Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 12.08.2020 |
Дата решения | 10.09.2020 |
Категория дела | Иные социальные споры |
Судья | Латушкина С.Б.- Судья ГР |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | d4444c76-b848-3516-b8fe-e8f856cc4ce0 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14387/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 10 сентября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Прудентовой Е.В., Раужина Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-982/2019, УИД 38RS0021-01-2019-001215-65 по иску прокурора Слюдянского района Иркутской области, действующего в интересах [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району», Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании признать право на получение меры социальной поддержки, произвести социальную выплату,
по кассационной жалобе Министерства [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., объяснения прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Слюдянского района Иркутской области, действуя в интересах [СКРЫТО] В.М., обратился в суд с иском к областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району», Министерству [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании признать право на получение меры социальной поддержки, произвести социальную выплату.
В обоснование заявленных требований прокурор Слюдянского района Иркутской области указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению [СКРЫТО] В.М., в ходе которой установлено, что областным государственным казённым учреждением «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» отказа во включении [СКРЫТО] В.М. в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий, по причине того, что удостоверение ветерана боевых действий получено [СКРЫТО] В.М. ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на меры социальной поддержки в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по обеспечению жильём возникло у [СКРЫТО] В.М. после 1 января 2005 г., в связи с чем обеспечить его жильём за счёт средств федерального бюджета в форме социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не представляется возможным.
[СКРЫТО] В.М. постановлением мэра г. Слюдянска от 21 апреля 1999 г. № «О принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как участник боевых действий, своего жилья не имеет. С 1999 г. по настоящее время меры социальной поддержки по обеспечению жильём ему не предоставлялись.
[СКРЫТО] В.М. является участником боевых действий, ДД.ММ.ГГГГ получил удостоверение ветерана боевых действий.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», подпункт 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», прокурор указывает, что [СКРЫТО] В.М. является ветераном боевых действий, встал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди до 1 января 2005 г. и у него с 1 января 2004 г. возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильём как ветерана боевых действий.
Прокурор Слюдянского района Иркутской области, действуя в интересах [СКРЫТО] В.М., просил суд признать незаконным отказ областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» по не включению в список претендентов на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения [СКРЫТО] В.М.; обязать областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» признать право [СКРЫТО] В.М. на меру социальной поддержки и включить в список претендентов на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения; обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области произвести [СКРЫТО] В.М. социальную выплату за счёт средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очерёдности.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г., исковые требования прокурора Слюдянского района, действующего в интересах [СКРЫТО] В.М., удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» во включении [СКРЫТО] В.М. в список претендентов на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения и обязал областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» включить [СКРЫТО] В.М. в список претендентов на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения.
Также суд обязал [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области произвести [СКРЫТО] В.М. социальную выплату за счёт средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очерёдности.
В кассационной жалобе представителем ответчика Министерства [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Слюдянского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г., как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в период с 9 мая 1995 г. по 20 августа 1997 г. [СКРЫТО] В.М. проходил военную службу войсковой части №, в период с 21 июля 1996 г. по 20 августа 1997 г. принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, что подтверждается копией дубликата военного билета, а также справкой Слюдянского районного военного комиссариата от 11 марта 1999 г. №.
Постановлением мэра г. Слюдянска от 21 апреля 1995 г. № [СКРЫТО] В.М. – участник боевых действий в Чечне, принят на учёт и внесён в списки общего и льготного предоставления жилья.
Из списка на выдачу удостоверения ветерана боевых действий по военному комиссариату Слюдянского района следует, что [СКРЫТО] В.М. получил 7 декабря 2005 г. удостоверение ветерана боевых действий серии БК №, выданное ДД.ММ.ГГГГ
[СКРЫТО] В.М. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг.
20 октября 2014 г. [СКРЫТО] В.М. обратился к ответчику областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» по вопросу предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём.
Из ответа областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» от 24 октября 2014 г. № следует, что по состоянию на 1 января 2014 г. в очереди по Иркутской области отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. [СКРЫТО] В.М. значится за № с датой постановки на учёт – 21 апреля 1999 г. Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан производится в пределах объёма выделенных субвенций бюджету субъекта Российской Федерации, в порядке очерёдности исходя из времени принятия на учёт и включения в списки на предоставление социальных выплат.
Из ответа администрации Слюдянского городского поселения от 14 октября 2014 г. № следует, что [СКРЫТО] В.М. был поставлен на учёт в администрации на предоставление жилья по договору [СКРЫТО] найма 21 апреля 1999 г., в 2006 г. учётное дело [СКРЫТО] В.М. было передано в Управление министерства [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району. [СКРЫТО] В.М. был включён в областной список льготников на получение социальной выплаты на приобретение жилья. В 2014 г. такую выплату получали участники боевых действий, вставшие на учёт в 1998 г.
Из ответа областного государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» от 15 августа 2019 г. на представление прокуратуры следует, что включение [СКРЫТО] В.М. в список на предоставление социальных выплат гражданам, имеющим право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета не предоставляется возможным в связи с тем, что документ, подтверждающий наличие категории ветерана боевых действий до 1 января 2005 г., [СКРЫТО] В.М. не представлен.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями статьи 6, подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», частью 2 статьи 6 Федерального закона от 9 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьёй 3, пунктом 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Иркутской области», пунктом 12 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 14 июля 2011 г. № 990-О-О, исходил из того, что [СКРЫТО] В.М. является ветераном боевых действий, был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди до 1 января 2005 г., и у него с 1 января 2004 г. возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильём как ветерана боевых действий.
Проверяя законность и обоснованность решения, постановленного судом первой инстанции, с данными выводами суда и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в боевых действиях в в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, признаются ветеранами боевых действий.
Статьёй 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору [СКРЫТО] найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 г. № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Иркутской области», принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 21 марта 2008 г. № 41/16а-ЗС, установлено, что форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём определяется, в том числе, для отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ) (статья 2 Закона).
Мера социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляется отдельным категориям граждан, указанным в статье 2 настоящего Закона (далее - граждане), в форме социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений (далее - социальная выплата).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. № 6-оз предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путём приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием социальных выплат.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 4 апреля 2008 г. № 6-оз предоставление социальных выплат гражданам, за исключением граждан, указанных в абзаце втором настоящей части, производится в порядке очерёдности исходя из времени принятия их на учёт и включения в списки на предоставление социальных выплат.
Предоставление социальных выплат гражданам, относящимся к категории инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ)), производится вне очереди.
Статьёй 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведённых выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учёта данного удостоверения (далее - Инструкция).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий [СКРЫТО] В.М. обратился до 1 января 2005 г., в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у [СКРЫТО] В.М. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и применённым нормам права.
Нельзя признать обоснованными суждения в кассационной жалобе о том, что удостоверение ветерана боевых действий выдано [СКРЫТО] В.М. впервые ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, он был неправомерно включен в список отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г., а потому не имеет права на меры социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 декабря 2018 г. № 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
[СКРЫТО] В.М. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
Как следует из материалов дела, условие о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. [СКРЫТО] В.М. соблюдено.
Мера социальной поддержки в виде обеспечения [СКРЫТО] В.М., нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учёт до 1 января 2005 г., гарантируется Федеральным законом «О ветеранах» вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом.
Поскольку с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий [СКРЫТО] В.М. обратился до 1 января 2005 г., в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях, подтверждающих выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у [СКРЫТО] В.М. права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» являются правильными и соответствующими действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 28 ноября 2019 г. и апелляционное определение Иркутского областного суда от 12 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства [СКРЫТО] [СКРЫТО], опеки и попечительства Иркутской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи