Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 30.05.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ae8f6353-f64c-45c6-a8a7-0dff328b067f |
Дело № 2а-2363/2023 год
39RS0004-01-2023-001904-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.
При секретаре Потаповой В. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград», Военному комиссариату Калининградской области об оспаривании решения, устранении допущенных нарушений
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Н.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что административный истец имеет убеждения, препятствующие проходить военную службу, в связи с чем 26.03.2023 года в четвертый раз им было подано заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, в котором он указал причины и обстоятельства, побудившие его к этому.
18.05.2023 года состоялось заседание призывной комиссии, по рассмотрению его заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, по итогам рассмотрения которого [СКРЫТО] Н.В. было отказано в замене.
Отказ мотивирован пропуском срока подачи заявления и отказом проходить медицинское освидетельствование до рассмотрения его заявления.
Факт наличия у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы не оспаривался.
Полагает решение призывной комиссии неправомерным.
Срок подачи заявления он не пропустил. Со ссылкой Определение Конституционного суда РФ от 17.10.2006 года № 447-О указывает, что предусмотренные сроки существуют только для слаженности работы военкомата и призывной комиссии, чтобы Министерство обороны и Федеральная служба по труду и занятости могли вовремя найти место для прохождения службы. Факт наличия убеждений приоритетнее процедурных норм. Однако призывная комиссия не учла уважительными обстоятельства наличия у него убеждений, препятствующих прохождению военной службы. Срок подачи заявления он пропустить не мог, т.к. до 22.03.2023 шло обжалование предыдущего решения призывной комиссии по вопросу АГС. До вынесения апелляционного определения он не мог подать заявление на АГС. А значит заявление от 26.03.2022 года подано в рамках ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
На заседании призывной комиссии его заявление было заслушано, по итогу ему сообщили об отсутствии сомнений в наличии у него убеждений, таким образом призывная комиссия использовала процедурную норму для лишения его права на АГС.
Была нарушена процедура принятия решения. Решение призывной комиссии принималось единолично председателем без голосования комиссии; не представляется возможным понять, были ли все находящиеся в помещении лицам членами призывной комиссии, поскольку никто из них ему представлен не был. Задавались вопросы, касающиеся состояния его здоровья, что неправомерно.
После принятого решения, была выдана повестка на 01.06.2023 для прохождения медицинского освидетельствования.
Просит: признать решение Призывной комиссии муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» от 18.05.2023 года об отказе [СКРЫТО] Н.В. в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу незаконным и отменить данное решение. Обязать призывную комиссию муниципального образования «Городской округ “Город Калининград” повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] Н.В. о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Признать уважительным неявку для прохождения медицинского освидетельствования, в связи с приостановлением решения Призывной комиссии от 18.05.2023 года по причине его обжалования в суде.
Определением Московского районного суда г. Калининграда от 01.06.2023 года исковое заявление [СКРЫТО] Н.В. к призывной комиссии муниципального образования «ГО «Город Калининград», военному комиссариату Калининградской области в части требований о признании уважительными причины неявки по повестке серии КК <данные изъяты> № о явке в военный комиссариат 01.06.2023 возвращено заявителю иска.
Административный истец [СКРЫТО] Н. В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Указал, что у него имеются основанные на Библии религиозные убеждения, препятствующие ему проходить военную службу. Указанные убеждения сформировались «лет с 12». Ни к одному течению христианства он не примыкает, ни к католичеству, ни к православию, он сам решил, что является христианином, никаких религиозных праздников православия или католичества он к себе не относит, крестик не носит. Его как христианина от католиков или православных - которые не являются христианами - отличают дела и качества: миролюбие, поскольку в Библии и Иисус Христос сказал «любите ближних как самих себя». По сути ближние – это любые другие люди, которые рядом, христианин не может делить людей на национальности, по цвету кожи или расы.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии МО «ГО «Город Калининград», Военного комиссариата (г. Калининграда Калининградской области), Военного Комиссариата Калининградской области по доверенностям Степанов В. И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административных ответчиков в виду занятости в другом процессе.
Также в письменных пояснениях указано, что с административным иском не согласен, просит отказать [СКРЫТО] Н.В. в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку призывная комиссия действовала исключительно в рамках требований ФЗ – 113. Заявление о выдаче истцу решения призывной комиссии от 18.05.2023 от истца в адрес председателя призывной комиссии не поступало. Срок подачи заявления о замене военной службы по призыву на АГС истцом нарушен. Документы, представленные административным истцом не соответствуют доводам о невозможности прохождения военной службы по призыву. Однотипные ошибки со стороны истца при подаче несвоевременного заявления об АГС свидетельствуют о стремлении уклониться от военной службы по призыву, прикрываясь статьей закона об АГС. Декларируя статьи Конституции РФ о своих правах, административный истец игнорирует статьи Конституции РФ об обязанностях, возложенных на него, в т.ч. по защите Отечества. Согласно требований ФЗ-53 «О воинской обязанности и военной службе», в учетных документах должна быть информация о годности призывника к военной службе по состоянию здоровья.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Указанной совокупности условий при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона). От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Указом Президента РФ от 30.03.2023 № 220 "О призыве в апреле - июле 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" объявлен с 1 апреля по 15 июля 2023 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с ФЗ 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ, Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе").
