Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 19.02.2020 |
Дата решения | 16.04.2020 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Кожевникова Л.П.- Судья ГР |
Результат | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение |
Судебное решение | Есть |
ID | fbb36aeb-d619-30af-9744-83ad821ea042 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6457/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 апреля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкина С.Б.
судей Кожевниковой Л.П., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по делу № (2-186/2019) по иску С.Н.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право н назначение досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.Н.Г. обратилась в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – УПФР в г. Чите) о включении периодов работы в стаж, дающий право н назначение страховой пенсии по старости,
В обоснование иска указала, что 20 февраля 2018 г. она обратилась в УПФР в г. Чите с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный законе от 28 декабря 2013г. № 400 –ФЗ).
Решением руководителя УПФР в г. Чите от 30 мая 2018 г. № в назначении указанного вида пенсии ей было отказано по причине недостаточности медицинского стажа, продолжительность которого была установлена ответчиком равной 17 годам 07 месяцам 28 дням.
Ответчиком не были включены в подсчет стажа на соответствующих видах работ периоды с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997 г. в должности главного врача Оздятичской сельской врачебной амбулатории (работа в Республике Беларусь), так как пенсионный орган вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, в том числе в трудовой книжке, с 9 февраля 2000 г. по 31 октября 2002 г. в должности врача-бактериолога санитарно-эпидемиологического отряда воинской части 74208, так как не подтверждена работа на полную ставку в указанный период времени.
Так же не были учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 марта 2003 г. по 15 июня 2003 г., с 23 октября 2008 г. по 26 декабря 2008 г., с 14 января 2013 г. по 15 марта 2013 г., не смотря на сохранение за истцом рабочего места и средней заработной платы.
Просила суд обязать УПФР в г. Чите включить в стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400 –ФЗ в исчислении как один год и три месяца за один год работы период с 30 января 1992 г. по 10 мая 1995 г., в календарном исчислении период работы с 9 февраля 2000 г. по 31 октября 2002 г., а так же указанные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Обязать пенсионный орган назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 20 февраля 2018 г.
Протокольным определением суда от 22 октября 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ «Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации
Решением Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2019 г., с учетом определения от 16 августа 2019 г. об устранении описки, исковые требования С.Н.Г. частично удовлетворены, суд обязал пенсионный орган включить в стаж истца в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400 - ФЗ в календарном исчислении как работу в сельской местности периоды работы с 30 января 1992 г. по 25 марта 1995 г., с 15 июля 1996 г. по 10 мая 1997 г., с 9 февраля. 2000 г. по 31 октября 2002 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 марта 2003 г. по 15 июня 2003 г., с 23 октября 2008 г. по 26 декабря 2008 г., с 14 января 2013 г. по 15 марта 2013 г. Обязал УПФР в г. Чите назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 20 февраля 2018 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 ноября 2019 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2019 г. оставлено без изменения.
УПФР в г. Чите обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 ноября 2019 г. в части включения в стаж истца периода работы с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997 г. и назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 20 февраля 2018 г., просит принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска в указанной части.
В обоснование жалобы ссылается на то, что судом неверно математически определена продолжительность стажа истца за период с 30 января 1992 г. по 25 марта 1995 г. и с 15 июля 1996 г. по 10 мая 1997 г., судом указано на 4 года 11 месяцев 15 дней, тогда как фактически этот период составляет 3 года 11 месяцев 22 дня, соответственно общая продолжительность стажа истца определенная судом как 25 лет 11 месяцев и 15 дней также определена неверно и не дает истцу права на назначении пенсии с 20 февраля 2018 г.
Кроме того, при вынесении решения судом не учтены положения Договора от 24 января 2006 г., заключенного между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. На запрос пенсионного органа не поступил ответ в отношении периода работы истца с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997 г. о возможности включения указанного периода работы в стаж истца по законодательству Республики Беларусь. Отсутствие факта признания Республикой Беларусь, как стороны Договора от 24 января 2006 г., указанного периода работы истца как периода, дающего право на льготное пенсионное обеспечение, не позволяет применить положения Договора от 24 января 2006 г.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций, имеются основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда в указанной части в связи с неправильным применением норм материального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением руководителя УПФР в г. Чите от 30 мая 2018 г. № 2840 в назначении указанного вида пенсии истцу было отказано по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ, продолжительность которого была определена ответчиком равной 17 года 07 месяцам 28 дням.
В медицинский стаж истца не были засчитаны периоды работы с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997 г. в должности главного врача Оздятичской сельской врачебной амбулатории (работа в Республике Беларусь), так как пенсионный орган вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, в том числе в трудовой книжке, с 9 февраля 2000 г. по 31 октября 2002 г. в должности врача-бактериолога санитарно-эпидемиологического отряда воинской части 74208, так как не подтверждена работа на полную ставку в указанный период времени.
Так же не были учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 марта 2003 г. по 15 июня 2003 г., с 23 октября 2008 г. по 26 декабря 2008 г., с 14 января 2013 г. по 15 марта 2013 г., со ссылкой на п. 5 Правил об исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 11 мая 2002 № 51. Период с 14 января 2013 года по 15 марта 2013 года расценен ответчиком как отпуск без сохранения заработной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца подлежит включению периоды работы с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997 г. в должности главного врача Оздятичской сельской врачебной амбулатории с 9 февраля 2000 г. по 31 октября 2002 г. в должности врача-бактериолога санитарно-биологического отряда войсковой части 74208, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12 марта 2003 г. по 15 июня 2003 г., с 23 октября 2008 г. по 26 декабря 2008 г.
Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку решение суда обжалуется пенсионным органом только в части включения в специальный стаж истца периода ее работы с 9 февраля 2000 г. по 31 октября 2002 г. в должности врача-бактериолога санитарно-биологического отряда войсковой части 74208, поскольку нет доказательств работы истца на полную ставку, а также в отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, то решение суда проверено только в данной части.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что в доводах апелляционной жалобы ответчика содержалась ссылка на то, что возможность учета периода работы истца с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997г в должности главного врача Оздятической сельской врачебной амбулатории в Республики Беларусь компетентным органом Республики Беларусь не подтверждена. Данному доводу судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы УПФР в г. Чите о математической ошибке при подсчете стажа, о неправильном применении нормы материального права, заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) решение суда должно быть законным и обоснованными.
Частью 2 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).
В силу разъяснений, данных в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктами 1 (подп. «н») и 3 (подп. «в») Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее Список № 781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях в течение установленного срока.
Суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что право истца на досрочную страховую пенсию по старости возникло с 20 февраля 2018 г., установив на указанную дату необходимый стаж в размере 25 лет 11 месяцев 15 дней, указав, что 17 лет 7 месяцев и 28 дней приняты ответчиком бесспорно, а 8 лет 3 месяца и 17 дней следует зачесть по решению суда (периоды с 30 января 1992 г. по 25 марта 1995 г. и с 15 июля 1996г. по 10 мая 1997 г. как 4 года 11 месяцев 15 дней и с 9 февраля 2000г. по 31 октября 2002 г. – 2 года 8 месяцев 22 дня, курсы повышения квалификации- 7 месяцев 10 дней).
При этом суд первой инстанции посчитал период в календарном исчислении с 30 января 1992 г. по 25 марта 1995 г. и с 15 июля 1996 г. по 10 мая 1997 г. как 4 года 11 месяцев 15 дней, между тем, указанный период составляет 3 года 11 месяцев 22 дня, что влияет на общую продолжительность стажа установленного судом, который при вычитании одного года становится менее требуемых 25 лет.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции не дана оценка доводам пенсионного органа об отсутствии в деле ответа компетентного органа Республики Беларусь на соответствующий запрос в отношении стажа истца в период с 30 января 1992 г. по 10 мая 1997 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Вопросы государственного социального обеспечения, в том числе назначения и выплаты трудовых пенсий по возрасту (старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий между Российской Федерацией и Республикой Беларусь урегулированы договором от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения».
Согласно п. 4 ст. 11 Договора при определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством Договаривающихся Сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В соответствии со ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., на которое сослался суд первой инстанции не регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Беларусь, поскольку при заключении договора от 24 января 2006 г. Российская Федерация и Республика Беларусь договорились об ином порядке пенсионного обеспечения, который распространяется как на периоды страхового стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г., так и после указанной даты.
Доводы кассатора о том, что в деле не имеется подтверждения компетентного органа Республики Беларусь о возможности включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости указанного периода работы истца по нормам законодательства Республики Беларусь, являются обоснованными.
При таких данных обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст.379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что кассационная жалоба УПФР в г. Чите подлежит удовлетворению, решение и апелляционное определение в части включения в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 30 января 1992 г. по 25 марта 1995 г., с 15 июля 1996 г. по 10 мая 1997 г., назначении досрочной страховой пенсии по старости с 20 февраля 2018 г., следует отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 6 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 ноября 2019 г. отменить в части удовлетворения требований о включении в стаж периодов работы с 30 января 1992 г. по 25 марта 1995 г., с 15 июля 1996 г. по 10 мая 1997 г., назначении досрочной страховой пенсии по старости с 20 февраля 2018 г., в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи