Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) |
Дата поступления | 18.05.2020 |
Дата решения | 31.07.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 5.27.1 ч.2 |
Судья | Тултаев А.Г. |
Результат | Изменено с изменением наказания |
Судебное решение | Есть |
ID | 557a1aa8-1732-3e32-89b5-36cefd3ab959 |
Дело № 12-408/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
31 июля 2020 года г. Киров
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Тултаев А.Г.,
при ведении протокола секретарем Гаркушенко И.С.,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности, по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Техторгсинтез» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО3 № 793 от 17.04.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области № 793 от 17.04.2020 ООО «Техторгсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, ООО «Техторгсинтез» обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать правонарушение малозначительным, или изменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. Подробно позиция заявителя изложена в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержала, уточнила, что просит изменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Представитель Государственной инспекции труда в Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу без участия представителя Государственной инспекции труда в Кировской области.
Изучив доводы жалобы, заслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до {Дата изъята}, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) вступил в силу с {Дата изъята}.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона № 426-ФЗ, согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В части шестой ст.10 Федерального закона №426 перечислены рабочие места, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется, поскольку на данных рабочих местах законодательством уже предусмотрены определенные гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, либо по результатам ранее проведенных аттестаций были установлены вредные и (или) опасные условия труда
Частью шестой ст.27 Федерального закона № 426 установлены специальные сроки проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона, т.е. в отношении иных рабочих мест, по которым идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов подлежит осуществлению вследствие явного негативного влияния трудовой деятельности на работника. В соответствии с данной частью во взаимосвязи с ч. 6 ст. 10 Закона в отношении таких рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем {Дата изъята} (т.е. до истечения пяти лет со дня вступления в силу данного Закона).
В Разъяснении Минтруда России в связи с введением специальной оценки условий труда 07.03.2014 г. указано, что требования отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда, либо аттестации рабочих мест необоснованны. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до {Дата изъята}, в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом от {Дата изъята} № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу.
В ходе проверки в отношении ООО «Техторгсинтез» установлено, и обществом не оспаривается, что специальная оценка условий труда до настоящего времени не проведена, при этом организация осуществляет деятельность с {Дата изъята} года и документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест в соответствии с ранее действовавшим законодательством в Обществе также отсутствуют.
Таким образом, в ООО «Техторгсинтез» отсутствуют как специальная оценка условий труда, предусмотренная федеральным законом {Номер изъят}, так и аттестация рабочих мест.
Факт отсутствия специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест ООО «Техторгсинтез» подтверждается актом проверки {Номер изъят}-ОБ/12-2511-И/48-163 от {Дата изъята}.
Согласно ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО «Техторгсинтез» является юридическим лицом и поставлено на учет в налоговом органе {Дата изъята} ФИО5 назначена директором ООО «Техторгсинтез» {Дата изъята}.
Вина юридического лица ООО «Техторгсинтез» в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства дела, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, подтверждаются следующими представленными и исследованными судом доказательствами:
- распоряжением (приказом) Государственной инспекции труда в Кировской области от 14.02.2020 г. № 43/7-872-20-ОБ/12-1365-И/48-163, согласно которому в отношении ООО «Техторгсинтез» назначена внеплановая выездная проверка в связи с обращением ФИО6 о нарушении его трудовых прав;
- актом проверки {Номер изъят} от {Дата изъята}, в ходе которой в деятельности ООО «Техторгсинтез» выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- предписанием {Номер изъят} от {Дата изъята}, согласно которому ООО «Техторгсинтез» обязано устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- протоколом об административном правонарушении {Номер изъят}-ОБ/12-3126-И/48-163 от {Дата изъята}.
Таким образом, в действиях ООО «Техторгсинтез» имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ - непроведение работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Факт выявленных нарушений не оспаривается и самим лицом, привлеченным к ответственности.
Нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, составлении процессуальных документов, безусловно влекущих отмену или изменение постановления, суд не усматривает.
ООО «Техторгсинтез» в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия (бездействие) ООО «Техторгсинтез» должностным лицом государственного органа верно квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП.
При назначении административного наказания должностным лицом учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.
Юридическое лицо привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного административного наказания назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не установлено, поскольку правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, и выражается в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и требований публичного права, несоблюдение которых повлекло опасные последствия.
Согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Вместе с тем, учитывая, фактическое признание юридическим лицом ООО «Техторгсинтез» вины, а также отсутствие привлечений к административной ответственности, фактических обстоятельств дела суд признает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства признание вины заявителем, а также совершение правонарушения впервые.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, учитывая данные о виновном, его финансового положения, принимая во внимание, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, признало факт нарушения законодательства о труде, организацией выявленное правонарушение устраняется, суд приходит к выводу о возможности изменения вида административного наказания со штрафа на предупреждение, поскольку санкция ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № 793 от 17.04.2020 по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО3 в отношении ООО «Техторгсинтез» изменить в части вида административного наказания.
Признать ООО «Техторгсинтез» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Тултаев А.Г.