Тип дела | Административные |
Инстанция | надзор |
Суд | Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (Кемеровская область) |
Дата поступления | 19.02.2020 |
Дата решения | 21.04.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 6.3 |
Результат | оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу |
Судебное решение | Есть |
ID | 38be5afd-3067-3e4f-9958-9f0bdaec7db4 |
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1733/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Кемерово 21 апреля 2020 года
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника АО «УК «Кузбассразрезуголь» Зеленина О.С. на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Кемерово от 16 апреля 2019 года № 535, решение судьи Рудничного районного суда г.Кемерово от 5 июня 2019 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 15 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразреуголь»,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Кемерово Щепинова К.П. от 16 апреля 2019 года № 535 акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразреуголь» (далее – АО «УК «Кузбассразрезуголь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Рудничного районного суда г.Кемерово от 5 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 15 июля 2019 года, постановление изменено, из объема вмененных нарушений исключено несоответствие требованиям п.3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений №1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13) Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год, Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год, Программы лабораторного атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год.
В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник АО «УК «Кузбассразрезуголь» просит состоявшиеся по делу акты изменить, исключив вывод о нарушении Обществом п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 N 102. В обоснование ссылается на отсутствие события правонарушения, указывает, что в постановлении не указано, какой именно из применяемых в Обществе режимов работы и в чем не соответствует вышеуказанной норме; применение «скользящего» режима работы не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации, не нарушает требования санитарного законодательства; по смыслу ст.103 ТК РФ работа по «скользящему» режиму не является сменной, в связи с чем положения п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 не регулируют вопрос длительности ежедневного отдыха.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ (в редакции на дату совершения вмененного правонарушения) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.107 Трудового кодекса Российской Федерации видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства перечислены в ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с п.1 названной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.2 ст.25 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии с п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 N 102, продолжительность ежедневного отдыха между сменами устанавливается вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы).
Из обстоятельств дела следует, что при проведении плановой выездной проверки в период с 04.12.2018 по 01.02.2019 в отношении АО «УК «Кузбассразрезуголь», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> фактически осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, - выявлены нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в следующем:
режим труда и отдыха работников филиала АО УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» (место нахождения <адрес>) не соответствует СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ» (п.п.2.1, 10.8, 10.9, 10.10). При продолжительности рабочей смены 11 часов длительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 22-24 часов. В ряде подразделений у работников с 11-часовой и более сменой не соблюдается продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, его длительность составляет менее двойной продолжительности времени работы в предшествующую отдыху рабочую смену;
Список контингента работников филиала ОАО «УК Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез», подлежащих прохождению предварительного, периодического медицинского осмотра, утвержденный директором филиала «Кедровский угольный разрез» от 17.09.2018, не соответствует требованиям приказа Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение №1 п. 1.1.3, п. 1.3.5, п. 1.2.1, п.1.2.2, 1.2.37, п. 3.1, п. 3.2.2.2, п. 3.3, п. 3.5, п. 3.12, п. 4.1; приложение №2 п.1.1, п. 9, п. 27; приложение №3 п. 20); СанПиН2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»; СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» в редакции изменений, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2014 №87;
Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий филиала АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует требованиям СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13) п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 3.8. Производственный контроль, проводимый филиалом АО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» не соответствует п.п. 1.5, 2.4 (а, 6, в, ж) СП 1.1.1958-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13);
рабочие места электрогазосварщика, кузнеца, машиниста установок обогащения и брикетирования не соответствуют требованиям п.2.1 СанПиН 2.2.2948-11, п.п.2.2.6, 3.2.2, 10.2.10 СанПиН 2.2.4.3359-16, п.п.3.1, 6.2 СанПиН 2.2.4.3483-17;
санитарно-бытовое обслуживание, питьевой режим, организация питания трудящихся АО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «Кедровский угольный разрез» не соответствует требованиям СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»(п.п.2.9, 5.24, 7.11, 13.1, 13.4, 13.5, 13.6, 13.8, 13.10, 13.14, 13.18; СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструированных промышленных предприятий» (п.п. 5.1, 5.7, 5.12, 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.29, 5.30).
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 28.02.2019, распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 26.11.2018 о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от 01.02.2019, санитарно-эпидемиологическими заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» от 18.12.2018 № 3661/003-ОГиФТ, от 26.12.2018 № 3759/005-ОГиФТот 15.01.2019 № 52/005- ОГиФТ, от 21.01.2019 №№ 73/005-ОГиФТ, 74/005-ОГиФТ.
Установленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства, отраженные в протоколе об административном правонарушении, послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.6.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы Общества на постановление судья районного суда, с которым согласился судья вышестоящего суда, пришел к выводу о том, что факт несоответствия Программы лабораторного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2018 год, Программы мониторинга атмосферного воздуха на 2018 год, Программы лабораторного атмосферного воздуха и шума на границе санитарно-защитной зоны на 2018 год требованиям п.3.3 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений №1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 27.03.2007 №13) не нашел своего подтверждения, в связи с чем указанное нарушение исключил из объема вмененных нарушений, изменив постановление.
Выводы судебных инстанций основаны на всестороннем, полном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В жалобе Общество указывает на отсутствие нарушения п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2011 N 102, поскольку применение «скользящего» режима работы не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации, не нарушает требования санитарного законодательства; по смыслу ст.103 ТК РФ работа по «скользящему» режиму не является сменной работой, в связи с чем положения п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 не регулируют вопрос длительности ежедневного отдыха.
Доводы жалобы были предметом судебной проверки, им дана надлежащая правовая оценка. Так, судьи пришили к обоснованному выводу о том, что применяемый в обществе режим работы по отдельным профессиям с продолжительностью рабочего времени 11,5 – 12 часов и времени отдыха менее 23 – 24 часов противоречит п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 "Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ".
Доводы жалобы о том, что при установлении на предприятии «скользящего» режима работы п.10.8 СанПиН 2.2.2948-11 применению не полежит, поскольку не регулирует данные правоотношения, основан на неверном понимании норм права. Норма о продолжительности ежедневного отдыха между сменами в организациях, осуществляющих деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев), вдвое больше продолжительности работы носит императивный характер и применяется независимо от выбранного режима работы.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание АО «УК «Кузбассразрезуголь» назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере санкции ст.6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Кемерово от 16 апреля 2019 года № 535, решение судьи Рудничного районного суда г.Кемерово от 5 июня 2019 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 15 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразреуголь» оставить без изменения, жалобу защитника Зеленина О.С. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк