Дело № 2а-383/2023 ~ 9-318/2023, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Вилючинский городской суд (Камчатский край)
Дата поступления 30.05.2023
Категория дела Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID bb019cde-92d1-46a3-be82-4b0b6f06610b
Стороны по делу
Истец
*********** *********** ************ **************** ********* ****** *.*.
Ответчик
************* *** **** *. **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

УИД № 41RS0003-01-2023-000565-48

Дело № 2а-383/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск 21 июня 2023 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Ищенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Мясищевой Е.Э.,

с участием:

представителя административного истца –

старшего помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Калинина И.А.,

действующего на основании доверенности от 20.06.2023 года,по доверенности

представителя административного ответчика Черной А.А.,

действующей на основании доверенности от 13.04.2023 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Вилючинского городского округа, возложении обязанности организовать места складирования снега,

установил:

Заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении требований п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 при организации мест для складирования снега, вывозимого с территории муниципального образования, возложении обязанности в срок до 1 ноября 2023 года организовать места для складирования снега, вывозимого с территории Вилючинского городского округа, на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21.

В обоснование указал, что определенные на территории Вилючинского городского округа места для складирования вывозимого с территории города снега в нарушение требований п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 не имеют водонепроницаемого покрытия, сплошного земляного вала по периметру площадок. При этом на протяжении длительного периода времени административным ответчиком не принято необходимых и достаточных мер, направленных на фактическое устранение названных нарушений, которые влекут угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Административный истец в судебном заседании поддержал заявленный иск по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Черная А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании признавая требования обоснованными, вместе с тем просила установить срок для устранения выявленных нарушений до 1 ноября 2024 года. В обоснование своего ходатайства пояснила, что для выполнения работ по обустройству площадок для складирования снега водонепроницаемым покрытием необходимо дополнительное выделение существенных средств из бюджета ВГО по предварительным оценкам более 20 мил. рублей, в котором такие средства на 2023 год не запланированы. Кроме того, существующие площадки для складирования снега находятся на землях МО РФ, с которым необходимо согласовать планируемое переустройство и это тоже длительная процедура. В этой связи такие мероприятия невозможно произвести до 1 ноября 2023 года.

Заинтересованные лица МКУ «Благоустройство Вилючинска» и ИП ФИО5 о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, возражений по существу административного иска не представили.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края ФИО6, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении указала, что согласна с административным исковым заявлением, возражения относительно заявленных требований отсутствуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В силу ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 4). Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 11).

В силу п.п. 11, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами.

В соответствии с п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 242 от 22 мая 2017 года «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).

В силу ст. 1, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов (складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. При этом не допускается размещение собранного снега и льда на водосборных территориях.

После проведения осмотра площадок для складирования снега, в том числе участков в ЗАТО Вилючинск: в жилом районе Приморский - территория отработанного карьера в районе вертолетных площадок; в жилом районе Рыбачий - территория в районе бухты «Ягодная» на расстоянии 760 м от береговой линии бухты «Ягодная» по направлению на юго-восток, в связи с отсутствием на обследованных площадках водонепроницаемого покрытия и сплошного земляного вала по периметру площадок, Дальневосточное межрегиональное управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 30 марта 2023 обратилось в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования в связи с выявленными нарушениями.

О вышеуказанных нарушениях свидетельствует акт выездного обследования № 6899/23-01 от 28 марта 2023 года составленный Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Правил благоустройства, утвержденных решением Думы Вилючинского городского округа от 18 октября 2017 № 173/58-6, места для складирования снега определяются постановлением администрации. Вывоз незагрязненного снега с территории городского округа осуществляется на специально отведенные места для складирования снега (п. 3 ч. 5 ст. 12 Правил благоустройства).

Постановлением администрации от 08 ноября 2018 № 1092 «Об организации снеговых свалок для складирования снега, вывезенного с территории Вилючинского городского округа при расчистке автомобильных дорог и улично-дорожной сети» определены две снежные площадки для складирования снега: для жилого района Приморский - территория отработанного карьера в районе вертолетных площадок; для жилого района Рыбачий - территория в районе бухты «Ягодная» на расстоянии 760 м от береговой линии бухты «Ягодная» по направлению на юго-восток.

