Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 28.02.2022 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Латушкина С.Б.- Судья ГР |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 101b4bf6-593e-30c8-b6e7-7ba7c5d935f0 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-3231/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 февраля 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.
рассмотрел гражданское дело № 2-382/2021, УИД 38MS 0077-01-2021-000585- 63 по исковому заявлению Областного государственного казённого учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области» к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании в бюджет Иркутской области неосновательно полученной суммы финансовой помощи,
по кассационным жалобам Областного государственного казённого учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области», Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение мирового судьи судебного участка № 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г., апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 сентября 2021 г.,
установил:
Областное государственное казённое учреждение «Центр социальных выплат Иркутской области» (далее – ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области) обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] А.А. о взыскании в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно полученной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50 000 рублей.
В обоснование исковых требований ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области указало, что в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждёнными Постановлением Правительств Российской Федерации от 15 феврале 2014 г. № 110 (далее - Правила), действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека (подпункт «д» пункта 2 Правил) (далее - финансовая помощь).
Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, финансовой помощи, действовавший в период возникновения спорных правоотношений, утверждён постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. № 519 (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включённым в утверждённые в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее - списки).
Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населённые пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», подведомственным министерству.
В соответствии с Уставом ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской» области создан в целях реализации задач и функций учредителя, которым является Министерство. Основной вид деятельности - перечисление денежных средств гражданам и юридическим лицам.
К отношениям, связанным с предоставлением финансовой помощи, применяются положения Правил и Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. № 155 (далее - Порядок № 155), действовавшего в период возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункта 9 Порядка № 155 подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется следующим образом.
Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В июле 2019 года ответчик обратился в Администрацию Атагайского муниципального образования с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области, Нижнеудинский район, д. Укар, указав, что им полностью утрачено имущество первой необходимости.
Основанием предоставления финансовой помощи гражданам является полная или частичная утрата имущества первой необходимости, что подтверждается актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения (далее - акт комиссионного обследования). Комиссия создаётся органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, и акт утверждается главой соответствующего муниципального образования.
Администрацией Атагайского муниципального образования ответчик включён в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в размере 100 000 рублей.
Указанные списки были согласованы начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждены первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области и направлены в ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области».
10 июля 2019 г. ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке, а именно ответчику была перечислена финансовая помощь в размере 100 000 рублей. Указанная сумма зачислена на расчётный счёт получателя.
Вместе с тем финансовая помощь в указанном размере получена ответчиком неправомерно, в связи с неверным определением степени утраты имущества граждан и включением их в список Администрацией Атагайского муниципального образования Иркутской области.
Данное обстоятельство установлено в ходе проверки использования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках выездной встречной проверки органами федерального казначейства в Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» в 2020 году уже после осуществления выплаты истцом и подтверждается Актом встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 7 февраля 2020 г.
Данное обстоятельство также подтверждается Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения, где в качестве пострадавшего указан ответчик по адресу места жительства: <адрес>.
В соответствии пунктом 1(1) Правил «имущество первой необходимости» минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды; предметы мебели для приёма пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (пункт 2(2) Правил).
В соответствии с нормами Правил ответчику должна быть осуществлена выплата финансовой помощи в размере 50 000 руб. в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. С учётом изложенного денежные средства в размере 50000 руб. подлежат возврату в бюджет Иркутской области.
В связи с выявленными переплатами в целях досудебного урегулирования спора ответчику направлено уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в федеральный бюджет.
Решением мирового судьи судебного участка № 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 сентября 2021 г., в удовлетворении исковых требований ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» к [СКРЫТО] А.А. о взыскании в бюджет Иркутской области суммы финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50 000 руб. отказано.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просят отменить решение мирового судьи судебного участка № 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г., апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 сентября 2021 г.
В соответствии с частью 10 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационных жалоб, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных постановлений не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с часть 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причинённый материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту также Правила № 110).
Согласно п. 1(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие «имущество первой необходимости» определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котёл отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2(2) Правил № 110).
