Тип дела | Гражданские |
Инстанция | кассация |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 16.12.2019 |
Дата решения | 29.01.2020 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Евтифеева О.Э.- Судья АДМ |
Результат | РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО c вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | dc37ebaa-fea6-3364-a592-d6649478288d |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88А-2223/2020
г. Кемерово 29 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, поступившую 16 декабря 2019 года, на решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года
по административному делу № 2а-1428/2019 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра по Алтайскому краю) в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности, возложении обязанности, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э.,
у с т а н о в и л а:
[СКРЫТО] Р.П. обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Алтайскому краю № 22/001/040/2018-7815 от 29 декабря 2018 года об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности, возложении обязанности совершить действия по государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что решением Индустриального районного суда г. Барнаула от 19 августа 2014 года прекращен режим общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, выделен в натуре земельный участок и часть жилого дома. После вынесения указанного судебного акта [СКРЫТО] Р.П. обратилась в регистрирующий орган за оформлением документов на дом и земельный участок.
Документы на земельный участок были оформлены, участку присвоен адрес: ул. Планерная, 7/2. Однако в связи с неправильной формулировкой в резолютивной части решения суда документы на жилой дом оформлены не были.
Определениями Индустриального районного суда г. Барнаула от 23 мая 2016 года и от 26 августа 2016 года решение суда разъяснено. Однако административному истцу было отказано в регистрации права собственности на выделенный в натуре жилой дом.
В уведомлении об отказе в регистрации права Управление Росреестра по Алтайскому краю от 29 декабря 2018 года указывает на отсутствие заявления от всех собственников жилого дома о прекращении права общей долевой собственности по адресу: <адрес> и заявления Переверзева К.А. о регистрации права собственности на выделенный объект.
Неоднократные обращения к Переверзеву К.А. с просьбой об обращении в регистрирующий орган за оформлением документов не принесли результата.
Заявления, поданные в суд об обязании Переверзева К.А. оформить в регистрирующем органе необходимые документы на дом, были возвращены.
Законом не предусмотрена возможность обязать Переверзева К.А. обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на выделенный объект, поскольку это является его правом, а не обязанностью.
Отказывая в государственной регистрации права, Управлением Росреестра нарушено право административного истца на оформление документов на дом.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 апреля 2019 года признан незаконным отказ Управления Росреестра по Алтайскому краю от 29 декабря 2018 года № 22/001/040/2018-7815 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности жилого дома, расположенного по <адрес>. На Управление Росреестра возложена обязанность совершить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по <адрес> на основании решения Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2017 года с учетом определений Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 23 мая 2016 года и 26 августа 2016 года. С Управления Росреестра по Алтайскому краю в пользу [СКРЫТО] Р.П. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управлением Росреестра по Алтайскому краю ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] Р.П., [СКРЫТО] В.С., Колякин А.В., Колякина Л.В., Колякина М.В., Джус Е.В., Джус И.В. обратились в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости части жилого дома общей площадью 80 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и государственной регистрации права общей долевой собственности по 1/7 доли в праве.
Для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав были представлены: решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 19 августа 2014 года, которым было прекращено право общей долевой собственности Переверзева К.А. (9/19), [СКРЫТО] В.С., [СКРЫТО] Р.П., Джус Е.В., Джус И.В., Колякиной Л.В., Колякина А.В., Колякиной М.В. (по 10/133 доли каждого) на жилой дом <адрес>, площадь. 154.3 кв.м., определив из доли в указанном жилом доме следующим образом: Переверзева К.В. – 1 доля; [СКРЫТО] В.С., [СКРЫТО] Р.П., Джус Е.В., Джус И.В., Колякиной Л.В. по 1/7 доли каждого. Произведен раздел жилого дома в натуре выделением в счет долей в праве долевой собственности помещений в жилом доме.
В результате раздела, как следует из указанного судебного акта, и определений Индустриального районного суда г. Барнаула от 23 мая 2016 года и от 26 августа 2016 года, содержащих разъяснения решения суда от 19 августа 2014 года, в результате раздела возникли две изолированные части жилого дома. Одна из частей передана в собственность Переверзеву К.А., вторая часть в долевую собственность в равных долях по 1/7 каждому соответственно [СКРЫТО] В.С., [СКРЫТО] Р.П., Джус Е.В., Джус И.В., Колякиной Л.В., Колякина А.В., Колякиной М.В.
