Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Петропавловск-Камчатский городской суд (Камчатский край) |
Дата поступления | 13.04.2018 |
Дата решения | 06.06.2018 |
Статьи кодексов | |
Судья | Кулагина Юлия Анатольевна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | cc05dea1-b700-3354-ad5e-4c07b160f0ba |
№ 12-469/18
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
6 июня 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре Шамсудиновой А.О., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Монерон» в интересах ООО «Монерон» на постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 27 февраля 2018 года, по делу об административном правонарушения, предусмотренном ст. 18.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Монерон»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 27 февраля 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Монерон» (далее – ООО «Монерон») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Монерон» обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, либо прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В жалобе заявитель указал, что контрольные пункты (точки) устанавливаются в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в отношении российских и иностранных судов, осуществляющих рыболовство и (или) морские ресурсные исследования, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, при входе этих судов в исключительную экономическую зону Российской Федерации с целью осуществления рыболовства и при выходе из нее. Ссылался на положения п. 4 Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Системы контрольных пунктов (точек), утв. приказом ФСБ РФ N 56, Росрыболовства N 91 от 15.02.2010. Полагал, что объективная сторона вменяемого административного правонарушения ограничена лишь действиями (бездействием), прямо предусмотренными в диспозиции статьи 18.6 КоАП РФ, и не может включать в себя нарушения иных правил, в том числе предусмотренных Порядком N 56/91. Считал, что в действиях ООО «Монерон» отсутствует событие административного правонарушения.
Обращал внимание на то, что в период вменяемого правонарушения судно находилось в тайм-чартере у ООО «Курильский Универсальный Комплекс» (ООО «КУК») на основании договора фрахтования судна СРТМ «Вектор» № 09-2017 (тайм-чартер) от 24.11.2016 г., которое использовало судно в целях осуществления рыболовства. По условиям заключенного договора тайм-чартера члены экипажа подчиняются распоряжениям ООО «КУК» в отношении коммерческой эксплуатации судна, т.е. всем распоряжениям, касающимся осуществления рыболовства. Пограничный орган в своем постановлении подтверждает факт осуществления промышленного рыболовства пользователем ООО «КУК» по разрешению № 652017010065. Информация, которую надлежало передать в уведомлении, касается промысловой деятельности. Поскольку эти сведения относятся к коммерческой эксплуатации судна и находятся в распоряжении капитана судна, а также пользователя ВБР - ООО «КУК», ООО «Монерон» является ненадлежащим субъектом административной ответственности.
Также указал, что в отношении Общества вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности за аналогичные правонарушения, совершенные в период с 19 по 23 июля 2017 г. по каждому из которых Обществу назначен штраф в размере 200 000 рублей. Общая сумма назначенных штрафов составляет 1 200 000 рублей. Полагал, что назначенное наказание не отвечает принципам справедливости. Ссылаясь на то, что содеянным не причинен вред охраняемым общественным отношениями, а сами по себе уведомления о пересечении линии внешней границы ИЭЗ РФ капитаном судна подавались при каждом таком пересечении, полагал, что правонарушение является малозначительным.
Законный представитель ООО «Монерон» в судебном заседании участия не принимал, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял.
Изучив доводы жалобы, материалы дела и представленные документы, судья приходит к следующему.
Согласно оспариваемому постановлению ООО «Монерон» признано виновным в том, что посредством принадлежащего на праве собственности судна СРТМ «Вектор» под управлением капитана Плаксина В.В. 20 июля 2017 года в 22 часа 45 минут в средних географических координатах 55?38,3" СШ 149?36,4" ВД, при переходе из ИЭЗ РФ в открытое море, пересекло линию внешней границы ИЭЗ РФ в центральной части Охотского моря на выход, с нарушением установленного Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек), утвержденных Приказом ФСБ России и Росрыболовства №56/91 от 15 февраля 2010 года. А именно, уведомление, поступившее в адрес Управления, не соответствовало форме приложения №2 к указанному Порядку.
Своими действиями ООО «Монерон» нарушило положения п. 11 главы 2 Приложения №1 Приказа ФСБ РФ N 56/91 от 15.02.2010 «Об утверждении Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и системы контрольных пунктов (точек)» и ч.2 ст.12.4 Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Статья 18.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) утвержден приказом ФСБ РФ N 56, Росрыболовства N 91 от 15.02.2010.
Согласно п.1 ч.2 ст.12.4 Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.
