Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 09.06.2021 |
Дата решения | 13.08.2021 |
Категория дела | О взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию |
Судья | Варнавская Л.С. - Судья ГР |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 359c6fdf-5a65-31dc-86f5-6414e5a08b0f |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-12239/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 августа 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Варнавской Л.С., рассмотрев гражданское дело № 2-3/2021 (УИД 70MS0019-01-2020-002931-36) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения» к [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о взыскании задолженности за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги
по кассационной жалобе представителя [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – Санниковой Анны Вячеславовны на решение мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 1 февраля 2021 г., апелляционное определение Кривошеинского районного суда Томской области от 13 апреля 2021 г.
у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения» (далее по тексту - МУП «ЖКХ КСП») обратилось в суд с иском к [СКРЫТО] Н.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 11893 руб. 10 коп., пени в размере 23 руб. 10 коп., госпошлины в размере 476 руб. 65 коп.
Требования мотивированы тем, что ответчик проживает в жилом помещении по <адрес> и является потребителем коммунальных услуг (тепловой энергии, холодного водоснабжения, вывоз жидких бытовых отходов (далее по тексту - ЖБО)). Сети теплоснабжения, холодного водоснабжения, водонапорные башни, скважины и центральный водозабор переданы Администрацией Кривошеинского сельского поселения в МУП «ЖКХ КСП», указанное имущество находится в хозяйственном ведении истца. Принятые обязательства истец выполняет надлежащим образом в соответствии с утвержденными тарифами и предоставляет ответчику коммунальные услуги. Ответчик свои обязательства выполняет ненадлежащим образом, в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 1 февраля 2021 г. исковые требования удовлетворены. С [СКРЫТО] Н.Н. в пользу МУП «ЖКХ КСП» взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере 11893 руб. 10 коп. в том числе: холодное водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 394 руб. 47 коп.; отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 6132 руб. 35 коп.; вывоз жидких бытовых отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ размере 5293 руб. 84 коп.; холодная вода на содержание общедомового имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 72 руб. 44 коп., а также пени за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 23 руб. 10 коп., государственная пошлина в размере 476 руб. 65 коп., а всего в размере 12392 руб. 85 коп.
Апелляционным определением Кривошеинского районного суда Томской области от 13 апреля 2021 г. решение мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 1 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель [СКРЫТО] Н.Н. – Санникова А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права, не соответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таких нарушений судом кассационной инстанции не усматривается, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что [СКРЫТО] Н.Н. является собственником и проживает в квартире № расположенной в многоквартирном доме по <адрес> подключенном к централизованной системе холодного водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, а оборудованном внутридомовыми инженерными системами водоотведения, при этом слив жидких бытовых отходов из квартир данного дома и двух соседних домов производится в выгребную яму, из которой с помощью спецавтотранспорта истцом производится откачка и вывоз жидких бытовых отходов.
Из Протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по <адрес>, проводимого в форме очного голосования, от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что общим собранием собственников помещений указанных многоквартирных домов принято решение о заключении договора с МУП «ЖКХ КСП» на водоотведение индивидуально с одним из собственников каждого помещения в вышеназванных многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора на водоотведение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУП «ЖКХ КСП» (исполнитель) и [СКРЫТО] Н.Н. (заказчик), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство на оказание услуги водоотведения путем вывоза жидких бытовых отходов с выгребной ямы домов по <адрес> Пунктом 1.2 названного договора предусмотрено, что заказчик обязуется оплатить выполненные исполнителем работы и оказанные услуги в порядке, установленном настоящим договором. Пунктом 2.1 договора установлена стоимость услуг по настоящему договору, которая составляет 125 руб./м3. На основании п.2.2 договора плата за оказанные услуги выставляется в квитанции за жилищно-коммунальные услуги исходя из расчета стоимости услуги за м3 и фактического потребления холодной воды. Показания прибора учета холодной воды необходимо передавать по указанному телефону с 20 по 24 число каждого месяца. В случае отсутствия прибора учета, его выхода из строя, будет применен нормативный расчет потребления холодной воды с учетом количества проживающих. При отсутствии показаний приборов учета холодной воды будет выставлен объем, исходя из среднемесячных показаний. Пунктом 3.1 договора установлен срок его действия - с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ г. и Приложении 1 к данному договору, сооружение с назначением: транспортировка канализационных стоков (линейное), расположенное по <адрес> является собственностью муниципального образования Кривошеинское сельское поселение, переданное Администрацией Кривошеинского сельского поселения в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ КСП».
Согласно Уставу Муниципального унитарного предприятия «Жилищно- коммунальное хозяйство Кривошеинского сельского поселения» (сокращенное наименование - МУП «ЖКХ КСП») данное предприятие является самостоятельным юридическим лицом, создано в целях осуществления деятельности по управлению, организации содержания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и оказания услуг, предназначенных для нужд населения. Одним из видов уставной деятельности является «Сбор и обработка сточных вод».
Согласно представленной истцом справке о начислении и оплате по лицевому счету на оплату услуг и квитанциям на имя [СКРЫТО] Н.Н. в отношении квартиры, расположенной по <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ. включительно, истцу ежемесячно начислялась оплата за оказанные жилищно-коммунальные услуги: отопление, холодную воду, холодную воду ОДН, вывоз ЖБО, пени. При этом, указанные в квитанциях показатели объема потребленных ресурсов в строке «Вывоз ЖБО» превышают аналогичные показатели в строке «Холодная вода».
Представленными истцом кассовыми чеками подтверждается оплата вышеуказанных жилищно-коммунальных услуг, но в меньшем, чем указано в квитанциях, размере.
Из представленного расчета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., с учетом платежей, произведенных ответчиком, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг составила в размере 11 893 руб.10 коп., из которых 394 руб. 47 коп. - за холодное водоснабжение, 6 132 руб. 25 коп.- за отопление, 5 293 руб. 84 коп. - за вывоз жидких бытовых отходов, 72 руб. 44 коп. за холодное воду на содержание общедомового имущества.
В соответствии с Расчетом стоимости услуги по вывозу ЖБО машиной КО-505 А, утвержденным и.о. директора МУП «ЖКХ КСП» и согласованным с Главой Кривошеинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. для МУП «ЖКХ КСП» установлен тариф на вывоз ЖБО (без НДС), который составляет 125,00 руб./м3. Данный тариф сторонами при рассмотрении дела не оспаривался.
В соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ г. МУП «ЖКХ КСП» вправе осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности, в том числе отходов коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления, отходов (осадков) из выгребных ям.
Разрешая спор, мировой судья с учетом оценки представленных сторонами по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями статей 210, 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 155, 156, 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обоснованно исходил из того, что отведение бытовых стоков от многоквартирного дома производится самотеком через трубопровод, ведущий в выгребную яму, таким образом истец не оказывает собственникам многоквартирного дома по ул. Ленина д. 57 услугу по водоотведению, а осуществляет сбор и вывоз ЖБО. Судом установлено, что ответчик не в полном объеме вносил плату за оказанные истцом услуги, учитывая, что доказательства опровергающие доводы истца в материалы дела не представлены, пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца заявленной задолженности.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения мирового судьи согласился с его выводами и правовым обоснованием. Оставляя в силе решение мирового судьи, суд апелляционной инстанции также исходил из того, что ответчик, являющийся собственником жилья, должна нести бремя содержания своего имущества. При этом сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Рассматривая гражданское дело в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции соглашается с обоснованностью выводов судов, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
В кассационном порядке состоявшиеся судебные акты оспариваются в части сумм задолженности, порядка расчета задолженности за вывоз ЖБО. Кассатор полагает, что расходы по отводу, транспортировке, очистке сточных вод от многоквартирного дома № должны учитываться при формировании тарифа на услугу водоотведения, начисление МУП «ЖКХ КСП» платы за жилищную услугу «вывоз ЖБО» является незаконным, поскольку фактически ответчику предоставляется коммунальная услуга по водоотведению. При этом кассатор считает, что для возложения оплаты по вывозу ЖБО на собственников помещений МКД необходимо установить факт признания выгребных ям общим имуществом собственников МКД. В рассматриваемом споре септик не относится к общему имуществу многоквартирных домов, расположенных по <адрес>, а является частью системы канализации.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно положениям статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, правила содержания которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Понятие жидких бытовых отходов дано в пункте 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155, действовавших в спорный период, которыми признаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Таким образом, из положений части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с чем плата за сбор и вывоз ЖБО входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), согласно абзацу 2 пункта 5 которых в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил № 491, закреплено, что в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома содержание общего имущества включает в себя, в частности, сбор и вывоз жидких бытовых отходов.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора жидких бытовых отходов (самотечные канализационные сети, приемные (контрольные, смотровые) колодцы, канализационные резервуары (выгреб, выгребные ямы, септики) и т.п., предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 3.7.1, 3.7.8, 3.7.12, 3.7.13), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 августа 2003 г. N 170. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов (пункт 3.7.1). Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них жидких бытовых отходов, осуществляется истцом по договорам с собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах собственников МКД.
Следовательно, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Судами установлено, что отведение бытовых стоков от многоквартирного дома производится самотеком через сооружение, расположенное по <адрес>, представляющее собой трубопровод, ведущий в выгребную яму. Трубопровод технологически не присоединен к централизованной системе водоотведения села Кривошеино. Из колодца-накопителя жидкие бытовые отходы вывозятся МУП «ЖКХ КСП» специализированным транспортом на полигон бытовых отходов, в водные объекты ЖБО не сбрасываются и не очищаются. С учетом положений действующего законодательства, установленных по делу обстоятельствах, суды пришли к законному выводу о том, что МУП «ЖКХ КСП» не оказывает собственникам многоквартирного дома <адрес>, в том числе ответчику, коммунальную услугу по водоотведению, а осуществляет сбор и вывоз жидких бытовых отходов. При этом принадлежность септика (выгребной ямы), в который осуществляется сбор ЖБО, правового значения.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, поскольку оказываемая услуга по сбору и вывозу ЖБО относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома, то есть является жилищной услугой, для расчета стоимости данной услуги подлежат применению положения части 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и стоимость подлежит исчислению пропорционально доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Иные доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм материального или процессуального, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы и материалам дела не усматривается.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 1 февраля 2021 г., апелляционное определение Кривошеинского районного суда Томской области от 13 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя [СКРЫТО] Н.Н. – Санниковой А.В. без удовлетворения.
Судья Л.С. Варнавская