Согласно техническому плану здания и декларации об объекте недвижимости проведена техническая инвентаризация возникшей в результате раздела одной части жилого дома площадью 80 кв.м., постановлением Власихинской сельской администрации Индустриального района г. Барнаула от 8 июля 2016 года № 112 части жилого дома присвоен адрес: <адрес>.
Уведомлением от 2 октября 2018 года осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация права общей долевой собственности была приостановлена на основании пункта 5 и пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) на срок до 29 декабря 2018 года, указано на необходимость предоставления заявления от всех собственников жилого дома с кадастровым номером 22:61:021036:72 о прекращении права общей долевой собственности и обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана на все образуемые объекты недвижимости и представить технический план дополнительным документом.
Согласно оспариваемому уведомлению от 29 декабря 2018 года в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности было отказано по основанию, предусмотренному статьей 27 Федерального закона № 218-ФЗ, в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении, и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав. Решением от 29 декабря 2018 года № 22/18-49742 отказано в осуществлении кадастрового учета.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа, поскольку решением суда объект недвижимости был разделен, выделенное по решению суда в общую долевую собственность, в равных долях жилое помещение представляет собой изолированную часть жилого дома (с отдельным входом), имеющее характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи. Образованная в результате раздела жилого дома изолированная часть подлежит постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права в качестве самостоятельного объекта надвижимости. Для осуществления регистрационных действий не требовалось подачи заявления от других лиц, отсутствие заявлений не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав, поскольку основанием является вступивший в законную силу судебный акт.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась. Указано, что с учетом особенностей, установленных статьей 58 Федерального закона № 218-ФЗ решение суда является основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав, отсутствовали основания для приостановления и отказа в осуществлении регистрационных действий, в том числе, по мотиву не предоставления документов, оформленных иным собственником части жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
К заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что установлено пунктом 2 стати 14 Федерального закона № 218-ФЗ. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 указанного федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18).
Вступившие в законную силу судебные акты в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно пункту 4 части 8 статьи 41 указанного федерального закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает обоснованными выводы судов о незаконности требований органа регистрации прав о необходимости представления отдельного заявления о прекращении права общей долевой собственности, а также обращения всех собственников вновь образованных объектов недвижимого имущества.
Однако, при оценке законности отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав судами не было принято во внимание следующее.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям согласно части 4 статьи 8 вносятся, в частности, следующее основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) – (пункт 1); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2); кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости)- (пункт 5); кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (пункт 6); кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение, если объектом недвижимости является здание, сооружение, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является помещение, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната) – (пункт 8); площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение (пункт 9); вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (пункт 23).
Согласно пункту 21 части 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества относится адрес объекта недвижимости (при его наличии).
Согласно статье 24 Федерального закона № 218-ФЗ указанные сведения об объекте недвижимости содержатся в техническом плане, который состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, подлежащие внесению в ЕГРН, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно пункту 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Из указанного следует, что обособленная часть жилого дома является самостоятельным видом объекта недвижимости, подлежащего кадастровому учету.
Таким образом, для осуществления кадастрового учета изолированной (обособленной) части жилого дома, возникшей в результате раздела жилого дома, стоящего на кадастровом учете, государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана. В соответствии с требованиями части 1 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. При обращении в регистрирующий орган, как следует из представленных доказательств, технический план был представлен только в отношении одного из вновь образованных объектов, в отношении второго образованного изолированного объекта - части жилого дома, технический план не был предоставлен.
Согласно части 1 статьи 58 Федерального закона № 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 58 указанного федерального закона установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Из указанно следует, что судебное решение является основанием для осуществления государственной регистрации права и государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете должны быть приложены как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, необходимые для осуществления кадастрового учета.
Решение суда не подменяет технический план объекта недвижимости, не содержит сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета вновь образованных частей жилого дома, отсутствие технического плана на вторую часть жилого дома, соответствующего требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", является препятствием для осуществления кадастрового учета, основания для приостановления, и соответственно, для последующего отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности имелось, поскольку заявителями не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, что не было принято во внимание судами при разрешении заявленных требований.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что судами допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела, что является основанием для отмены судебных актов и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований. В связи с отказом в удовлетворении требований оснований для возмещения судебных расходов, понесенных административным истцом, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 9 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2019 года отменить, принять по делу новое решение: в удовлетворении требований [СКРЫТО] Р.П. отказать.
Председательствующий
Судьи