На основании предоставленной информации 24 апреля 2023 года Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы ВГО и директора МКУ «Благоустройство Вилючинска» вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

23 мая 2023 года в ответ на представление прокурора администрация ВГО сообщила, что администрацией принимаются все меры по поиску новых мест для организации площадок для складирования снега. В случае если места не будут найдены, то будут приняты меры по обустройству действующих мест в соответствии с требованиями СанПин.

25 мая 2023 года в адрес Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры поступил ответ на представление от МКУ «Благоустройство Вилючинска» согласно которому устранены выявленные нарушения, а именно: 29 марта 2023 года подрядной организацией произведен сбор и вывоз пневматических отработанных автомобильных шин с территории площадки для складирования снега, расположенной на территории отработанного карьера в районе вертолетной площадки жилого района Приморский; на площадке для складирования снега, расположенной в районе бухты «Ягодная» на расстоянии 760 м от береговой линии бухты «Ягодная» по направлению на юго-восток, жилого района Рыбачий, установлен шлагбаум, закреплены информационные аншлаги, остатки горения отходов отсутствуют.

03 января 2023 года муниципальным казенным учреждением «Благоустройство Вилючинска» с индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию указанных выше площадок для складирования снега, вывезенного после уборки автомобильных дорог и уличной дорожной сети, в рамках п. 2.1.2 муниципальной программы «Формирование современной городской среды в Вилючинском городском округе». Цена контракта составляет 2 443 841,4 руб. (источник финансирования - бюджет городского округа), срок выполнения работ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес ИП ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры от ИП ФИО5 поступил ответ на представление, согласно которому подрядная организация производит содержание площадок для складирования снега. Контрактом и техническим заданием не предусмотрена подготовка земельного участка, который предоставляет Администрация ВГО для складирования снега, иные выявленные нарушения устранены.

Оценив представленные в материалах дела доказательства с учетом положений ст. 84 КАС РФ, принимая во внимание объем принятых администрацией ВГО мер, направленных на исполнение соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела по существу нашли свое подтверждения доводы прокурора о незаконном бездействии административного ответчика, выразившемся в необеспечении требований п. 34 СанПин 2.1.3684-21 при организации мест складирования снега, вывозимого с территории Вилючинского городского округа, в связи с чем требования административного истца о признании такого бездействия незаконным и возложении обязанности по организации мест для складирования снега на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом в соответствии с требованиями п. 34 СанПин 2.1.3684-21 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика, в том числе о необходимости дополнительного финансирования на производство указанных в административном иске работ, которое в бюджете ВГО на 20023 год не запланировано, согласования с МО РФ земельных участков для определения мест складирования снега, не являются основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности, однако учитываются судом при определении срока, в течении которого эти нарушения законодательства должны быть устранены.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание требования разумности, сохранения баланса прав, обязанностей и законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения возлагаемой на него обязанности до 1 ноября 2024 года, поскольку в срок до 1 ноября 2023 года, как того требует прокурор, устранить выявленные нарушения при организации мест складирования снега, по убеждению суда, с учетом приведенных представителем административного истца доводов в данной части, является заранее неисполнимым.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вилючинского городского округа, выразившееся в необеспечении требований п. 34 СанПин 2.1.3684-21 при организации мест складирования снега, вывозимого с территории Вилючинского городского округа.

Обязать администрацию Вилючинского городского округа в срок до 1 ноября 2024 года организовать места для складирования снега, вывозимого с территории Вилючинского городского округа, на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом в соответствии с требованиями п. 34 СанПин 2.1.3684-21.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 июня 2023 года.

Председательствующий

ФИО5 ФИО6 ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО5
Дата публикации: 01.09.2023
Других дел, поступивших в Вилючинский городской суд (Камчатский край) на 30.05.2023 в базе нет.