Дело № 8Г-5070/2020 [88-6474/2020], кассация

Тип дела Гражданские
Инстанция кассация
Суд Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область)
Дата поступления 19.02.2020
Дата решения 02.07.2020
Категория дела Прочие из пенсионного законодательства
Судья Кожевникова Л.П.- Судья ГР
Результат АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Судебное решение Есть
ID fd6c4981-2ebb-3171-838c-09b38b7b6d44
Стороны по делу
Истец
********* ***** *************
Ответчик
**- ***** * *. **** ************** **** (***********)
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-6474/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 2 июля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Кожевниковой Л.П.

судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №75RS0001-01-2018-004808-75 (№2-94/2019) по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения ФИО1, ее представителя ФИО8, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее- УПФР в г. Чите) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости

В обосновании требований указала, что 3 апреля 2018 г. она обратилась в УПФР в г. Чите с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

6 июня 2018 г. решением руководителя УПФР в г. Чите ей было отказано в назначении указанного вида пенсии по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ. Одновременно не был включен в подсчет педагогического стажа период работы с 14 марта 1991 г. по 31 августа 1995 г. в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе .

Просила суд, с учетом уточненных исковых требований, отменить решение руководителя УПФР в г. Чите от 6 июня 2018 г. , возложить на ответчика обязанность включить в стаж истца на соответствующих видах работ периоды с 3 июня 1990 г. по 13 марта 1991 г., с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 сентября 2010 г. по 8 октября 2010 г., с 17 декабря 2012 г. по 22 декабря 2012 г., назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 3 апреля 2018 г.

Решением Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2019 г. исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ответчика включить в стаж ФИО1 в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ период работы с 3 июня 1990 г. по 13 марта 1991 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 сентября 2010 г. по 8 октября 2010 г., с 17 декабря 2012 г. по 22 декабря 2012 г., в удовлетворении остальной части иска отказал.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 16 мая 2019 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 отменено, с принятием в указанной части нового решения, о признании незаконным указанного решения пенсионного органа, возложении на ответчика обязанности включить период работы с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить досрочную страховую пенсию с 3 апреля 2018 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Представитель УПФР в г. Чите обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского края от 11 сентября 2019 г., как незаконного вынесенного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что период работы истца старшей пионервожатой с 1 октября 1993 г. по 30 сентября 1993 г. не подлежал включению в специальный стаж, поскольку указанная должность не предусмотрена соответствующим Списком профессий. Ссылаясь на судебную позицию, изложенную в судебных актах Верховного суда Российской Федерации, считает, что суд не учел отсутствие у ФИО1 необходимых 2/3 педагогического стажа как на момент осуществления ею работы по должности пионервожатая, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь п. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Решением пенсионного органа от 6 июня 2018 г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.

Продолжительность специального стажа на момент обращения в пенсионный орган – 3 апреля 2018 г., составила 22 года 6 месяцев 6 дней.

В специальный стаж не был включен период работы истца с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в должности пионервожатой в средней общеобразовательной школе г. Читы, так как кроме работы, указанной в п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются периоды работы (деятельности), предусмотренные п. 2 указанного Положения, в том числе, работа в качестве штатных пионервожатых при наличии не менее 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию.

Работа пионервожатой, имевшая место как до 1 января 1992 г., так и до 1 октября 1993 г., может засчитываться в стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в периоды указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Такая работа засчитывается, если имеется не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии. По представленным документам у заявителя отсутствует факт работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

В соответствии с записями в трудовой книжке истца, 13 сентября 1989 г. ФИО1 принята в Застепинский совхоз в детский сад помощником воспитателя; 13 марта 1991 г. уволена в порядке перевода в школу. 14 марта 1991 г. принята в Застепинскую среднюю школу старшей пионервожатой в порядке перевода.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы истца старшей пионервожатой в средней школе с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г., суд первой инстанции указал, что на момент осуществления деятельности по должности штатной пионервожатой и на момент изменения правового регулирования спорных отношений у истца отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности, в связи с чем, нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, не применимы.

С таким выводом суд апелляционной инстанции не согласился, указав, что на момент обращения ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, она выработала более 2/3 педагогического стажа. В период работы истца старшей пионервожатой, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Истец, работая на этой должности, не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и она будет лишена права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет.

На основании ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанный период работы ФИО1 в должности пионервожатой подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. С учетом изложенного, также подлежат удовлетворению исковые требования о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, и о назначении страховой пенсии с момента обращения за ней.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Право на страховую пенсию по старости, как установлено ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 2 ст. 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 83 данного закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «м» п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой»). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подп. «а» п. 1 постановления). Этим же постановлением (п. 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

При этом согласно п. 4 названного положения время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. П. 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г., содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Нормы Положения. утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ней права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период его действия у нее отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности.

Суд апелляционной инстанций в обоснование вывода о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период работы с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в должности пионервожатой в школе , сослался на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, однако не учел, что в силу подпункта «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.

Поскольку с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, а начало педагогической деятельности [СКРЫТО] И.А., как установлено судом, имело место с 3 июня 1990 г., то есть, у нее отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности на момент изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения в качестве пионервожатой при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки мнению суда апелляционной инстанции, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о ее досрочном пенсионном обеспечении.

Таким образом, выводы суда апелляционной инстанций о возможности включения периода работы истца в должности пионервожатой в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением ей педагогической деятельности в учреждениях для детей со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения. Соответственно, не может быть признан правомерным вывод суда апелляционной инстанции о возникновении у истца с учетом периода ее работы в должности пионервожатой права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 3 апреля 2018 г.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа УПФР в г.Чите во включении в специальный педагогический стаж истца периода работы с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в должности пионервожатой в школе и о возложении на ответчика обязанности включить в специальный педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанный период работы, а также о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 3 апреля 2018 г. нельзя признать законными.

Указанные решения приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в указанной части и направления дела в отменной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь ст. 379.7, ст. 390, ст. 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 г. отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения пенсионного органа, включении периода работы с 14 марта 1991 г. по 30 сентября 1993 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии с 3 апреля 2018 г., направить дело на новое рассмотрение в отменной части в суд апелляционной инстанции. В остальной части апелляционное определение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) на 19.02.2020:
Дело № 8Г-5019/2020 [88-10371/2020], кассация
  • Дата решения: 07.07.2020
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Черемисин Е.В.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-5021/2020 [88-8471/2020], кассация
  • Дата решения: 07.05.2020
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Кожевникова Л.П.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-5075/2020 [88-9234/2020], кассация
  • Дата решения: 22.05.2020
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Ларионова С.Г.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-5079/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-5082/2020 [88-6707/2020], кассация
  • Дата решения: 23.03.2020
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Латушкина С.Б.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-5086/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-5102/2020 [88-6528/2020], кассация
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Шефер И.А.- Судья ГР
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-5103/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 8Г-5069/2020 [88-6457/2020], кассация
  • Дата решения: 16.04.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Кожевникова Л.П.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 8Г-5036/2020 [88-6588/2020], кассация
  • Дата решения: 02.06.2020
  • Решение: Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
  • Инстанция: кассация
  • Судья: Нестеренко А.О.- Судья ГР
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1739/2020, надзор
  • Дата решения: 19.03.2020
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1741/2020, надзор
  • Дата решения: 19.03.2020
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1777/2020, надзор
  • Дата решения: 22.05.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1758/2020, надзор
  • Дата решения: 15.04.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1761/2020, надзор
  • Дата решения: 14.04.2020
  • Решение: Жалоба (протест) на определение (постановление) не по существу дела - рассмотрена
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1762/2020, надзор
  • Дата решения: 14.04.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1764/2020, надзор
  • Дата решения: 29.06.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1472/2020, надзор
  • Дата решения: 14.04.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1735/2020, надзор
  • Дата решения: 21.07.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 16-1733/2020, надзор
  • Дата решения: 21.04.2020
  • Решение: оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
  • Инстанция: надзор
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7У-3903/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3989/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3924/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3918/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-4003/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3993/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3950/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3935/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3960/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7У-3975/2020, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