») теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
На основании распоряжения Департамента государственной собственности Кировской области от 09.09.2014 г. №04-721 в хозяйственное ведение КОГУП «Облкоммунсервис» в хозяйственное ведение переданы объекты недвижимого имущества: котельная на твёрдых видах топлива в Светлополянском городском поселении [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области, расположенная в пгт. Светлополянск, ул. Комсомольская, а также котельная на твёрдых видах топлива в Рудничном городском поселении [СКРЫТО] [СКРЫТО], расположенная в пгт. Рудничный, ул. Лесная.
Право хозяйственного ведения КОГУП «Облкоммунсервис» зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно представленным сведениям перечень объектов, теплоснабжение которых осуществляется по прямым договорам от котельной п. Светлополянск включает 38, от котельной в пгт. Рудничный – 55 объектов.
Из Устава КОГУП «Облкоммунсервис» следует, что предприятие является коммерческой организацией, учредителем является Кировская область. Предприятие – юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Целями деятельности являются повышение уровня надёжности теплоснабжения, поставки коммунальных ресурсов и комфортности проживания на территории Кировской области, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, их распределение и прочее.
Таким образом, КОГУП «Облкоммунсервис» является единственной теплоснабжающей организацией на территории п. Рудничный и п. Светлополянск [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области, на которую возложена обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории вышеуказанных населённых пунктов.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. В соответствии с п. 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов и резерва топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства. Согласно п. п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утверждённого приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с п. 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. При этом, согласно пункту 21 указанных Правил, для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.
Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчёт НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твёрдое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчёты производятся на 1 октября планируемого года. Расчёты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения. Исходя из пунктов 6, 11 и 12 Порядка расчеты нормативов создания запасов топлива ОНЗТ = ННЗТ + НЭЗТ на отопительных котельных рекомендуется оформлять по форме, предусматривающей указание контрольной даты, на которую должен быть обеспечен ОНЗТ.
В силу пункта 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, в летний период должны быть проведены следующие работы по котельным – осуществлён завоз топлива: твёрдого - в расчёте 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчёт необходимого количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
Как установлено в судебном заседании, и указанное не оспаривается представителем ответчика, на начало отопительного сезона 2017-2018 г.г. нормативы запаса топлива по котельным в п. Светлополянск и п. Рудничный были рассчитаны до конца 2017 года, котельные обеспечены топливом, что подтверждено представленными доказательствами, в том числе позицией прокурора в судебном заседании, отказавшегося от иска в данной части.
Вместе с тем до настоящего времени КОГУП «Облкоммунсервис» не согласованы и не утверждены нормативы запаса топлива при производстве тепловой энергии на 2018 год (отопительный сезон 2017-2018 г.г.). Как пояснила представитель ответчика, ими подготовлены необходимые документы, которые находятся в настоящее время на утверждении, ожидаемая дата утверждения – конец декабря 2017 года. Таким образом, в нарушение установленного законом срока, до настоящего времени норматив запаса потребления топлива не утверждён, что может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц, создать условия, способные повлечь нарушение обеспечения бесперебойной подачи теплоносителя в течение отопительного периода и как следствие нарушение конституционных, жилищных прав граждан – потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объёмах коммунальных услуг надлежащего качества.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности утвердить нормативы запаса топлива на 2018 г. – отопительный сезон 2017-2018 г.г., поскольку утверждение нормативов на весь 2018 г. будет нарушать права ответчика. Имеющего право в соответствии с вышеприведёнными нормами законодательства утвердить тарифы в срок не позднее 01 октября 2018 года (отопительный сезон 2018-2019 г.г.).
Определяя срок, в течение которого ответчику следует исполнить возложенную обязанность, суд учитывает позицию прокурора, просившего установить срок исполнения до вступления решения суда в законную силу. В связи с указанным, учитывая положения ст.ст. 199, 209 и 321 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения обязательства до 20 января 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Кировской области удовлетворить.
Обязать КОГУП «Облкоммунсервис» утвердить нормативы запаса топлива на 2018 год (отопительный сезон 2017-2018 г.г.) для котельных, расположенных по адресам: Кировская область, Верхнекамский [СКРЫТО], п. Рудничный, ул. Лесная, п. Светлополянск, ул. Комсомольская, в срок до 20 января 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский [СКРЫТО] суд г. Кирова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2017 года.
Судья Н. В.Лопаткина