Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинск-Кузнецкий городской суд (Кемеровская область) |
Дата поступления | 28.06.2023 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d376e2ce-eb58-4380-8dd3-bd8103f04d13 |
УИД 42RS0011-01-2023-001850-12
Дело № 2-1727/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 15 августа 2023 года
Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,
при секретаре Пермяковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] г. [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] г. [СКРЫТО], действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа о понуждении к совершению действий, а именно просит:
1. Возложить на МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» обязанность провести работы по оборудованию в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 3 месяцев после поступления финансирования из администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
2. Возложить на администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа обязанность профинансировать мероприятия, необходимые для проведения работ по оборудованию в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой [СКРЫТО] в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в результате которой в деятельности МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно в данной школе замки (устройства) безопасности отсутствуют на всех оконных блоках, что также подтверждено информацией, предоставленной Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа. Замки (устройства) безопасности требуются к установке на каждом распашном элементе оконных блоков МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова». [СКРЫТО] отмечает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и соблюдение требований законодательства об образовании, является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления. Меры по соблюдению требований федерального законодательства, принимаемые МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних в соответствии с установленными нормами. В свою очередь, бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, ущемляет их право на получение образовательных услуг в условиях безопасности, а также не обеспечивает профилактику несчастных случаев во время пребывания в образовательной организации, поскольку непринятие мер по обеспечению безопасности может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них детей. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся. Прокуратурой [СКРЫТО] 26.05.2023 внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова». Однако указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования, что подтверждается информацией, представленной в ответе на данное представление. Само по себе отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не может служить основанием для освобождения образовательной организации от исполнения обязательных требований, поскольку соблюдение законодательства в области обеспечения безопасных условий обучения воспитания несовершеннолетних не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства. [СКРЫТО] ссылается на п.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.9, п.15 ч.3 ст.28, п.8, 9 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздел 1, п.5.1.8 Постановления Государственного комитета Российской Федерации от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», принятый 02.12.1999 Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, ст.296, ст.210 ГК РФ, п.3 ч.1. ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель стороны истца помощник прокурора г. [СКРЫТО] Тимофеева А.С. требования поддержала в полном объеме согласно доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» и.о. директора Берлизова Т.Г. (согласно приказу от <дата> <номер>) пояснила, что исковые требования она признает, считает, что необходимо устранить выявленные нарушения, но школа не имеет денежных средств для закупки замков безопасности на окна, и как только будет произведено финансирование на эти цели Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа, сразу же будут приняты меры по оборудованию окон школы замками безопасности.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа Куликова Ю.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что исковые требования не признаны, поддержаны доводы письменных возражений, согласно которым в удовлетворении иска ответчик просит отказать в силу следующего. Ответчик считает, что надлежащим ответчиком является Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа, именно оно является главным распорядителем средств бюджета [СКРЫТО] округа и учредителем МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова». Указывает, что собственник имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением, несет субсидиарную ответственность только по обязательствам вследствие причинения вреда гражданам, но в рамках данного дела не доказан вред, причиненный гражданам, поэтому администрация Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа не должна нести ответственность и быть ответчиком по делу. Бюджет Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа на период 2023-2025 годы является планово-дефицитным и дотационным. Расходы на устранение выявленных нарушений должны планироваться заранее Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа и денежные средства не могут быть изысканы Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа в короткие сроки. Просит также учесть, что решение суда должно носить характер исполнимости, в т.ч. с учетом того, что муниципальный заказчик обязан следовать процедурам, установленным Законом о закупках, которые в короткий срок исполнены быть не могут, они носят затяжной характер и не всегда положительный, в то время как судебный акт должен отвечать принципу исполнимости.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа Сизикова Е.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что считает исковые требования обоснованными, возможность исполнения требований истца может существовать только при наличии должного финансирования со стороны Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 8,9 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», принятый 02.12.1999 Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.
В соответствии с пунктом 5.1.8 ГОСТ 23166-99 оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок.
В соответствии с положениями раздела 1 ГОСТ 23166-99, вышеуказанные требования распространяются на оконные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения. Требования ГОСТ 23166-99 являются обязательными.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как следует из материалов дела МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» расположена по адресу: <адрес>, право собственности на здание, в котором расположена школа, значится за Ленинск-Кузнецким [СКРЫТО] округом. При этом на основании договора от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. [СКРЫТО] и МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» данное здание передано на праве оперативного управления в пользу МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова». Школа является бюджетным учреждением. Ее учредителем согласно данным ЕГРЮЛ является Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления надзорной деятельности Прокуратурой [СКРЫТО] проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в т.ч. и в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», установлено, что в данной школе замки (устройства) безопасности отсутствуют на всех оконных блоках, что также подтверждено информацией, предоставленной Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа от 24.05.2023, и не оспаривалось в суде.
Прокуратурой [СКРЫТО] 26.05.2023 внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова». Однако указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования, что подтверждается информацией, представленной в ответе на данное представление от 30.05.2023.
Выявленные нарушения являются недопустимыми, ввиду чего обращение в суд с данным иском является верным способом защиты прав учеников школы, работающих там лиц.
На основании исследованных в суде доказательств, в т.ч. и объяснений участников процесса, суд, установив, что в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» имеются нарушения действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии в оконных блоках замков безопасности, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
При этом суд находит обоснованным привлечение Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа в качестве ответчика, вопреки мнению данного лица о ненадлежащем ответчике, в силу следующего.
Замена ненадлежащего ответчика в порядке, установленном ст.41 ГПК РФ, производится с согласия истца, истец такого согласия не дал и суд считает данную позицию правильной.
Расходование денежных средств, находящихся на балансе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», на выполнение требуемых прокурором мероприятий, в настоящее время не предусмотрено. Суду не представлено доказательств обратного.
Вместе с тем в соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, [СКРЫТО] округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов и [СКРЫТО] округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] является лишь главным распорядителем средств бюджета Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа в пределах его компетенции, закрепляемых в решении о бюджете Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа, т.е. оно действует уже в пределах доведённых до него лимитов бюджетных средств.
Учитывая данные положения, обязанность по финансированию проведения мероприятий, направленных на приведение здания МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» в должное состояние с точки зрения необходимости обеспечения оконных блоков школы замками безопасности, должна быть возложена на саму Администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа.
Отсутствие же сейчас в местном бюджете денежных средств для приобретения замков безопасности на окна само по себе не освобождает лиц от соблюдения закона и принятия необходимых мер по выполнению законных требований, для чего первоначально необходимо произвести финансирование таких мероприятий, обязанность по осуществлению которого следует возложить на Администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа по вышеуказанным мотивам.
При этом суд считает разумным согласиться с требованием прокурора установить ответчикам сроки для совершения требуемых действий: для МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» - не позднее 3 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа по финансированию указанных мероприятий, для Администрации Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа – не позднее 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу, в т.ч. судом учтены обоснованные пояснения стороны ответчика о видах и сроках необходимых мероприятий для исполнения требуемых прокурором действий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] г. [СКРЫТО], действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова» (ИНН 4212018906) провести работы по оборудованию в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 3 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа по финансированию указанных мероприятий.
Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] округа (ИНН 4212013200) профинансировать мероприятия, необходимые для проведения работ по оборудованию в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 20 имени В.М. Елсукова», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий [СКРЫТО] суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2023.
Судья: подпись Н.В. Орлова
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-1727/2023 Ленинск-Кузнецкого [СКРЫТО] суда Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.