Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинск-Кузнецкий городской суд (Кемеровская область) |
Дата поступления | 28.06.2023 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | a53caf2b-203b-437d-90db-147faef46a50 |
УИД 42RS0011-01-2023-001844-30
Дело № 2-1729/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 15 августа 2023 года
Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,
при секретаре Пермяковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] г. [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 8 комбинированного вида», к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] г. [СКРЫТО], действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 8 комбинированного вида», к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа о понуждении к совершению действий, а именно просит:
1. Возложить на МАДОУ «ДС КВ № 8» обязанность провести работы по оборудованию в здании МАДОУ «ДС КВ № 8», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 3 месяцев после поступления финансирования из администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
2. Возложить на администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа обязанность профинансировать мероприятия, необходимые для проведения работ по оборудованию в здании МАДОУ «ДС КВ № 8», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой [СКРЫТО] в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в результате которой в деятельности МАДОУ «ДС КВ № 8» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно в данном учреждении замки (устройства) безопасности отсутствуют на всех оконных блоках, что также подтверждено информацией, предоставленной Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа. Замки (устройства) безопасности требуются к установке на каждом распашном элементе оконных блоков МАДОУ «ДС КВ № 8». [СКРЫТО] отмечает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и соблюдение требований законодательства об образовании, является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления. Меры по соблюдению требований федерального законодательства, принимаемые МАДОУ «ДС КВ № 8», не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних в соответствии с установленными нормами. В свою очередь, бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, ущемляет их право на получение образовательных услуг в условиях безопасности, а также не обеспечивает профилактику несчастных случаев во время пребывания в образовательной организации, поскольку непринятие мер по обеспечению безопасности может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них детей. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся. Прокуратурой [СКРЫТО] 26.05.2023 внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес руководителя МАДОУ «ДС КВ № 8». Однако указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования, что подтверждается информацией, представленной в ответе на данное представление. Само по себе отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не может служить основанием для освобождения образовательной организации от исполнения обязательных требований, поскольку соблюдение законодательства в области обеспечения безопасных условий обучения воспитания несовершеннолетних не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства. [СКРЫТО] ссылается на п.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.9, п.15 ч.3 ст.28, п.8, 9 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздел 1, п.5.1.8 Постановления Государственного комитета Российской Федерации от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», принятый 02.12.1999 Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, ст.296, ст.210 ГК РФ, п.3 ч.1. ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель стороны истца помощник прокурора г. [СКРЫТО] Тимофеева А.С. требования поддержала в полном объеме согласно доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.
В суде представитель ответчика МАДОУ «ДС КВ № 8» заведующая Шенцова О.С. (руководитель согласно выписке из ЕГРН) пояснила, что иск она признает, считает, что необходимо устранить выявленные нарушения, но учреждение не имеет денежных средств для закупки замков безопасности на окна, и как только будет произведено финансирование на эти цели Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа, сразу же будут приняты меры по оборудованию окон учреждения замками безопасности.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа Куликова Ю.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что исковые требования не признаны, поддержаны доводы письменных возражений, согласно которым в удовлетворении иска ответчик просит отказать в силу следующего. Ответчик считает, что надлежащим ответчиком является Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа, именно оно является главным распорядителем средств бюджета [СКРЫТО] округа и учредителем МАДОУ «ДС КВ № 8». Указывает, что собственник имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением, несет субсидиарную ответственность только по обязательствам вследствие причинения вреда гражданам, но в рамках данного дела не доказан вред, причиненный гражданам, поэтому администрация Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа не должна нести ответственность и быть ответчиком по делу. Бюджет Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа на период 2023-2025 годы является планово-дефицитным и дотационным. Расходы на устранение выявленных нарушений должны планироваться заранее Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа и денежные средства не могут быть изысканы Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа в короткие сроки. Просит также учесть, что решение суда должно носить характер исполнимости, в т.ч. с учетом того, что муниципальный заказчик обязан следовать процедурам, установленным Законом о закупках, которые в короткий срок исполнены быть не могут, они носят затяжной характер и не всегда положительный, в то время как судебный акт должен отвечать принципу исполнимости.
В суде представитель третьего лица Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа Сизикова Е.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что считает исковые требования обоснованными, возможность исполнения требований истца может существовать только при наличии должного финансирования со стороны Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 8, 9 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», принятый 02.12.1999 Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.
В соответствии с пунктом 5.1.8 ГОСТ 23166-99 оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок.
В соответствии с положениями раздела 1 ГОСТ 23166-99, вышеуказанные требования распространяются на оконные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения. Требования ГОСТ 23166-99 являются обязательными.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как следует из материалов дела МАДОУ «ДС КВ № 8» расположено по адресу: <адрес>, право собственности на здание, в котором расположен детский сад, значится за Ленинск-Кузнецким [СКРЫТО] округом. При этом на основании договора от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа и МАДОУ «ДС КВ № 8» данное здание передано на праве оперативного управления в пользу МАДОУ «ДС КВ № 8». Детский сад является бюджетным учреждением. Его учредителем согласно данным ЕГРЮЛ является Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления надзорной деятельности Прокуратурой [СКРЫТО] проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в т.ч. и в отношении МАДОУ «ДС КВ № 8», установлено, что в данном детском саду замки (устройства) безопасности отсутствуют на всех оконных блоках, что также подтверждено информацией, предоставленной Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа от 24.05.2023, и не оспаривалось в суде.
Прокуратурой [СКРЫТО] 26.05.2023 внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес заведующей МАДОУ «ДС КВ № 8». Однако указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования, что подтверждается информацией, представленной в ответе на данное представление.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, ввиду чего обращение в суд с данным иском является верным способом защиты прав несовершеннолетних, пребывающих в здании детского сада, работающих там лиц.
На основании исследованных в суде доказательств, в т.ч. и объяснений участников процесса, суд, установив, что в здании МАДОУ «ДС КВ № 8» имеются нарушения действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии в оконных блоках замков безопасности, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом суд находит обоснованным привлечение Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа в качестве ответчика, вопреки мнению данного лица о ненадлежащем ответчике, в силу следующего.
Замена ненадлежащего ответчика в порядке, установленном ст.41 ГПК РФ, производится с согласия истца, истец такого согласия не дал и суд считает данную позицию правильной.
Расходование денежных средств, находящихся на балансе МАДОУ «ДС КВ № 8», на выполнение требуемых прокурором мероприятий, в настоящее время не предусмотрено. Суду не представлено доказательств обратного.
Вместе с тем в соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, [СКРЫТО] округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов и [СКРЫТО] округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] является лишь главным распорядителем средств бюджета Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа в пределах его компетенции, закрепляемых в решении о бюджете Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа, т.е. оно действует уже в пределах доведённых до него лимитов бюджетных средств.
Учитывая данные положения, обязанность по финансированию проведения мероприятий, направленных на приведение здания МАДОУ «ДС КВ № 8» в должное состояние с точки зрения необходимости обеспечения оконных блоков детского сада замками безопасности, должна быть возложена на саму Администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
Отсутствие же сейчас в местном бюджете денежных средств для приобретения замков безопасности на окна само по себе не освобождает лиц от соблюдения закона и принятия необходимых мер по выполнению законных требований, для чего первоначально необходимо произвести финансирование таких мероприятий, обязанность по осуществлению которого следует возложить на Администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа по вышеуказанным мотивам.
При этом суд считает разумным согласиться с требованием прокурора установить ответчикам сроки для совершения требуемых действий: для МАДОУ «ДС КВ № 8» - не позднее 3 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа по финансированию указанных мероприятий, для Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа – не позднее 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу, в т.ч. судом учтены обоснованные пояснения стороны ответчика о видах и сроках необходимых мероприятий для исполнения требуемых прокурором действий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] г. [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» (ИНН 4212035980) провести работы по оборудованию в здании Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 комбинированного вида», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 3 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа по финансированию указанных мероприятий.
Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа (ИНН 4212013200) профинансировать мероприятия, необходимые для проведения работ по оборудованию в здании Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 комбинированного вида», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2023.
Судья: подпись Н.В. Орлова
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-1729/2023 Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] суда Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.