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 113-ФЗ альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в том числе в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В силу части 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Статьей 12 Федерального закона N 113-ФЗ регламентирован порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Исчерпывающий перечень оснований к отказу в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой предусмотрен пунктом 4 статьи 12 ФЗ N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе, в силу которого может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Этой же нормой права предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее по тексту – АГС) указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Н. В. 29.03.2023 подал в Военный комиссариат г. Калининграда заявление (зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ №ж) о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в котором указал, что на сегодняшний день исполнять волю Бога и его закон стало для него очень важным Указывает, что принципа «любить ближних как самих себя» это требование для христиан, противоречащее несению военной службы, т.к. Иисус сказал, что ближний это любой человек, а значит брать в руки оружие с целью учиться убивать людей противоречит указаниям Иисуса. Обучение военному делу противоречит записанному в Библии указанию, христианин по определению не может убивать другого человека. Верит, что мир во всем мире будет достигнут не руками людей, силой Бога. Правление нынешним миром находится в руках СатаныУказал о своей готовности проходить альтернативную гражданскую службу при условии, что она не будет связана с военной службой, организациями подведомственными Министерству Обороны, ношением, применением оружия, обслуживании боевой техники и боевых припасов.
К заявлению приложил автобиографию, характеристику <адрес> Иных документов не приложено
При указанных обстоятельствах обоснованно Призывной комиссией при принятии решения по заявлению [СКРЫТО] Н. В. оценивались представленные им и имеющиеся в личном деле характеристики и иные документы.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным истцом, он лично присутствовал на заседании призывной комиссии при решении вопроса по его заявлению о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
Из выписки из протокола заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании комиссии рассмотрено заявление [СКРЫТО] Н. В. от 26.06.2023 года, заслушано выступление призывника о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Вопреки доводам административного иска, указаны основания принятого решения, основанием отказа указан п. 4 ст. 12 ФЗ – характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подано 29.03.2023. В соответствии с ФЗ от 25.07.2022 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» должно быть подано до 1 октября 2022 года. Пропущен срок подачи заявления. Причина пропущенного срока подачи заявления – в связи с незнанием законодательства – признана неуважительной. Решение вынесено единогласно.
Также вопреки доводам [СКРЫТО] Н. В. о нарушении процедуры принятия решения, из учетной карты призывника следует, что решение от 18.05.2023 года подписано как председателем комиссии, так и секретарем, врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, представителем МВД, управления образования, органа службы занятости, которые входят в состав призывной комиссии МО ГО «Город Калининград», утвержденного Распоряжением Губернатора калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Доводы [СКРЫТО] Н. В. о незаконности принятого решения, об отсутствии правовых оснований для отказа в замене ФИО1 службы по призыву на АГС и восстановлении пропущенного срока несостоятельны ввиду нижеизложенного.
Исходя из сроков, предусмотренных ст. 11 Федерального закона № 113-ФЗ, заявление о замене военной службы по призыву на АГС, должно быть подано до 01.10.2022 года, т.е. подано [СКРЫТО] Н. В. с нарушением указанного срока, на что обоснованно указано призывной комиссией.
Поданное [СКРЫТО] Н. В. заявление не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о замене военной службой альтернативной гражданской в весенний призыв 2023 года, равно как и обоснований пропуска срока.
Сами по себе доводы [СКРЫТО] Н. В. о том, что не было смысла подавать заявление вследствие того, что не вступило в силу решение суда, которым рассматривался вопрос о законности принятия решения по поданному ранее аналогичному заявлению, несостоятелен. Действительно, ранее Московским районным судом г. Калининграда принято решение от 14.12.2022 года, которым [СКРЫТО] Н. В. отказано в признании незаконным решения призывной комиссии от 23.09.2022 об отказе замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, указанное решение вступило в законную силу 22.03.2023 года. Т.е. на момент подачи [СКРЫТО] Н. В. указанного заявления, равно как и на момент рассмотрения заявления от 29.03.2023 года призывной комиссией указанное решение являлось вступившим в законную силу и следовательно его обжалование само по себе не изменяло сроков подачи заявления, предусмотренных ст. 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», для весеннего призыва апреля-июля 2023 года.