В соответствии с пунктом 1 Приказа ФСБ РФ N 56, Росрыболовства N 91 от 15.02.2010 «Об утверждении Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Системы контрольных пунктов (точек)» контрольные пункты (точки) (далее - контрольные пункты) устанавливаются в исключительной экономической зоне Российской Федерации в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий при осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в отношении российских и иностранных судов (далее - суда, если не оговорено иное), осуществляющих рыболовство и (или) морские ресурсные исследования, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, при входе этих судов в исключительную экономическую зону Российской Федерации с целью осуществления рыболовства и при выходе из нее.
Согласно требованиям п. 3 Порядка прохождения судами контрольных пунктов (точек) контрольные пункты являются обязательными для прохождения судами при каждом входе в исключительную экономическую зону Российской Федерации при пересечении линии ее внешней границы или заменяющей ее делимитационной линии (далее - линия внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации) для осуществления рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также при выходе из нее после завершения рыболовства и (или) морских ресурсных исследований, и (или) снабжения судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами; судами, осуществляющими рыболовство в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, при переходе из промысловых зон Западно-Берингоморской и Восточно-Камчатской в промысловую зону Охотского моря и обратно.
Пункт 4 Порядка прохождения судами контрольных пунктов (точек) устанавливает исключения для ряда судов. Так, в силу абз.2 и 3 пункта 4 Порядка контрольные пункты не проходятся российскими судами для следования в российские морские порты с целью доставки на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (абз. 2), а также российскими судами в случаях осуществления промышленного или прибрежного рыболовства в районах, из которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная доставка уловов водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации (абз.3).
При этом в силу п. 11 Порядка прохождения судами контрольных точек Российские суда, указанные в абзаце третьем пункта 4 настоящего Порядка, пересекают линию внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации в уведомительном порядке с представлением в пограничное управление ФСБ России информации по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением пункта 14.
Как следует из приложения № 2 к Порядку прохождения судами контрольных точек Российские суда, информация, передаваемая в пограничные управления ФСБ России судами должна содержать следующие сведения: 1) страна флага; 2) название судна; 3) судовладелец; 4) бортовой номер (регистрационный номер); 5) позывной судна; 6) порт приписки судна; 7) фамилия и имя капитана судна; 8) номер разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации; 9) каким органом выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов; 10) дата выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов; 11) наличие уловов и продуктов переработки водных биологических ресурсов на судне (в килограммах) по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств для российских промысловых судов и судов государств - участников Содружества Независимых Государств; по кодам Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. для других иностранных промысловых судов; 12) координаты начала рыболовства (при входе) или окончания рыболовства (при выходе); 13) координаты и предлагаемое время пересечения линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации; 14) название и предполагаемое время прохода контрольного пункта; 15) номер сообщения.
Таким образом, российские суда в случаях осуществления промышленного или прибрежного рыболовства в районах, из которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная доставка уловов водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации не обязаны проходить контрольные пункты, однако пересечение линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации должно осуществляться в уведомительном порядке, по форме, установленной в приложении № 2 Порядка прохождения судами контрольных пунктов (точек).
Установив на основании имеющихся в деле доказательств, что судно СРТМ «Вектор» принадлежит ООО «Монерон», имеет свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации, на основании Разрешения № 652017010065 от 20 декабря 2016 года, выданного Сахалино-Курильским Территориальным Управлением ФАР пользователю ООО «Курильский Универсальный Комплекс», осуществляло под управлением капитана Плаксина В.В. промышленное рыболовство в Северо-Охотоморской подзоне и 20 июля 2017 года в 18 часов 36 минут (кмч), следуя в район промысла, в средних географических координатах 55?38,3" СШ 149?36,4" ВД пересекло линию внешней границы ИЭЗ РФ на выход, при этом капитаном судна Плаксиным В.В. подано уведомление о пересечении внешней границы ИЭЗ РФ в ПУ ФСБ по ВАР, содержание которого не соответствовало требованиям о перечне данных, указанных в Приложении №2 к Порядку прохождения судами контрольных пунктов (точек), должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о нарушении со стороны ООО «Монерон» требований п. 11 главы 2 Приложения №1 Приказа ФСБ РФ N 56/91 от 15.02.2010 «Об утверждении Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и системы контрольных пунктов (точек)» и ч.2 ст.12.4 Федерального закона РФ от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Обстоятельства правонарушения, изложенные должностным лицом административного органа в постановлении в полной мере подтверждаются совокупностью представленных в деле доказательств, содержание которых подробно приведено в оспариваемом постановлении. Имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Выводы должностного лица административного органа о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.6 КоАП РФ, в достаточной степени мотивированы, обоснованы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются правильными. Содеянному дана верная юридическая оценка.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо административного органа в оспариваемом постановлении подробно излагает мотивы, по которым пришло к выводу о наличии вины ООО «Монерон» в совершении правонарушения. Данные выводы являются правильными обоснованными на исследовании и оценке доказательств, применительно к условиям договора фрахтования судна.
В силу заключенного между ООО «Монерон» и ООО «КУК» договора фрахтования (тайм-чартера) №09-2017 от 24 ноября 2016 года предусмотрено, что судовладелец, как работодатель капитана судна, обязуется контролировать деятельность капитана судна и не давать ему указаний по использованию судна в рамках, не предусмотренных в имеющихся лицензиях и разрешениях в какой-либо деятельности или грузоперевозках, запрещенных законом любой страны, куда судно можно следовать, или иным законодательным актом, в том числе международным соглашением или обычаем делового оборота, либо в перевозке контрабандных или запрещенных грузов, либо в нарушении установленных законодательством России или иностранных государств правил рыболовства и промысла водных биологических ресурсов или других действиях, в результате которых судовладелец или фрахтователь может быть привлечен к ответственности и/или возмещению ущерба, а судно может быть изъято или конфисковано. Члены экипажа являются работниками Судовладельца и подчиняются распоряжениям Судовладельца, относящимся к управлению и технической эксплуатации судна, а также распоряжениям Фрахтователя в отношении коммерческой эксплуатации судна. При этом в соответствии с п. 1.1 договора определено, что судно передается в пользование Фрахтователю для осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов, их обработки, хранения, транспортировки. Управление же судном и его техническая эксплуатация относятся к услугам, предоставляемым по договору Судовладельцем.
С учетом принятой по договору собственником судна ООО «Монерон» обязанности контролировать деятельность капитана, а также с учетом подчинения членов экипажа распоряжениям судовладельца относительно управления судном, довод стороны защиты о том, что Общество не является субъектом данного правонарушения является необоснованным.
Суду не представлено и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что у ООО «Монерон» не имелось возможности для соблюдения правил и им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
То обстоятельство, что судно СРТМ «Вектор» относилось к числу судов, указанных в абзаце 3 пункта 4 Порядка прохождения судами контрольных пунктов (точек) и не осуществляло проход контрольных пунктов, само по себе не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, поскольку по настоящему делу установлен факт нарушения положений пункта 11 Порядка прохождения судами контрольных пунктов (точек) при пересечении судном СРТМ «Вектор» внешней границы ИЭЗ РФ на выход, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.6 КоАП РФ.
Несоблюдение вышеуказанных требований закона, создаёт препятствия уполномоченным административным органам для осуществления надлежащего и объективного контроля, а также затрудняет обеспечение законности в значимой для безопасности государства регулируемой сфере деятельности, представляет общественную опасность и ущемляет публичный интерес, направленный на создание необходимых условий охраны Государственной границы. Так из представленного капитаном судна СРТМ «Вектор» уведомления о пересечении границы ИЭЗ РФ невозможно определить бортовой номер судна, порт приписки судна, осуществляет ли оно рыболовство, на основании какого разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляет рыболовство, имеет ли уловы на борту, а также состав и количество находящихся на борту уловов, а также координаты окончания рыболовства при выходе из ИЭЗ РФ. По имеющимся в уведомлении данным судно СРТМ «Вектор» невозможно отнести к категории судов, которым предоставлено исключительное право на уведомительный порядок пересечения внешней границы ИЭЗ РФ без прохождения контрольных пунктов.
В рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публичных правовых обязанностей. Поскольку установленная обязанность ООО «Монерон» исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом, совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере защиты государственной границы. С учетом изложенного, а также отношения к содеянному ООО «Монерон», отрицающего наличие события правонарушения и свою вину в нем, судья приходит к выводу, что оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным проступком не имеется, а применение положений статьи 2.9 КоАП РФ не будет отвечать установленной законом цели административного наказания.
Назначенное наказание соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым. Доводы о чрезмерно суровом характере наказания заявителем не обоснованы. Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 18.6 КоАП РФ, по конструкции является формальным и не обусловлен наступлением каких-либо негативных последствий. Размер штрафа применен административным органом в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не допущено.
При таких условиях оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 5 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 27 февраля 2018 года, по делу об административном правонарушения, предусмотренном ст. 18.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Монерон», оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Ю.А. Кулагина