Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 13.01.2020 |
Дата решения | 28.04.2020 |
Категория дела | Прочие из пенсионного законодательства |
Судья | Латушкина С.Б.- Судья ГР |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 7e3ab7ab-c8db-3d30-bf10-e43e63ab3abf |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-3679/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 апреля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Шефер И.А., Кожевниковой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2455/2019; УИД: 54RS0001-01-2019-003703-51 по иску Стефанского Сергея [СКРЫТО] к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе представителя Стефанского Сергея [СКРЫТО] – Ивасенко Ирины Викторовны на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
[СКРЫТО] С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее также - УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное)), являющегося правопреемником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заельцовском районе г. Новосибирска (далее – УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска) о признании незаконным решения об отказе в праве на дополнительное материальное обеспечение, возложении обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, возмещении судебных расходов.
В обоснование требований [СКРЫТО] С.А. указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2002 г. № ему присуждена премия Правительства Российской Федерации 2001 года в области науки и техники, присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации», вручен диплом № и почётный знак.
29 декабря 2017 г. Стефанскй С.А. был уволен из АО «Новосибирский приборостроительный завод».
11 января 2018 г. [СКРЫТО] С.А. обратился в УПФ РФ в Заельцовском районе городе Новосибирска с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», полагая, что имеет право на указанную выплату в связи с присуждением ему премии Правительства Российской Федерации и звания лауреата.
Решением УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска № от 9 апреля 2018 г. в назначении дополнительного обеспечения Стефанскому С.А. отказано.
С указанным решением пенсионного органа [СКРЫТО] С.А. не согласен, полагает, что присуждённая ему премия Правительства Российской Федерации относится к числу государственных премий, которые с учётом положений Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации» дают ему право на назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 сентября 2019 г., в удовлетворении исковых требований Стефанского С.А. отказано.
В поданной представителем Стефанского С.А. – Ивасенко И.В. кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 сентября 2019 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Согласно имеющимся в материалах дела телефонограмм, в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, стороны выразили согласие на рассмотрение дела в их отсутствие. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Стефанскому С.А. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2002 г. № присуждена премия Правительства Российской Федерации 2001 года в области науки и техники.
[СКРЫТО] С.А. с 18 января 2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
11 января 2018 г. [СКРЫТО] С.А. обратился в УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении ему дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
Решением пенсионного органа № от 9 апреля 2018 г. истцу отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по тому основанию, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации право на назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся в материалах дела, правопреемником УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска в порядке реорганизации является УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное).
Отказывая Стефанскому С.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры», пришёл к выводу, что премия Правительства Российской Федерации не является государственной премией, предоставляющей право на дополнительное материальное обеспечение.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат, причем любое принимаемое решение он обязан соотносить с предписаниями Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее также - Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ) определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ приведён исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. № 736-О-О, Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. № 1761-О.
Из приведённых нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определёнными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся, в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
Из Распоряжения Президента Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 282-рп «О государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники», Положения о государственных премиях Российской Федерации в области науки и техники (утратило силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры», которым было утверждено новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства), действовавших на дату награждения Стефанского С.А. премией Правительства Российской Федерации, а также Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства следует, что Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
С целью стимулирования научно-технического развития постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. № 873 «Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники» учреждено 50 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 1995 года в размере 8 млн рублей каждая (пункт 1 названного постановления, действовавшего на момент награждения Стефанского С.А. премией Правительства Российской Федерации).
Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения учёных и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. № 873).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 г. № 1424 утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Пунктом 1 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники определено, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно за следующие достижения: научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ; практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии; крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства; научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной и специальной техники; работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы; создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Присуждение премий производится на основании предложений Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (пункт 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники).
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения учёных и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определённые научные достижения и разработки.
Исходя из приведённых выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определёнными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, правильно истолковав нормы материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, и, как следствие, нормы Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ, регулирующие порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пришли к обоснованному выводу о том, что [СКРЫТО] С.А., которому присвоено звание лауреата премии Правительства Российской Федерации, не относится к категории лиц, указанных в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованных постановленного судебного акта, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 1 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Стефанского Сергея [СКРЫТО] – Ивасенко Ирины Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи