Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кемеровский областной суд (Кемеровская область) |
Дата поступления | 14.09.2015 |
Дата решения | 12.11.2015 |
Категория дела | прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений) |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 38887024-75c6-3170-a870-0821ca04fb57 |
Дело № 3-509/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Пушкаревой Н.В.,
при секретаре Шандрамайло Ю.Н.,
с участием представителя административного истца – Коваленко А.И., действующей на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица – Коллегии Администрации Кемеровской области - Потикун Ю.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«12» ноября 2015 года
административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.Я. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] А.Я. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ООО «ТЕХНО-ИН», [СКРЫТО] А.Я. является арендатором объектов недвижимости:
- части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>
- части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно кадастровой справке их кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> руб. соответственно. Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости существенно выше их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в размерах <данные изъяты> руб., уплата арендных платежей в экономически не обоснованном размере нарушает права и интересы [СКРЫТО] А.Я. как арендатора объектов недвижимости.
В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
Части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>, кадастровый номер № расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> рублей;
Части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты>, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 15 230 000 рублей.
Административный истец [СКРЫТО] А.Я. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, его представитель Коваленко А.И., заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Коллегии Администрации Кемеровской области – Потикун Ю.А., против удовлетворения заявленных требований не возражала, доводы письменных пояснений поддержала (л.д. 177-178).
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Администрация г. Новокузнецка, ООО «ТЕХНО-ИН» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представили письменные возражения.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что ООО «ТЕХНО-ИН» является собственником объектов недвижимости:
-части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <адрес>, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>
- части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <адрес>, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>
что подтверждается свидетельствами о праве собственности <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-31).
[СКРЫТО] А.Я. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16, 19) является арендатором указанных объектов недвижимости. В п. 4.3.5 договора ООО «ТЕХНО-ИН» делегирует арендатору право в судебном порядке установить кадастровую стоимость арендуемых помещений в размере равном их рыночной стоимости. Из п. 5.1.1 договора следует, что постоянная арендная плата составляет 0,1 % кадастровой стоимости здания ежемесячно.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) и кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21), кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, установлена в размере <данные изъяты>
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) и кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (22-23), кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, установлена в размере <данные изъяты>
Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости, определена актами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № (в отношении объекта с кадастровым номером: №) и № (в отношении объекта с кадастровым номером: №) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27, 28-28).
Согласно отчета оценщика ООО Юридического Агентства «Октопус» № № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером: <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 32-187).
Согласно положительному экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному экспертом Некоммерческого партнерства «Межрегионального союза оценщиков», членом которой является оценщик ФИО5, подготовившая отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ, он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. Итоговая рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в указанном отчете подтверждена выводами эксперта, изложенными в экспертном заключении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку заявитель просит определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которая соответствует дате определения кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о необходимости определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что сведения, содержащиеся в отчете об № № от ДД.ММ.ГГГГ, содержат сведения о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости, то есть на ДД.ММ.ГГГГ. Доводов и обстоятельств, свидетельствующих о том, что определение рыночной стоимости на указанную дату, могущих оказать влияние на результат при проведении оценки заинтересованными лицами не приведено, в ходе рассмотрения дела не установлено. Представленный отчет соответствует требованиям относимости, содержит сведения о рыночной стоимости объектов недвижимости на дату определения их кадастровой стоимости.
Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, следовательно, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.
Суд приходит к выводу, что в представленном отчете объекты оценки в полной мере идентифицированы, отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки (методом сравнения продаж) и доходного подхода (методом дисконтированных денежных потоков), обоснование отказа от использования затратного подхода. Использованные аналоги объекты соответствуют объектам оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам, примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Отчет также содержит выводы оценщика при согласовании результатов расчетов рыночной стоимости объектов оценки. Представленные отчет и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленные заявителем отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 256; ФСО № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 255; ФСО № 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 254; ФСО № 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года № 328; ФСО № 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года № 628; ФОС № 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611. Отчет и положительное экспертное заключение следует признать допустимыми доказательствами.
При этом заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете о рыночной стоимости нежилых помещений, как и доводов о недостоверности отчета. Оснований сомневаться в достоверности установленной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости судом не установлено. Оснований для назначения по делу судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендованных объектов недвижимости их рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость объектов недвижимости ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, который несет обязанность оплачивать арендную плату, исчисленную из кадастровой стоимости объектов недвижимости, т.е. в экономически не обоснованном размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя.
При таких обстоятельствах требования [СКРЫТО] А.Я. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования [СКРЫТО] А.Я. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- Части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
- Части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты>, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Дата обращения [СКРЫТО] А.Я. с административным исковым заявлением в Кемеровской областной суд 14 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 ноября 2015 года
Судья: Пушкарева Н.В. Дело № 3-509/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Пушкаревой Н.В.,
при секретаре Шандрамайло Ю.Н.,
с участием представителя административного истца – Коваленко А.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица – Коллегии Администрации Кемеровской области - Потикун Ю.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«12» ноября 2015 года
административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] А.Я. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости,
Р Е Ш И Л:
Требования [СКРЫТО] А.Я. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- Части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
- Части отдельно стоящего нежилого здания (Торговый центр), назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости, в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Дата обращения [СКРЫТО] А.Я. с административным исковым заявлением в Кемеровской областной суд 14 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Пушкарева Н.В.