Дело № 8Г-6596/2021 [88-7083/2021], кассация

Тип дела Гражданские
Инстанция кассация
Суд Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область)
Дата поступления 22.03.2021
Дата решения 13.05.2021
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Чунькова Т.Ю.- Судья ГР
Результат АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Судебное решение Есть
ID b423df2b-73f8-3c2e-854f-cb133d07570c
Стороны по делу
Истец
********** *********** ** ******* ** *********** ******* * ************** ***********
Ответчик
***** ****** ** ********** ****
*** **-5 ***** ****** ** ********** ****
*********** ****** ********** ********* ******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7083/2021

№ 2-2001/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 13 мая 2021 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе:

председательствующего Чуньковой Т.Ю.,

судей: Ларионовой С.Г., Сулеймановой А.С.,

с участием прокурора Рубана А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №22RS0011-02-2020-001960-84 по иску Рубцовского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о возложении обязанности произвести действия,

по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 декабря 2020 г.,

заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В., полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Рубцовский прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее по тесту - ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о возложении обязанности произвести действия.

Требования мотивированы тем, что в результате проведенной Рубцовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю установлено, что в ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю не в полной мере выполняются требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения требований пожарной безопасности.

В нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390, пункта 3.1.5 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН РФ от 30 марта 2005 г. №214, а также СП 5.13130.2009 в неисправном нерабочем состоянии находятся смонтированные системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях: КДС (Литер АУ), общежитиях, клуба, ВПК, продуктового и вещевого склада, склада для хранения мяса, лука (овощехранилище №3), склада для картофеля (овощехранилище №2), ШИЗО, ПКТ (Литер Я), медсанчасти (Литер М), вечерней школы, училища (Литер Л), столовой в промышленной зоне (Производственный корпус №1).

Кроме того, в нарушение статьи 91 Федерального закона №123-Ф3, пункта 4 Приказа №315 система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отсутствует в зданиях: храма (Литер И2), карантинного отделения (Литер ИЗ), спортивного зала (Литер И), столовой (Литер АФ, АФ1, АФ2, АФЗ, АФ4), мельницы, складского помещения в здании мельницы (производственный корпус №2), производственного корпуса №3 (Литер АЕ), производственного корпуса №4 (Литер АЖ), производственного корпуса №5 (Литер АЗ), производственного корпуса №6 (Литер АИ, АИ1, АИ2), производственного корпуса №7 (Литер АК, АК1).

Также в нарушение пункта 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а также пункта 4.2.1.1 ГОСТа Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007) и пункта 3.1.18 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение в следующих помещениях и зданиях: КДС (Литер АУ), общежитиях, карантинного отделения, ШИЗО, ПКТ (Литер Я), медсанчасти (Литер М).

Таким образом, полагал, что ненадлежащее обеспечение требований пожарной безопасности администрацией ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России может повлечь причинение вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников исправительного учреждения и иных лиц, находящихся на территории учреждения, а также причинение материального ущерба учреждению, что является недопустимым.

По выявленным нарушениям 30 сентября 2019 г. в адрес начальника ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю Рубцовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях внесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответу ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю от 30 октября 2019 г. указанные недостатки стали возможными по причине отсутствия целевого бюджетного финансирования на приобретение, монтаж и обслуживание автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения.

6 апреля 2020 г. в целях контроля исполнения требований прокурора по ранее выявленным нарушениям пожарной безопасности в ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю направлен запрос о принятых мерах по устранению выявленных нарушений по результатам рассмотрения представления Рубцовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30 сентября 2019 г.

15 апреля 2020 г. из ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю поступила информация, что указанные недостатки не устранены ввиду отсутствия материалов и оборудования автоматической пожарной сигнализации (АПС). С целью устранения выявленных недостатков администрацией ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю направлен запрос о выделения денежных средств для оборудования зданий системами обеспечения пожарной безопасности.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования. Финансирование ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю осуществляется УФСИН России по Алтайскому краю и ФСИН России, администрацией ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю самостоятельно за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат. В связи с тем, что для устранения выявленных нарушений закона необходимо целевое централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций, УФСИН России по Алтайскому краю и ФСИН России привлечены в качестве ответчиков.

