Тип дела | Административные |
Инстанция | надзор |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 10.01.2022 |
Дата решения | 18.02.2022 |
Статьи кодексов | ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ |
Результат | оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу |
Судебное решение | Есть |
ID | 4e755650-5236-3ba4-a910-11e295513fb5 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-621/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 февраля 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Тешаева Саида Самадовича, [СКРЫТО] Абу [СКРЫТО] на вступившее в законную силу постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 10 июня 2019г., вынесенное в отношении Тешаева С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
установил:
постановлением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 10 июня 2019г., Тешаев С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе защитник Тешаева С.С., [СКРЫТО] А.Б. просит об отмене постановления, прекращении производства по делу, а также об исключении из постановления указания на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно статьи 25.10 Федерального закона № 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.06.2019 в 13:15 час по адресу: Республика Алтай, Майминский район, авто дорога Р-256, 435 км на посту полиции «Майма», при осуществлении проверочных мероприятий по выявлению лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации в сфере миграции, выявлено, что гражданин Республики <данные изъяты> Тешаев С.С. совершил нарушение режима пребывания, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом должностного лица, объяснением нарушителя, паспортом иностранного гражданина, данными о гражданине и иными материалами дела.
Действия Тешаева С.С. обоснованно квалифицированы по ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с статьей 2 Федерального закона РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в ред. на дату привлечения лица к административной ответственности) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Факт въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации является основанием для постановки на миграционный учет. Органы пограничного контроля в пунктах пропуска через границу РФ в течение суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина.
Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок постановки на миграционный учет, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
По истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Из объяснений Тешаева С.С. следует, что он не покидал территорию Российской Федерации, т.к. состоит в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации ФИО7
Вопреки доводам жалобы, наличие вынесенного постановления Ленинским районным судом г. Новосибирска от 08.06.2018г в отношении Тешаева С.С. по ч.1.1, ст. 18.8 КоАП РФ, не является основанием для переквалификации действий указанного лица по событию, выявленному 09.06.2019г. Так, постановлением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 08.06.2018г, Тешаев С.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации, (л.д.10-12). Решение вступило в законную силу 18.06.2018г и подлежало исполнению.
Однако Тешаев С.С. уклонился от самостоятельного контролируемого выезда с территории Российской Федерации в установленные законом сроки, о чем свидетельствуют сведения СПО «Мигрант-1».
В соответствии с требованиями части 6 статьи 32.10 КоАП РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
При таких обстоятельствах действия Тешаева С.С., нарушившего режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Тешаева С.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
В настоящей жалобе защитник заявляет, что назначение Тешаеву С.С. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и повлечет вмешательство со стороны государства в осуществление права Тешаева С.С. на уважение семейной жизни.
Вместе с тем обстоятельства, на которые защитник ссылается в настоящей жалобе в обоснование приведенного довода, не служат основанием к изменению судебного постановления в части исключения данного наказания.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 г. N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Из приобщенной к жалобе копии свидетельства о регистрации брака следует, что Тешаев С.С. и ФИО9 гражданка Российской Федерации, в Республике <данные изъяты> заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия по делу оспариваемого постановления.
По настоящему делу положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016г № 5-П, судом при рассмотрении дела, не нарушены.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалованного постановления либо изменения назначенного Тешаеву С.С. административного наказания, не имеется.
Постановление о привлечении Тешаева С.С. к административной ответственности, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
По настоящему делу назначенное наказание за совершенное административное правонарушение основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Тешаеву С.С. указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 10 июня 2019 г., вынесенное в отношении Тешаева С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника Тешаева С.С., [СКРЫТО] А.Б. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Михеева