Согласно пункту «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. № 519-пп, действовавшим в период возникновения спорных отношений и утратившим силу в связи с изданием Постановления правительства Иркутской области от 1 июля 2020 г. № 393-пп «Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий», утверждён порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включённым в утверждённые в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населённые пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником ГУ МВД РФ по делам ГО и ЧС по Иркутской области, ГУ МВД РФ по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», подведомственным министерству.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утверждённого приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. № 155, действовавшего в период возникновения спорных отношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 29 апреля 2020 г. № 275, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 11 Правил № 110, осуществляется путём обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утверждёнными пунктом 2(2) Правил № 110. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объёмов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне и начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утверждённые руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объёмов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Согласно подпункта «д» пункта 2 Правил № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, в том числе, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 руб. на человека.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно заключению акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, составленного главой Атагайского муниципального образования Жуковой В. В., председателем Думы Журавлевой А.Н., специалистом администрации Кочергиной М. Е. 4 июля 2019 г., имущество, в том числе [СКРЫТО] А.А., проживающей по адресу <адрес>, утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет каждому из включенных в акт, в том числе [СКРЫТО] А.А., по 100 тысяч рублей, при этом в акте указан список утраченного имущества, согласно которому четыре предмета первой необходимости (холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, кровать) утрачены полностью, три предмета первой необходимости (стол, стул, телевизор (радио)) не утрачены.
5 июля 2019 г. ответчик [СКРЫТО] А.А. обратилась к главе Атагайского муниципального образования с заявлением, в котором просила включить её в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, указав, что ею полностью утрачено имущество первой необходимости.
Ответчик [СКРЫТО] А.А. была включена в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Данный список был подписан главой Атагайского муниципального образования, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником главного управления МВД России по Иркутской области, утверждён первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
10 июля 2019 г. ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, в том числе и ответчику [СКРЫТО] А.А. в размере 100 000 рублей, что подтверждается платёжным поручением № от 10 июля 2019 г. и реестром денежных средств с результатами зачислений по реестру № от 10 июля 2019 г. на счета физических лиц.
Согласно акта встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» от 7 февраля 2020 г., проведённой в рамках выездной проверки использования средств, источником которых являются средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в Областном государственном казенном учреждении «Центр социальных выплат Иркутской области» за 2018-2019 годы, списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формировались на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования. Вышеуказанные списки, подписанные главами администраций муниципальных образований, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области, начальником Главного управления МВД России по Иркутской области, а также утверждены Первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области. Проверкой выявлены факты неверного определения комиссиями муниципальных образований степени материального ущерба и размера финансовой помощи, необходимой в связи с утратой имущества первой необходимости и соответственно, необоснованного включения в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в том числе 83 гражданина в Администрации Атагайского муниципального образования. Комиссией Администрации Атагайского муниципального образования в случае частичной утраты имущества первой необходимости (от 3 до 7 предметов) выносились заключения о полной утрате имущества и включались в списки граждане, нуждающиеся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости (сумма финансовой помощи 100 000 рублей).
Из содержания акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области от 4 июля 2019 г., имущество [СКРЫТО] А.А утрачено полностью, сумма финансовой помощи составляет каждому пострадавшему по 100 тысяч рублей, при этом в акте указано, что четыре предмета первой необходимости (холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, кровать) утрачены полностью, три предмета первой необходимости (стол, стул, телевизор (радио)) не утрачены.
При этом акт выездной проверки ОГКУ «УСЗН по Нижнеудинскому району» от 7 февраля 2020 г. не содержит сведений о признании незаконным акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости от 4 июля 2019 г. Данный акт, а также утверждённый список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в установленном законом порядке не оспаривались, незаконными не признаны.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведёнными выше нормами права, а также руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив из совокупности представленных сторонами доказательств ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами своих обязанностей при предоставлении ответчику финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, выразившееся в неверном определении степени утраты имущества, не соответствующей критериям полной утраты имущества, а также отсутствие противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении указанной финансовой помощи, которая является мерой социальной помощи государства, направленной на возмещение ущерба, причинённого имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством существования, отсутствие счётной ошибки, мировой судья пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца суммы финансовой помощи в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием согласился.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций, изложенные в оспариваемых заочном решении и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований считать их неправильными не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом выше правовом регулировании, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационных жалоб судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационных жалоб, повторяют позицию Областного государственного казённого учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области», Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций и доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделён, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 3797 ГПК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 77 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 мая 2021 г., апелляционное определение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 21 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Областного государственного казённого учреждения «Центр социальных выплат Иркутской области», Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – без удовлетворения.
Судья С.Б. Латушкина