Прокурор просил обязать администрацию ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России устранить указанные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части пожарной безопасности.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 декабря 2020 г., исковые требования Рубцовского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН по Алтайскому краю, ФСИН России о возложении обязанности произвести действия удовлетворены в полном объеме.

На ФКУ ИК №5 УФСИН России в срок до 1 июня 2021 г. возложена обязанность организовать проведение мероприятий: по приведению в исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в следующих зданиях: КДС (Литер АУ), общежитиях центров №№ 1, 2 (Литер Ч, 41, 42), общежитиях центра №3 (Литер АЦ, АЦ1), общежитиях центра №4 (Литер Ц, Ц1), общежитиях центра №5 (Литер АО, АО1), общежитиях центра №6 (Литер ВВ), клуба (Литер И), ВПК (Литер Н), продуктового и вещевого склада (Литер AC, АС1, АС2), склада для хранения мяса, лука (овощехранилище №3) (Литер Е), склада для картофеля (овощехранилище №2) (Литер Р); ШИЗО, ПКТ (Литер Я), медсанчасти (Литер М), вечерней школы, училища (Литер Л); столовой в промышленной зоне (Производственный корпус №1) (Литер АВ, АВ1, АВ2); по оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и помещениях: храма (Литер И2), карантинного отделения (Литер ИЗ), спортивного зала (Литер И); столовой (Литер АФ, АФ1, АФ2, АФЗ, АФ4); мельницы, складского помещения в здании мельницы (производственный корпус №2); производственного корпуса №3 (Литер АЕ); производственного корпуса №4 (Литер АЖ); производственного корпуса №5; производственного корпуса №6 (Литер АИ, АИ1, АИ2); производственного корпуса №7 (Литер АК, АК1); КДС (Литер АУ); общежития центров №№1, 2 (Литер 4, 41, 42); общежития центра №3 (Литер АЦ, АЦ1); общежития центра №4 (Литер Ц, Ц1); общежития центра №5 (Литер АО, АО1); общежития центра №6 (Литер ВВ); карантинного отделения (Литер ИЗ); ШИЗО, ПКТ, медсанчасти (Литер М).

На УФСИН по Алтайскому краю возложена обязанность в срок до 1 июня 2021 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение проведения мероприятий по приведению в исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и эвакуации людей при пожаре в зданиях Федерального казенного учреждения Исправительная колония №5 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю: КДС (Литер АУ), общежитии центров №№1, 2 (Литер 4, 41, 42), общежитии центра №3 (Литер АЦ, АЦ1), общежитии центра №4 (Литер Ц, Ц1), общежитии центра №5 (Литер АО, АО1), общежитии центра №6 (Литер ВВ), клубе (Литер И), ВПК (Литер Н), продуктовом и вещевом складе (Литер AC, АС1, АС2), складе для хранения мяса, лука (овощехранилище №3) (Литер Е), складе для картофеля (овощехранилище №2) (Литер Р); ШИЗО, ПКТ (Литер Я) - медсанчасти (Литер М); вечерней школы, училища (Литер Л); столовой в промышленной зоне (Производственный корпус №1) (Литер АВ, АВ1, АВ2); для оборудования Федерального казенного учреждение Исправительная колония №5 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и помещениях: храма (Литер И2), карантинного отделения (Литер ИЗ), спортивного зала (Литер И); столовой (Литер АФ, АФ1, АФ2, АФЗ, АФ4); мельницы, складского помещения в здании мельницы (производственный корпус №2), производственного корпуса №3 (Литер АЕ), производственного корпуса №4 (Литер АЖ), производственного корпуса №5, производственного корпуса №6 (Литер АИ, АИ1, АИ2), производственного корпуса №7 (Литер АК, АК1), КДС (Литер АУ), общежития центров №№1, 2 (Литер Ч, 41, 42), общежития центра №3 (Литер АЦ, АЦ1), общежития центра №4 (Литер Ц, Ц1), общежития центра №5 (Литер АО, АО1), общежития центра №6 (Литер ВВ), карантинного отделения (Литер ИЗ), ШИЗО, ПКТ, медсанчасти (Литер М).

На ФСИН России в срок до 1 июня 2021 г. возложена обязанность обеспечить материально-техническое и финансовое обеспечение УФСИН по Алтайскому краю для осуществления вышеперечисленных мероприятий.

В кассационной жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю просит отменить решение суда и апелляционное определение, отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает на необоснованность установления единого срока исполнения решения суда - до 1 июня 2021 г. для выполнения возложенных обязанностей каждым из ответчиков, посколь¬ку выполнение ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю мероприя¬тий, указанных в решении, невозможно без выделения денежных средств на данный вид расходов со стороны Минфина России и ФСИН России, распределения и доведения данных денежных средств до учреждения распорядителем - УФСИН России по Алтайскому краю. При установлении срока суд не учел, что указанные действия могут быть проведены только с осуществлением закупок, которые проводятся на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работы, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом конкретный срок размещения государственного заказа на закупку оборудования невозможно определить до поступления финансирования.

Кассатор также указывает, что финансирование в 2020 году на приобретение автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и помещениях учреждения не выделялось.

Полагает, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования указанных в решении мероприятий нарушает права главного распорядителя средств федерального бюджета, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Прокурором, участвующим в деле, на кассационную жалобу принесены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит частично обоснованными доводы жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено названным кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, со-держащимся в пунктах 2, 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении дела нижестоящими судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на законность принятых судебных актов в части возложения на УФСИН России по Алтайскому краю и на ФСИН России обязанности обеспечить материально-техническое и финансовое обеспечения мероприятий, обязанность проведения которых возложена на ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 13, частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. №390 «О противопожарном режиме», Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 г. № 214, Приказами МЧС России, Сводами правил и ГОСТами, статьями 6, 70, пунктами 1, 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями статей 210, 296, 298, 132.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, установив факты несоблюдения ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю требований уголовно-исполнительного законодательства в части выполнения требований пожарной безопасности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и понуждения данного ответчика к их устранению. Учитывая, что нарушения были выявлены в подведомственном УФСИН России по Алтайскому краю и ФСИН России бюджетном учреждении, суд пришел к выводу о возложении обязанностей по организации и обеспечению материально - технического и финансового обеспечения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности на УФСИН России по Алтайскому краю и на ФСИН России - соответственно. Для выполнения возложенных обязанностей всем ответчикам судом установлен одинаковый шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

С решением суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции. Довод апелляционной жалобы ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда отклонила, указав, что неисполнение требований норм пожарной безопасности представляет собой угрозу жизни и здоровью людей, что является недопустимым. Установленный судом срок для исполнения решения суда судебной коллегией признан разумным и реальным.

В кассационной жалобе ответчика отсутствуют доводы о несогласии с принятым судом первой инстанции решением в части возложения на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю требований законодательства в части соблюдения пожарной безопасности. При рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций ответчиком не оспаривалось, что выявленные нарушения имеют место, возражения учреждения сводились к отсутствию финансирования таких мероприятий, несмотря на соответствующие обращения.

Судебная коллегия полагает судебные акты в части возложения на ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю обязанности по организации проведения мероприятий по приведению в исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях колонии обоснованными и законными.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает заявителя жалобы от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований. В этой связи указанные доводы ФКУ ИК- 5 УФСИН России по Алтайскому краю судом кассационного суда отклоняются.

В то же время, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с принятыми судебными актами в остальной части.

В соответствии с пунктом I статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем при-надлежащим ему имуществом.

Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на УФСИН России по Алтайскому краю и на ФСИН России обязанности обеспечить материально-техническое и финансовое обеспечения мероприятий по обеспечению требований противопожарной безопасности в ФКУ ИК №5 УФСИН России по Алтайскому краю, районный суд исходил из недостаточности средств у ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю для устранения выявленных прокурором нарушений требований законодательства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая единый для всех ответчиков срок исполнения решения без указания на субсидиарный (дополнительный) характер ответственности собственника имущества, суд фактически возложил на всех ответчиков самостоятельную обязанность по выполнению указанных в резолютивной части решения мероприятий.

В то же время по настоящему делу исковые требования заявлены прокурором в связи с несоблюдением ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю требований пожарной безопасности на объектах, находящихся в его оперативном управлении.

Недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению, является основанием для привлечения к ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, только для исполнения денежных обязательств, на что указано в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

Однако таких обстоятельств судами по делу не установлено.

Ответчик ФСИН России в районном суде указывал на то, что удовлетворение исковых требований повлечет незаконное вмешательство в административную деятельность государственного органа.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

Возложение на ФСИН России и УФСИН России по Алтайскому краю обязанности организовать материально - техническое и финансовое обеспечение расходов свидетельствует о вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и фактическом понуждении ФСИН России к выделению финансирования, что является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Допущенные судом нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований к УФСИН России по Алтайскому краю и ФСИН России.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела. При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не исправил.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым отменить постановление суда апелляционной инстанции с направлением дела в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела в отмененной части суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным отношениям, и требованиями процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 декабря 2020 г. отменить в части оставления без изменения решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 августа 2020 г. в части возложения обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации обеспечить материально- техническое и финансовое обеспечение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю и на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю в срок до 1 июня 2021 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение проведения мероприятий по приведению в исправное состояние автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и эвакуацией людей при пожаре в зданиях Федерального казенного учреждения Исправительная колония №5 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю: КДС (Литер АУ), общежитии центров №№1, 2 (Литер Ч, 41, 42), общежитии центра №3 (Литер АЦ, АЦ1), общежитии центра №4 (Литер Ц, Ц1), общежитии центра №5 (Литер АО, АО1), общежитии центра №6 (Литер ВВ), клубе (Литер И), ВПК (Литер Н), продуктовом и вещевом складе (Литер AC, АС1, АС2), складе для хранения мяса, лука (овощехранилище №3) (Литер Е), складе для картофеля (овощехранилище №2) (Литер Р); ШИ- 30, ПКТ (Литер Я) - медсанчасти (Литер М); вечерней школы, училища (Литер Л); столовой в промышленной зоне (Производственный корпус №1) (Литер АВ, АВ1, АВ2); для оборудования Федерального казенного учреждение Исправительная колония №5 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и помещениях: храма (Литер И2), карантинного отделения (Литер ИЗ), спортивного зала (Литер И); столовой (Литер АФ, АФ1, АФ2, АФЗ, АФ4); мельницы, складского помещения в здании мельницы (производственный корпус №2), производственного корпуса №3 (Литер АЕ), производственного корпуса №4 (Литер АЖ), производственного корпуса №5, производственного корпуса №6 (Литер АИ, АИ1, АИ2), производственного корпуса №7 (Литер АК, АК1), КДС (Литер АУ), общежития центров №№ 1, 2 (Литер 4, 41, 42), общежития центра №3 (Литер АЦ, АЦ1), общежития центра №4 (Литер Ц, Ц1), общежития центра №5 (Литер АО, АО1), общежития центра №6 (Литер ВВ), карантинного отделения (Литер ИЗ), ШИЗО, ПКТ, медсанчасти (Литер М) и направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В остальной части решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 26 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю - оставить без удовлетворения.

Председательствующий Т.Ю. Чунькова

Судьи С.Г. Ларионова

А.С. Сулейманова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) на 22.03.2021:
Дело № 8Г-6512/2021 [88-7364/2021], кассация
  • Дата решения: 21.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Ковалевская В.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6513/2021 [88-7128/2021], кассация
  • Дата решения: 22.04.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Ковалевская В.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6542/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-6616/2021 [88-7308/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Гунгер Ю.В. - Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6617/2021 [88-7382/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Нестеренко А.О.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6622/2021 [88-7097/2021], кассация
  • Дата решения: 27.05.2021
  • Решение: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Гусев Д.А. - Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6630/2021 [88-7029/2021], кассация
  • Дата решения: 13.05.2021
  • Решение: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Богдевич Н.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-7094/2021 [88-9205/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Богдевич Н.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6638/2021 [88-7043/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Новожилова И.А.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6619/2021 [88-7017/2021], кассация
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Кравченко Н.Н. - Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2639/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Безденежных Д.А.- Судья АДМ-АП
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-2640/2021, надзор
  • Дата решения: 07.07.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2641/2021, надзор
  • Дата решения: 27.04.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2643/2021, надзор
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2646/2021, надзор
  • Дата решения: 25.06.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2649/2021, надзор
  • Дата решения: 13.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2653/2021, надзор
  • Дата решения: 04.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2642/2021, надзор
  • Дата решения: 20.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2645/2021, надзор
  • Дата решения: 29.04.2021
  • Решение: ОТМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2647/2021, надзор
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-3541/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3516/2021 [77-1919/2021], кассация
  • Дата решения: 03.06.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Павлов Р.Г.- Судья УГ
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-3552/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3534/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3554/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3548/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3547/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3515/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3522/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3555/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