Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 19.02.2020 |
Дата решения | 26.08.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Евтифеева О.Э.- Судья АДМ |
Результат | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 21a6b872-a85c-3074-8faf-26df4aff50c6 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-6679/2020
г. Кемерово 26 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, поданную 7 февраля 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 года
по административному делу № 2а-2466/2019 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным решения Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») от 27 ноября 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э., пояснения представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Денисюк Л.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, [СКРЫТО] К.В., возражавшего в удовлетворении жалобы с учетом доводов, изложенных в возражениях,
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] К.В. обратился в Центральный районный суд города Читы с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ФГКУ «Востокрегионжилье» от 27 ноября 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Требования мотивированы тем, что 29 августа 2018 года [СКРЫТО] К.В. приказом врио начальника 212 окружного учебного центра № 64 от 5 июля 2018 года был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы. Выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составила 21 год 5 месяцев, в льготном исчислении 31 год 3 месяца.
4 сентября 2018 года представил в ФГКУ «Востокрегионжилье» пакет документов, необходимый для постановки на учет, однако решением ФГКУ «Востокрегионжилье» № 10-20/22 от 27 ноября 2018 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано по мотиву того, что на момент предоставления документов он уже не являлся военнослужащим.
С указанным решением истец не согласен, полагает, что оспариваемое решение нарушает конституционное право истца на жилище, ни он, ни члены его семьи жилой площадью по нормам, установленным действующим законодательством, не обеспечены. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище.
Решением Центрального районного суда города Читы от 25 июня 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 года решение Центрального районного суда города Читы от 25 июня 2019 года отменено, по делу принято новое решение, признано незаконным и отменено решение ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации № 10-20/22 от 27 ноября 2018 года об отказе [СКРЫТО] К.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть обращение [СКРЫТО] К.В. о постановке на учет.
В кассационной жалобе ФГКУ «Востокрегионжилье» ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решение первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных [СКРЫТО] К.В., на принятии которых он настаивал, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда о законности оспариваемого решения ФГКУ «Востокрегионжилье» являются ошибочными, поскольку для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и нуждаются в жилых помещениях, Федеральный закон от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает государственные гарантии в сфере жилищного обеспечения. На момент увольнения [СКРЫТО] К.В. общая продолжительность военной службы составила более 20 лет, обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении после увольнения с военной службы не может служить основанием для лишения права, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Выводы судебной коллегии являются правильными, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 25 сентября 2014 N 2271-О, от 27 октября 2015 N 2527-О, от 26 мая 2016 N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.
Поскольку основанием для отказа в постановке на учет послужил только факт обращения с заявлением после увольнения с военной службы, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о незаконности отказа, поскольку указанное не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что реализация указанного права носит заявительный характер не свидетельствуют о незаконности апелляционного определения, поскольку срок такого обращения (в период прохождения военной службы) не является пресекательным.
Принимая во внимание, что иных оснований для отказа в постановке на учет оспариваемое решение № 10-20/22 не сдержит, признавая решение незаконным, судебная коллегия обоснованно возложила обязанность рассмотреть заявление повторно.
Выводы судебной коллегии обстоятельствам дела соответствуют, существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судебной коллегий допущено не было, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 11 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 августа 2020 года.
Председательствующий
Судьи