Кроме того, как следует из решения Призывной комиссии от 18.05.2023 года, оно принято и по иным основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» - характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что, в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29, часть 3; статья 59, часть 3).
Вместе с тем, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О, по смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.
Из указанного следует, что, вопреки утверждениям [СКРЫТО] Н. В., граждан, изъявивший желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должен не только изложить (довести) до призывной комиссии свое мнение, но и в достаточной степени обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (пункт 1 статьи 11 Закона об альтернативной гражданской службе).
Именно гражданин должен обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно и длительно сформировавшихся убеждениях лица о неприятии военной службы, доказательства своих доводов.
Вместе с тем, доказательств наличия у него оснований для замены прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по убеждениям административным истцом ни на заседание призывной комиссии, ни в судебное заседание представлено не было.
Так, при постановке на воинский учет 04.10.2021 года он никому не говорил о наличии убеждений, препятствующих прохождению военной службы по призыву.
Доводы в судебном заседании о том, что убеждения сформировались лет с 12 противоречит показаниям самого [СКРЫТО] Н. В. в судебном заседании 05.08.2022 года, где он указал, что при постановке на воинский учет перед ним еще не было вопроса - пойдет ли он на военную службу или не пойдет, и хочет ли он ее заменить на АГС. Указал, что его убеждения полностью сформированы чуть раньше подачи заявления на АГС (поданного 23.05.2022).
Вступившим в законную силу решением московского районного суда г. Калининграда от 05.08.2022 года по делу № установлено, что при подаче заявления в декабре 2021 года [СКРЫТО] Н. В. не указывал о наличии у него каких-либо религиозных взглядов, формирующих его убеждения, не отразил и в приложенной автобиографии от 30.11.2021.
Также указанным вступившим в законную силу судебным постановлением установлено, что как следует из учетной карты призывника, на воинский учет он поставлен ДД.ММ.ГГГГ, при этом не имеется доказательств, что во время постановки на воинский учет истец информировал о своих пацифистских убеждениях военный комиссариат (призывную комиссию), в ходе беседы свое отношение к службе в армии охарактеризовал как отрицательное, однако о наличии религиозных убеждений и стойких жизненных принципах и идеалах не сообщил. В имеющейся в личном деле призывника [СКРЫТО] Н. В. характеристике МАОУ СОШ № <адрес>, где последний учился с 1 по 9 класс, отражено ровное занятие по всем предметам, выполнение на уроках всех заданий, внимательное прослушивание объяснений учителя. Т.е. из указанных характеристик не следует, что у [СКРЫТО] Н. В. имеются сформировавшиеся и высказываемые в школе либо в семье основанные на религиозном вероисповедании убеждения относительно непринятия военной службы.
В аттестате об основном общем образовании отражено наличие оценки удовлетворительно по всем предметам, в том числе по предмету «ОБЖ», при этом из школьной характеристики не следует, что [СКРЫТО] Н. В. сознательно, в силу убеждений непринятия военной службы, отказывался от изучения данной дисциплины или ее части, касающейся прохождения военной службы; напротив. Из характеристики следует ровное обучение и внимательное прослушивание доносимой преподавателем информации. Тогда как Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897), установлено, что результатом освоения Основ безопасности жизнедеятельности является, в том числе - формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности; понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства.
Из приложенной ранее в личное дело характеристики матери ФИО6 не следует наличие у [СКРЫТО] Н. В. каких-либо стойких религиозных убеждений. Напротив, мать указала, что работает <данные изъяты>, [СКРЫТО] Н. В. воспитывается с ней в <данные изъяты>, имеет <данные изъяты> Из справки о проживании следует, что [СКРЫТО] Н. В. проживает с матерью, сестрой, <данные изъяты> года рождения, и братом <данные изъяты>.
Также в справке о семье призывника отражено мнение матери ФИО6 о призыве сына в ВС РФ – положительное.
Представленная характеристика с места работы [СКРЫТО] Н.В., выданная управляющей <данные изъяты> ФИО5 от 23.09.2022 г. доказательством наличия достаточных оснований, очевидно препятствующих [СКРЫТО] Н.В. проходить военную службу по призыву в категории <данные изъяты> ограниченно годен, служить не может. Оценка указанной характеристике уже дана вступившим в законную силу решении Московского районного суда г. Калининграда от 14.12.2023 года, которое оставлено без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 22.03.2023 года.
Каких-либо иных документов не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Представленное [СКРЫТО] Н. В. заявление от 29.03.2023 года и автобиография не содержат новых качественно отличающихся доводов сформированности убеждений.
Отнесение себя к христианам, как следует из пояснений, [СКРЫТО] Н. В. обуславливает личным его обозначением самого себя как христианина, при этом указывая, что православие или католичество к христианству, в отличие от его убеждений, не относятся. Указал, что такие события, как Рождество, Пасха, Богоявление, Святая Троица не относятся к нему, он не ходит в конфессиональные учреждения и не носит крестик.
При этом, указывая в поданном в призывную комиссию заявлении о значимом для него и основном принципе «любите ближних как самих себя», в судебном заседании [СКРЫТО] Н. В. пояснил, что прохождение АГС на территории проведения специальной военной операции, в том числе помощь в вынесении раненых с поля боя, восстановление домов, разбирание завалов, захоронение людей, функция медбрата, строителя, социального работника – для него невозможна, поскольку там нужны военнослужащие, привлеченные для таких действий, а он тогда будет частью военного конфликта. Т.е. несмотря на то, что указанная деятельность, в целом направленная на помощь людям, в том числе страдающим от ран, немощным, пожилым, нуждающимся в помощи извне, не требует брать в руки оружие, для него таковая альтернативная гражданская служба неприемлема, что указывает на противоречие с заявленным им принципом «любить ближних как самого себя, и проявлять любовь», поскольку он сам определяет, что проявление любви, гуманизма - в виде помощи всем ближним людям – зависит от его местонахождения. Указанное в том числе также свидетельствует об отсутствии сформированных убеждений, основанных на Библии, препятствующих военной службе.
Представленная автобиография содержит ссылку на заявление в части мировоззрения и восприятия окружающего. Формально причины призывником также не раскрыты, его утверждения сводятся к декларативному провозглашению гуманистических взглядов и полемическим размышлениям о любви к богу и специфике службы в армии.
Между тем, идеи гуманизма и свободолюбия логически не противопоставлены нравственным и политическим принципам патриотизма в его современном понимании, в соответствии с которым интересы Родины и отдельного человека соподчинены как интересы целого и части с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов.
Документов, из которых следует, что административный истец в действительности имеет прочные морально-этические убеждения или убеждения вероисповедания, которые складывались на протяжении длительного времени жизни административного истца и которым противоречат обязанности несения военной службы, [СКРЫТО] Н. В. не представлено.
Учитывая изложенные доказательства в их совокупности, и оценивая их с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, суд полагает, что у призывной комиссии имелись основания для отказа в принятии положительного решения о замене военной службы по призыву на АГС в отношении [СКРЫТО] Н. В., поскольку, исходя из представленных документов, административный истец не обосновал с достаточной полнотой и достоверностью наличие серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и его убеждениями либо вероисповеданием, который вызвал бы неприятие им военной службы, а также, что неприятие военной службы, на которое ссылается административный истец, является именно его убеждением, которое прочно сформировалось; а также им пропущен срок подачи такого заявления.
При этом, из искового заявления и пояснений в ходе судебного разбирательства следует, что на заседании призывной комиссии [СКРЫТО] Н.В. присутствовал лично, высказывал свою позицию, указывал, что его заявление было заслушано. Т.е. он имел возможность изложить свои доводы членам призывной комиссии, представить необходимые доказательства, что свидетельствует об отсутствии со стороны призывной комиссии формального подхода к рассмотрению заявления призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую.
Объективных причин невозможности, в случае наличия таковых стойких сформировавшихся убеждений, сообщить о них, [СКРЫТО] Н. В. в судебное заседание не представил, равно как не представил и доказательств невозможности подачи заявления о замене военной службы по призыву на АГС в установленный законом срок, а его вышеприведенные доводы не являются объективной причиной, влекущей восстановление пропущенного срока, в заявлении же он не указывал о восстановлении пропущенного срока.
Учитывая вышеизложенное, в судебном заседании не установлено наличие у призывника прочных и устойчивых убеждений, вызывающих непринятие военной службы, серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и убеждениями призывника или глубоко и искренне исповедуемыми иными взглядами, которым противоречит несение военной службы.
Доводы о выдаче повестки для прохождения медицинского освидетельствования не свидетельствуют о незаконности принятого решения и не являются основанием для его отмены.
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные выше доказательства, суд полагает, что правовых оснований для признания незаконным и отмене решения от 18.05.2023 года не имеется, поскольку таковое принято в пределах компетенции призывной комиссии, основания отказа соответствуют изложенным в п. 4 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», приведены в соответствующем протоколе заседания призывной комиссии, порядок принятия решения которой не был нарушен.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград», Военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным и отмене решения Призывной комиссии муниципального образования ГО «Город Калининград» от 18.05.2023 года об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, обязании повторно рассмотреть заявление [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2023 года.
Судья подпись
Копия верна: судья Вартач-Вартецкая И. З.
Секретарь Потапова В. А.
Решение не вступило в законную силу 29.06.2023 года
Судья Вартач-Вартецкая И. З.
Подлинный документ находится в деле 2а-2363/2023 в Московском районном суде г. Калининграда |
Помощник |