Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 19.02.2020 |
Дата решения | 16.06.2020 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Богдевич Н.В.- Судья ГР |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | c8210963-9f7f-3775-be19-bd0a52d89cd6 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-6251/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 16 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Богдевич Н.В., Новожиловой И.А.
рассмотрела гражданское дело № по иску [СКРЫТО] О.А. к администрации муниципального образования «<адрес>», министерству сельского хозяйства <адрес> о признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить в списках, направить документы,
по кассационной жалобе министерства сельского хозяйства <адрес> на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда Богдевич Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
установила:
[СКРЫТО] О.А. ( далее – [СКРЫТО] О.А., истец) с 2015 г. включена в Список граждан, молодых семей, молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств по муниципальному образованию «<адрес>». В октябре 2015 г., апреле 2016 г., ноябре 2016 г. и феврале 2017 г. [СКРЫТО] О.А. включена в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г. и на период до 2020 г.» по <адрес> на плановый период 2018 г. по муниципальному образованию «<адрес>» по категории «Граждане, проживающие в сельской местности». В ноябре 2017 г. распоряжениями Министерства №-мр, 176-мр от 2 ноября 2017 г. утверждены сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2018 года и плановые периоды 2019-2020 г., при этом [СКРЫТО] О.А. в вышеуказанные списки не включена. Причины не включения в список не указаны.
В адрес администрации <адрес> 5 декабря 2018 г. поступило письмо министерства сельского хозяйства <адрес> об отказе во включении [СКРЫТО] О.А. в сводный список участников мероприятий на основании пункта 28 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением <адрес> от 7 апреля 2014 г. №-пп, поскольку муж [СКРЫТО] О.А. - [СКРЫТО] Ю.В. не является членом семьи [СКРЫТО] О.А. (не проживает с заявителем, зарегистрирован по другому адресу <адрес>).
Истец, считает, что она соответствует условиям, указанным в федеральной целевой программе и Порядку предоставления социальных выплат, с учетом всех имеющихся документов, которые предоставлены в министерство с 2014 г., оснований для отказа во включение в сводный список не имеется. При этом министерство не указало причины непринятия во внимания документов, представленных в 2016 г., согласно которым [СКРЫТО] Ю.В. был зарегистрирован по адресу истца (жены). Полагает, что администрация <адрес> и министерство сельского хозяйство <адрес> неправомерно лишили ее права на получение субсидии после более чем 3 лет нахождения в соответствующих списках. При этом самостоятельно представить документы в министерство истец не может в связи с установленным порядком предоставления документов.
Истец просила суд обязать администрацию <адрес> направить в министерство сельского хозяйства <адрес> документы о включении [СКРЫТО] О.А. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по <адрес> в 2019г., утвержденный распоряжением министерства сельского хозяйства <адрес> от 1 ноября 2018 г. №-мр, по категории «Граждане, проживающие в сельской местности»; признать незаконным решение об отказе во включении в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат граждан, проживающих в сельской местности от 1 ноября 2018 г. №; обязать министерство сельского хозяйства <адрес> восстановить [СКРЫТО] О.А. в прежней очереди и в списках участников мероприятий - получателей социальных выплат по <адрес> в 2019 г., утвержденного распоряжением министерства сельского хозяйства <адрес> от 1 ноября 2018 г. №-мр по категории «Граждане, проживающие в сельской местности».
Решением Тайшетского городского суда <адрес> от 23 июля 2019 г. исковые требования [СКРЫТО] О.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 октября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ответчик министерство сельского хозяйства <адрес> обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене, принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств не заявляли.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применением норм материального или процессуального права.
Судом установлено, что постановлением главы Венгерского муниципального образования <адрес> от 10 апреля 2014 г. № [СКРЫТО] О.А., ФИО7, ФИО6 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома, им выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> – 10 октября 2012 г., срок действия разрешения до 10 октября 2022 г. [СКРЫТО] О.А. является собственником земельного участка, общей площадью 5000 кв.м, по адресу <адрес>, участок 3.
Из сведений трудовой книжки [СКРЫТО] О.А. усматривается, что истец работала с 2003 г. по 2014 г. в <адрес>ной больнице в качестве санитарки Туманшетского фельдшерского пункта, в настоящее время работает в Областном государственном бюджетном учреждении Комплексном центре социального обслуживания населения (далее- ОГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> и <адрес>»).
Постановлением <адрес> от 7 апреля 2014 г. №-пп «Об установлении порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», в редакции, действующей на момент обращения [СКРЫТО] О.А. через органы местного самоуправления в министерство сельского хозяйства в <адрес> с заявлением от 9 сентября 2014 г., в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности на территории <адрес>, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г. и на период до 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. №, государственной программой <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 г., утвержденной постановлением <адрес> от 9 декабря 2013 г. №-пп, руководствуясь статьей <адрес> установило Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории <адрес>, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Указанный Порядок разработан в соответствии с правилами, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 г. и на период до 2020 г.», действующих до 1 января 2018 г.
Согласно пункту 8 Порядка установленного Постановлением <адрес> от 7 апреля 2014 г. №-пп, действующему по состоянию на 9 сентября 2014 г., право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности.
В соответствии с подпунктом а пункта 8 Порядка, действующего на момент направления уведомления от 19 октября 2015 г. о включении [СКРЫТО] О.А. в сводный список право на получение социальной выплаты имели лица, постоянно проживающие в сельской местности, осуществление трудовой деятельности исключено.
[СКРЫТО] О.А. на момент обращения с заявлением, а также на момент направления ей уведомления о включении в список, постоянно проживала в сельской местности, как ее супруг ФИО6 и сын ФИО7 Истец [СКРЫТО] О.А. имела наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, осуществляла трудовую деятельность в сельской местности, она и члены ее семьи признаны гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Уведомление о включении в список [СКРЫТО] О.А. получила в октябре 2015 г.
Согласно письму от 19 февраля 2019 г. администрация <адрес> уведомила [СКРЫТО] О.А. о том, что 18.02.2019 в адрес администрации поступило письмо министерства сельского хозяйства <адрес>, котором указано об исключении [СКРЫТО] О.А. в ноябре 2018 года из. водного списка на 2019 год и сводный список на плановый период 2019-2020 годы по причине несоответствия гражданина, молодой семьей, молодого специалиста условиям, указанным в п. 8, 61, 62 Порядка (пункт 28 Порядка), а именно [СКРЫТО] О.А. не подтвердила, что член ее семьи - супруг проживает с [СКРЫТО] О.А. постоянно.
Постановлением <адрес> от 8 февраля 2018 г. №-пп «О внесении изменений в отдельные постановления <адрес>» подпункта а пункта 8 Порядка дополнен словами «регистрация по месту жительства». Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования, то есть с 18 февраля 2018 г.
Установив, что на момент обращения истца с заявлением и выдачи ей уведомления о включении в сводный список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, регистрация по месту жительства не требовалась, указанная регистрация стала необходимой только с 18 февраля 2018 г., на указанную дату истец, а также ее супруг ФИО6, сын ФИО7 имели постоянную регистрацию в сельской местности, постоянно проживали в сельской местности, [СКРЫТО] О.А. осуществляла трудовую деятельность в сельской местности, имела наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также истец [СКРЫТО] О.А. и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Кроме того, из уведомлений министерства сельского хозяйства <адрес> за 2015, 2016, 2017 года усматривается, что [СКРЫТО] О.А., как гражданин, проживающий в сельской местности, включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года» по Иркутской области на плановый период 2019 года, утвержденный министерством сельского хозяйства Иркутской области от 14 февраля 2017 г. №-мр, по муниципальному образованию «<адрес>», а ранее на плановый период 2018 год. Возврат документов [СКРЫТО] О.А., отказ во включении в сводный список, на момент обращения [СКРЫТО] О.А. с заявлением, не производились.
Поскольку истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не утратила своего права быть включенной в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат как гражданин, постоянно проживающий в сельской местности, совместно с которым в сельской местности постоянно проживают супруг и ребенок, работающей в сельской местности, предоставившей в орган местного самоуправление, предусмотренные нормативными актами документы (в соответствии с п. 20 Порядка), оформленные в соответствии с требованиями порядка, являющей нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что [СКРЫТО] О.А. подлежит восстановлению в списке в ее прежней очереди, определенной в хронологическом порядке по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку [СКРЫТО] О.А. лишена возможности в соответствии с законом предоставить документы в Министерство сельского хозяйства по <адрес>, указанные действия могут произвести только органы местного самоуправления, суд возложил обязанность на администрацию <адрес> направить в Министерство сельского хозяйства <адрес> документы для включения [СКРЫТО] О.А. в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по <адрес> в 2019 году, утвержденный распоряжением министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-мр.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда, с данными выводами судов соглашается и находит правильными.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «г» названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с данным выводом судов, поскольку он сделан на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основан на правильном применении материальных норм.
Судебные инстанции исследовали и дали оценку представленным в материалы дела доказательствам, правильно применили нормы материального права к спорным правоотношениям, выводы суда первой и апелляционной инстанций следует признать правомерными.
Доводы кассационной жалобы ответчика судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет, поскольку все обстоятельства учтены и оценены судами первой и апелляционной инстанций.
В целом жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы судебных инстанций, свидетельствующие о незаконности обжалуемых судебных постановлений, доводы заявителя сводятся к несогласию с произведенной оценкой судами доказательств по делу, оснований для переоценки которых, у суда кассационной инстанции не имеется.
При рассмотрении спора судом первой и апелляционной инстанций правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы ответчика по своему содержанию повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в судах, им дана надлежащая оценка.
При этом, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными, оснований для их отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу министерства сельского хозяйства <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи