Дело № 8Г-6492/2021 [88-7031/2021], кассация

Тип дела Гражданские
Инстанция кассация
Суд Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область)
Дата поступления 22.03.2021
Дата решения 13.05.2021
Категория дела решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п.
Судья Леонтьева Т.В. - Судья ГР
Результат РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с направлением на новое рассмотрение
Судебное решение Есть
ID 5e0890cf-714f-325b-b54e-0b6f03f35eaa
Стороны по делу
Истец
******** ******** **********
Ответчик
********** **** ********** *********
************ ***** * ********** ****** **
*************** **********- ********** *********** ***** ** * *************** ****** *. ************ (***********)
************ ********* ********* ******
*********** ********* ** ***********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-7031/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 13 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лавник М.В.,

судей Гусева Д.А., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-603/2020 (УИД 54RS0010-01-2019-007519-57) по иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Железнодорожному району г. Новосибирска (межрайонное), Федеральному агентству по рыболовству, Министерству сельского хозяйства России о признании решений незаконными, признании права на назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности оформить представление, назначить пенсию за выслугу лет, взыскании судебных расходов,

по кассационной жалобе Пенсионного фонда Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 19 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2020 г.

по кассационной жалобе Федерального агентства по рыболовству на решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 19 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2020 г.

по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 19 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения представителя Пенсионного фонда Российской Федерации Шайхутдиновой Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] (далее – [СКРЫТО] В.Л., истец) обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Железнодорожному району г. Новосибирска (межрайонное), Федеральному агентству по рыболовству, Министерству сельского хозяйства России о признании решений незаконными, признании права на назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности оформить представление, назначить пенсию за выслугу лет, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований указывал на то, что в течение 5 лет замещал должности федеральной государственной гражданской службы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод»; в течение 11 лет 1 месяца 4 дней - в Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства, общий стаж федеральной государственной гражданской службы составил 16 лет 1 месяц 4 дня. При этом в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, он также замещал должность федерального государственного гражданского служащего. 9 сентября 2018 г. [СКРЫТО] В.Л. уволен с гражданской службы в связи с истечением срока действия служебного контракта, что установлено решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2018 г. На момент освобождения от должности [СКРЫТО] В.Л. имел право на страховую пенсию по старости, которую получает с 4 декабря 2018 г.

[СКРЫТО] В.Л. полагает, что имеет право и на получение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

На обращение [СКРЫТО] В.Л. в Федеральное агентство по рыболовству с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ему отказано в связи с недостаточностью стажа. С данным решением [СКРЫТО] В.Л. не согласен.

[СКРЫТО] В.Л. просил суд признать незаконными ответы Федерального агентства по рыболовству от 12 июля 2019 г. №6292-ЯБ/У06 и от 8 октября 2019 г. №2059-пг/У06, решение УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) от 9 августа 2019 г. №567881/19, ответ Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. №С-310/06-362; признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; возложить на Федеральное агентство по рыболовству обязанность оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет и вместе с заявлением и полным пакетом документов направить в Пенсионный фонд Российской Федерации; возложить обязанность на Пенсионный фонд Российской Федерации назначить пенсию за выслугу лет с 4 декабря 2018 г.; взыскать с ответчиков солидарно судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. и по оплате почтовых расходов по отправлению ответчикам копии искового заявления в размере, указанном в почтовых квитанциях.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 19 июня 2020 г. исковые требования [СКРЫТО] В.Л. удовлетворены частично. Признаны незаконными ответы Федерального агентства по рыболовству от 12 июля 2019 г. №6292-ЯБ/У06 и от 8 октября 2019 г. №2059-пг/У06. На Федеральное агентство по рыболовству возложена обязанность оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет на [СКРЫТО] В.Л. и направить Пенсионный фонд Российской Федерации полный пакет документов, необходимых для решения вопроса о назначении [СКРЫТО] В.Л. пенсии за выслугу лет. За [СКРЫТО] В.Л. признано право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». С Федерального агентства по рыболовству в пользу [СКРЫТО] В.Л. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 780 руб. В удовлетворении требований о признании решения УПФР по Железнодорожному району г. Новосибирска (межрайонное) от 9 августа 2019 г. №567881/19, ответа Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 ноября 2019 г. №С-310/06-362, возложении на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанности назначить пенсию за выслугу лет – отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2020 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 19 июня 2020 г. оставлено без изменения.

В кассационных жалобах Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации просят об отмене судебных актов как незаконных.

Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом, [СКРЫТО] В.Л. замещал должность руководителя Верхнеобского территориального управления Росрыболовства с 6 августа 2007 г. по 9 сентября 2018 г., ранее со 2 сентября 2002 г. по 3 августа 2007 г. занимал должность начальника ФГУ «Верхнеобьрыбвод».

На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 мая 2018 г. №73-кр истец был освобожден от замещаемой должности руководителя Верхнеобского территориального управления Росрыболовства и уволен с федеральной государственной гражданской службы на основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2018 г. признан незаконным приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 мая 2018 г. № 73-кр об увольнении [СКРЫТО] В.Л. Изменена дата увольнения [СКРЫТО] В.Л. на 9 сентября 2018 г., формулировка основания увольнения на увольнение в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Данное решение суда вступило в законную силу 7 февраля 2019 г.

Во исполнение указанного решения суда Министром сельского хозяйства Российской Федерации был издан приказ от 14 мая 2019 г. №69-кр, согласно которому [СКРЫТО] В.Л. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с гражданской службы руководителя Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству 9 сентября 2018 г. в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Письмом Росрыболовства от 12 июля 2019 г. №6292-ЯБ/У06 [СКРЫТО] В.Л. были возращены поданные им документы, при этом указано, что стаж федеральной государственной гражданской службы истца составил с 6 августа 2007 г. по 9 сентября 2018 г. – период работы в Верхнеобском территориальном управлении Росрыболовства, то есть 11 лет 1 месяц 4 дня. В стаж государственной гражданкой службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть зачтены 5 лет работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» в должности начальника управления. Однако, при включении в стаж указанного период работы стаж государственной гражданской службы составит 16 лет 1 месяц 4 дня, что недостаточно для обращения за назначением пенсии за выслугу лет, поскольку в 2019 г. требуемый стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет составляет не менее 16 лет 6 месяцев.

Письмом Росрыболовства от 8 октября 2019 г. №2059-пг/У-06 истцу были возвращены поданные им документы по основаниям, аналогичным тем, которые были указаны в письме от 12 июля 2019 г.

С 4 декабря 2018 г. Сулатнов В.Л. является получателем страховой пенсии по старости.

Возвращая истцу документы о назначении пенсии по выслуге лет, Росрыболовство исходило из того, что у истца отсутствовал требуемый стаж государственной гражданской службы на момент обращения за назначением пенсии по выслуге лет.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что при разрешении вопроса о том, имеет ли истец право на назначение пенсии за выслугу лет, следует исходить из того, что указанное право возникло у истца 9 сентября 2018 г., поскольку по состоянию на указанную дату истец достиг пенсионного возраста – 60 лет, в данную дату он был уволен с государственной гражданской службы на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до этой даты он занимал должность государственной гражданской службы не менее 12 месяцев. По состоянию на указанную дату – 9 сентября 2018 г. истец имел стаж государственной гражданской службы 16 лет 1 месяц 4 дня, на что указало Росрыболовство в ответах от 12 июля 2019 г. и от 8 октября 2019 г., то есть более 16 лет, как это предусмотрено приложением 2 к Федеральному закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применительно к размеру стажа государственной гражданской службы на 2018 г. То обстоятельство, что истец обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в 2019 г. и по состоянию на 2019 г. требуемый стаж для назначения пенсии за выслугу лет составил 16 лет 6 месяцев в соответствии с приложением 2 к Федеральному закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не свидетельствует о том, что право на пенсию за выслугу лет у истца возникло в 2019 г., то есть в год обращения.

При этом суд первой инстанции также пришел к выводам о том, что в ответах ответчик указал на то, что период работы истца в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» может быть включен в стаж, по основанию невозможности включения периода работы в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» в стаж государственной гражданской службы истцу отказано не было.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные гражданские служащие.

В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

При этом, согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", указанным лицам назначается пенсия за выслугу лет. Условия назначения пенсии федеральным гражданским служащим определены в статье 7 названного закона. Вместе с тем, право на назначение пенсии за выслугу лет зависит от стажа государственной гражданской службы. При этом, согласно статье 19 указанного закона стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

В Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 1141 от 20 сентября 2010 г., включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (пункт 20).

В соответствии с пунктом 1 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

Документ, подтверждающий стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд Российской Федерации для решения вопроса о назначении указанной пенсии.

Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке (при наличии) и в иных выданных в установленном порядке документах (пункт 2 Порядка).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Как следует из пункта 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации по представлению руководителя федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих выполняемые трудовые (служебные) обязанности.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3).

На основании пункта 3 вышеуказанного Порядка включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.

Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа оформляется не позднее двухмесячного срока со дня подачи гражданином заявления о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Таким образом, включение в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, производится в определенном порядке, во-первых, решение принимается на основании представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором служащий проходил государственную гражданскую службу; во-вторых, заявление федерального государственного гражданского служащего о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.

Поскольку сама по себе работа на указанной должности в учреждении службой не является, а потому для разрешения вопроса о включении указанного периода работы в федеральном учреждении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет необходимо соблюдение вышеназванного порядка, который в данном случае не был соблюден.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не были применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, что является основанием для отмены судебных актов по части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Делая вывод о том, что [СКРЫТО] В.Л. имеет стаж работы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции фактически разрешил вопрос о включении названного периода работы истца в ФГУ «Верхнеобьрыбвод» в стаж государственной гражданской службы, миную установленный порядок, фактически подменив уполномоченные на разрешение данного вопроса органы государственной власти.

Поскольку в силу пункта 9 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, принимается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в настоящее время Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, то данные органы государственной власти подлежали привлечению к участию в деле.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрения дела судами были допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к неправильному разрешению спора.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного постановления в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, признавая за истцом правом на назначение пенсии за выслугу лет, и включая в стаж государственной гражданской службы период работы в учреждении, не привлек к участию в деле Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, их мнение относительно обстоятельств спора не выяснили, не проверили, принималось ли соответствующее решение о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, согласовывалось ли такое решение с Министерством финансов Российской Федерации, в то время как на права и обязанности указанных Министерств повлияли постановления судов, что расценивается как существенное нарушение норм процессуального права и в силу пункта 4 части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда апелляционной инстанции.

Исходя из подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, суду первой инстанции надлежало поставить на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что разрешение при подготовке дела к судебному разбирательству вопроса о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), необходимо для правильного определения состава лиц, участвующих в деле. Невыполнение этой задачи в стадии подготовки может привести к принятию незаконного решения, поскольку разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену решения суда в апелляционном и кассационном порядке (часть 1 статьи 330, пункт 4 части 2 статьи 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 3303-О, предусмотренное абзацем вторым части третьей статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомочие суда по привлечению к участию в деле соответчика или соответчиков в случае невозможности рассмотрения дела без его или их участия в связи с характером спорного правоотношения вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, и обусловлено возложенной на суд обязанностью по принятию законного и обоснованного решения (часть первая статьи 195 данного Кодекса), а потому оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований в результате неправильного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права не определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, не установили эти обстоятельства, в связи с чем выводы судебных инстанций не могут быть признаны основанными на нормах права.

При таких обстоятельствах судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, устранить отмеченные недостатки, привлечь к участию в деле лиц, на права и обязанности которых могут повлиять результаты рассмотрения дела, определить их процессуальное положение, и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 19 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2020 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий М.В. Лавник

Судьи Д.А. Гусев

Т.В. Леонтьева

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) на 22.03.2021:
Дело № 8Г-6512/2021 [88-7364/2021], кассация
  • Дата решения: 21.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Ковалевская В.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6513/2021 [88-7128/2021], кассация
  • Дата решения: 22.04.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Ковалевская В.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6542/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-6616/2021 [88-7308/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Гунгер Ю.В. - Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6617/2021 [88-7382/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Нестеренко А.О.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6622/2021 [88-7097/2021], кассация
  • Дата решения: 27.05.2021
  • Решение: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Гусев Д.А. - Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6630/2021 [88-7029/2021], кассация
  • Дата решения: 13.05.2021
  • Решение: АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Богдевич Н.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-7094/2021 [88-9205/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Богдевич Н.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6638/2021 [88-7043/2021], кассация
  • Дата решения: 18.05.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Новожилова И.А.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-6619/2021 [88-7017/2021], кассация
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Кравченко Н.Н. - Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2639/2021, надзор
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: надзор
  • Судья: Безденежных Д.А.- Судья АДМ-АП
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 16-2640/2021, надзор
  • Дата решения: 07.07.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2641/2021, надзор
  • Дата решения: 27.04.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2643/2021, надзор
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2646/2021, надзор
  • Дата решения: 25.06.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2649/2021, надзор
  • Дата решения: 13.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2653/2021, надзор
  • Дата решения: 04.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2642/2021, надзор
  • Дата решения: 20.05.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2645/2021, надзор
  • Дата решения: 29.04.2021
  • Решение: ОТМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-2647/2021, надзор
  • Дата решения: 30.04.2021
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-3541/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3516/2021 [77-1919/2021], кассация
  • Дата решения: 03.06.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Павлов Р.Г.- Судья УГ
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-3552/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3534/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3554/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3548/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3547/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3515/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3522/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3555/2021, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