Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 29.10.2020 |
Дата решения | 03.12.2020 |
Статьи кодексов | Другой кодекс: ст. 77 |
Судья | Гимазитдинова Юлия Аликовна |
Результат | Оставлено без изменения |
Судебное решение | Есть |
ID | 3e98f9be-812e-39dd-8817-4c6dc38f415a |
Дело № 12-399/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград 03 декабря 2020 года
Судья Московского районного суда г. Калининграда Гимазитдинова Ю.А.,
при секретаре Сарновской Ю.Д.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шадриной Г.Н. на постановление мирового судьи 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 12 октября 2020 года ИП Шадрина Г.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Шадриной Г.Н. подана жалоба, в которой она просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований указала следующее. 14 января 2020 года ИП Шадрина была привлечена к административной ответственности по аналогичным основаниям. Мировым судьей не дана оценка ее доводам о том, что ИП Шадрина Г.Н. установила свой НТО «Цветы» в 2004 году, согласовав его установку надлежащим образом, 09 августа 2010 года заключила с собственниками МКД договор аренды, оплачивая арендную плату, то есть все эти действия совершены Шадриной Г.Н. до вступления в силу указанных в обжалуемом постановлении норм. Кроме того, административным органом не доказан факт размещения НТО на территории двора жилого здания. Доводы защитников изложены общими фразами, при этом не понятно, какие доводы защитника судом не приняты во внимание, и какими доказательствами они опровергаются. Полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу, поскольку никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение. Вывод суда о том, что ИП Шадрина Г.Н. ранее была привлечена за аналогичное правонарушение, однако совершенное ею 26 ноября 2019 года, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку никаких иных обстоятельств в судьбе спорного НТО с момента его размещения и до 25 августа 2020 года не произошло. Кроме того, указывает, что в материалах дела и обжалуемом постановлении отсутствуют сведения о фактическом получении ИП Шадриной Г.Н. телеграммы, почему суд отверг довод Шадриной Г.Н. о том, что в момент проверки она находилась на самоизоляции и не могла присутствовать при проведении проверки, о степени опасности совершенного правонарушения, о его характере, об имущественном положении привлекаемого лица, о наличии или отсутствии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
На указанную жалобу представителем комитета муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград» ФИО6 поданы возражения, в которых она указывает, что в соответствии с распоряжением комитета муниципального контроля администрации № 1370/р-КМК от 24 августа 2020 года должностными лицами 25 августа 2020 года было проведено рейдовое обследование в районе домов № 15-25 по ул. У. Громовой и выявлен факт того, что ИП Шадрина Г.Н. разместила НТО «Цветы» на придомовой территории вышеуказанного МКД в нарушении положений п. 8.8.2 и 8.8 Правил благоустройства территории ГО «Город Калининград». По данному факту 07 сентября 2020 года в отношении ИП Шадриной Г.Н. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 77 Закона Калининградской области «Кодекс Калининградской области». Комитет муниципального контроля предпринял все имеющиеся у него возможности для извещения ИП Шадриной Г.Н. (направление телеграммы по адресу регистрации Шадриной Г.Н., уведомление, врученное ее продавцу). Нестационарные торговые объекты являются некапитальными строениями и сооружениями, которые согласно п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прямо отнесены к элементам благоустройства, и, соответственно, вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований. С учетом двойственной правовой природы НТО особенности их размещения также установлены ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». С учетом положений частей 1 и 7 ст.10 указанного Закона, а также п.2 ст.209 Гражданского кодекса РФ и ст. 42 Земельного кодекса РФ усмотрение собственника на место установки НТО ограничено законом и иными нормативными правовыми актами. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это действительно необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В соответствии с пунктом 2.10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых. Таким образом, санитарно-эпидемиологические правила прямо запрещают размещать на территории дворов жилых зданий любые предприятия торговли и общественного питания, а размещение на территории участка жилой застройки предприятий торговли и общественного питания противоречит пункту 2.10 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. В отношении ИП Шадриной Г.Н. не проводились процедуры, предусмотренные в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Рейдовое обследование было проведено должностными лицами комитета муниципального контроля администрации не в рамках данного закона. Согласно п. 3.1.3. Положения «О комитете муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград» (Решение окружного Совета депутатов г. Калининграда от 16 июля 2008 года № 210 «О юридических лицах администрации городского округа «Город Калининград») функцией Комитета является подготовка распоряжений (приказов) Комитета о проведении плановых (внеплановых) проверок, плановых (рейдовых) осмотров, обследований. Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков, акваторий водоёмов и расположенных на них объектов, на территории городского округа «Город Калининград» определено постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 24 декабря 2015 года №2104. Просила в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание индивидуальный предприниматель Шадрина Г.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.
От защитника ИП Шадриной Г.Н. – ФИО11, по электронной почте поступили ходатайство и объяснения по делу, согласно которых жалобу она поддерживает в полном объеме по изложенным в ней доводам, однако просит отложить судебное заседание на более поздний срок, поскольку она по состоянию здоровья и заявитель в силу возраста соблюдают режим самоизоляции до 28 декабря 2020 года. Учитывая, что Шадрина Г.Н. о дате и времени рассмотрения жалобы была извещена 07 ноября 2020 года, ходатайство было направлено в суд непосредственно перед судебным заседанием 02 декабря 2020 года, вместе с тем в указанный период времени заявитель не был лишен возможности воспользоваться услугами защитника, который в силу состояния здоровья и в силу возраста мог принять участие в судебном заседании. Суд полагает возможным рассмотреть жалобу ИП Шадриной Г.Н. в отсутствие заявителя и ее защитника.
Представитель комитета муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград» о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, на рассмотрении дела с его участием не настаивал.
Главный специалист отдела дорожного контроля, выявления и сноса самовольных построек управления контроля в сфере использования земель комитета муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград Сиротина Л.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указав на законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"), но и объектом градостроительной деятельности (пункты 1, 10.2, 36, 37, 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Нестационарные торговые объекты (НТО) являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями, которые пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ прямо отнесены к элементам благоустройства.
Следовательно, вопросы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.
Решением городского Совета депутатов Калининграда № 161 от 20 мая 2015 года утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград».
Согласно п. 8.8.2, п.8.8 Правил, на территории города запрещается размещать НТО на придомовых территориях.
В соответствии со ст.77 Закона Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях», нарушение правил размещения (установки) павильонов, киосков и других объектов с кратковременным сроком эксплуатации или их размещение (установка) с отступлением от схемы размещения – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти до пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, ИП Шадрина Г.Н. 25 августа 2020 года в 11:14 час. по адресу: г. Калининград, ул. У. Громовой, № 15-25, допустила нарушение п. 8.8.2 п. 8.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утв. Решением городского Совета депутатов Калининграда № 161 от 20 мая 2015 года. п. 2.1 «Положения о порядке организации и предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов», утв. Решением Окружного Совета депутатов г. Калининграда от 07 апреля 2010 года № 82, -выразившееся в размещении нестационарного торгового объекта "Цветы" на придомовой территории многоквартирного жилого дома № 15-25 по ул. У. Громовой в г. Калининграде в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером №.
Выводы мирового судьи о наличии в действиях ИП Шадрина Г.Н. состава и события административного правонарушения, полностью подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении от 07 сентября 2020 года №622, в котором отражено существо инкриминируемого ИП Шадриной Г.Н. правонарушения(л.д. 30); выпиской из ЕГРИП о том, что Шадрина Г.Н. является индивидуальным предпринимателем (л.д. 33-36); распоряжением комитета муниципального контроля администрации № 1370/р-КМК от 24 августа 2020 года должностными лицами 25 августа 2020 года было проведено рейдовое обследование в районе домов № 15-25 по ул. У. Громовой, заключением по результатам рейдового осмотра от 31 августа 2020 года № УК-116/зо, согласно которого ИП Шадрина Г.Н. 25 августа 2020 года в 11:14 час. по адресу: г.Калининград, ул.У.Громовой, № 15-25, допустила нарушение п. 8.8.2 п. 8.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда № 161 от 20 мая 2015 года, выразившееся в размещении нестационарного торгового объекта "Цветы" на придомовой территории многоквартирного жилого д.15-25 по ул. У. Громовой в г. Калининграде в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером № схематическим чертежом к заключению по результатам рейдового осмотра от 31.08.2020 года № УК-116/зо, на котором обозначены границы земельного участка с кадастровым номером № по ул. У. Громовой 15-25 и указано место размещения НТО (л.д.7), фототаблицей к заключению по результатам рейдового осмотра от 31 августа 2020 года № УК-116/зо с видом на НТО «Цветы» ИП Шадрина Г.Н. (л.д.11);объявлением на о проведении рейдового обследования 25 августа 2020 года (л.д. 13).
Как следует из представленных материалов, 25 августа 2020 года по поручению заместителя главы администрации, председателя комитета муниципального контроля, должностными лицами отдела дорожного контроля, выявления и сноса самовольных построек управления контроля в сфере использования земель комитета муниципального контроля Администрации городского округа «Город Калининград» был проведён рейдовый осмотр нестационарных торговых объектов (НТО).
Рейдовый осмотр прилегающей к домам № 15-25 по ул. У. Громовой в г. Калининграде территории проводился надлежащими должностными лицами в соответствии с распоряжением комитета муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград» № 1370/р-КМК от 24 августа 2020 года.
По итогам рейда 31 августа 2020 года было составлено заключение №УК-116/30, согласно п.7.7 которого, НТО (павильон) с вывесками «Цветы», «Цветы», «Одежда из Европы», оборудованный тремя дверями, продолжает находиться в южной части земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный дом №15-25 по ул.У.Громовой г. Калининграда. Владельцем части НТО с вывеской «Цветы» согласно устной информации, сообщенной 25 августа 2020 года продавцом ФИО8, является ИП Шадрина Г.Н., используется для розничной торговли цветами.
Согласно выводам указанного заключения, НТО, указанные в п.7.7, размещены без правовых оснований, в нарушение требований, установленных п. 2.1 Положения «О порядке организации и предоставления мест для размещения НТО», утвержденного решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 07 апреля 2010 года № 82 (в редакции последующих изменений), п.п.8.8.2, п.8.8 Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утверждённых решением городского Совета депутатов Калининграда от 20 мая 2015 года №161.
Поскольку статьей 77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил размещения (установки) павильонов, которые, в свою очередь, регулируются Правилами благоустройства территории ГО «Город Калининград», выявленные в ходе рейда нарушения требований п.п.8.8.2, п.8.8 Правил благоустройства, послужили основанием для составления 07 сентября 2020 года в отношении ИП Шадриной Г.Н. протокола № 622 об административном правонарушении, предусмотренном ст.77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом отдела дорожного контроля, выявления и сноса самовольных построек, поскольку ФИО3 Л.С. включена в перечень должностных лиц администрации городского округа «Город Калининград», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях. Данный перечень утвержден постановлением № 659 от 15 июля 2019 года и.о. Главы городского округа ФИО9.
В протоколе об административном правонарушении от 07 сентября 2020 года, а также в обжалуемом постановлении указаны предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ обстоятельства совершения Шадриной Г.Н. административного правонарушения, обнаруженного 25 августа 2020 года.
Доводы жалобы о том, что НТО ИП Шадриной Г.Н. был размещен в 2004 году на ул.У.Громовой №15-25 г. Калининграда на законных основаниях и в соответствии с решением собственников указанного дома, обоснованно не были приняты мировым судьей.
Так, согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 25 ч.1 ст. 16, ст. 45.1, утверждение Правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского округа. Данные Правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Представительным органом городского округа «Город Калининград» является городской совет депутатов Калининграда (ст. 25, 32 Устава городского округа «Город Калининград»).
Городской совет депутатов по вопросам, отнесённым к его компетенции, принимает решения, установленные Правила, обязательные для исполнения на территории города Калининграда всеми организациями независимо от форм собственности и гражданами (п.3 ст. 28 Устава ГО «Город Калининград).
Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности (п.6 ст. 2 Федерального Закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»), но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из предписаний Градостроительного кодекса Российской Федерации (п.1, 10.2, 36, 37, 38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Нестационарные торговые объекты являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями, которые п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прямо отнесены к элементам благоустройства, и соответственно, вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.
С учётом двойственной правовой природы НТО особенности их размещения также установлены ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381 «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». С учётом положений частей 1 и 7 ст. 10 указанного закона, а также п. 2 ст. 209 ГК РФ и ст. 42 Земельного кодекса РФ, усмотрение собственника ограничено законом и иными нормативными правовыми актами. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это действительно необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Размещение НТО на земельном участке, образованном под многоквартирным жилым домом, не направлено непосредственно на обслуживание и эксплуатацию многоквартирного жилого дома и объектов, входящих в состав общего имущества дома. Размещение НТО на земельных участках, отведённых под жилую застройку различных типов, не допускается, как не допускается и классификатором видов разрешенного использования земельных участков (коды 2.1 – 2.7.1), утверждённым приказом Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года № 540.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», земельный участок, где расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, рассматривается как придомовая территория (п. 24 раздел 3). Санитарно – эпидемиологические требования, предъявляемые к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10 прямо запрещают размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны на территории дворов жилых зданий (п.2.10 раздел 2).
Таким образом, федеральными земельным и жилищным законодательством, а также законодательством о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения не допускается размещение на земельных участках, образованных для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, нестационарных торговых объектов. Установление соответствующего запрета обусловлено социально значимыми целями обеспечения безопасной, комфортной и визуально-привлекательной городской среды.
Доводам заявителя, аналогичным вышеизложенным в настоящей жалобе, в частности о невиновности ИП Шадриной Г.Н., о невозможности ее участия при проведении рейда, а также о невозможности повторного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение, в обжалуемом постановлении мировым судьей дана надлежащая оценка, не согласиться с которой, у суда при рассмотрении настоящей жалобы оснований не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Наказание Шадриной Г.Н. назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого административного правонарушения, личности виновного, в минимальных пределах санкции ст.77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, в связи с чем, доводы жалобы о не принятии мировым судьёй во внимание материального положения привлекаемого лица, не находит своего подтверждения.
Приведённые в жалобе доводы о возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение не могут быть приняты во внимание.
Оснований для применения к ИП Шадриной Г.Н. положений ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения ей наказания в виде предупреждения суд не усматривает, как и не усматривает оснований для применения к ней положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, суд не усматривает.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу не является.
Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи 3-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в отношении ИП Шадриной Г.Н. - оставить без изменения, а жалобу ИП Шадриной Г.Н. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья подпись
.
.