Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Московский районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 12.12.2018 |
Дата решения | 11.02.2019 |
Статьи кодексов | |
Судья | Андронова Любовь Николаевна |
Результат | Изменено |
Судебное решение | Есть |
ID | f7ad6c70-9b15-35e1-9b46-f7bd93a0a044 |
Дело № 12-12/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград 11 февраля 2019 года
Судья Московского районного суда г. Калининграда Андронова Л.Н.,
при секретаре Кругловой Т.В.,
рассмотрев жалобу генерального директора ЗАО«Калининградвторресурсы» [СКРЫТО] В.В. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области ФИО5 № от 07.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области старшего государственного инспектора РФ ФИО6 № от 07.11.2018г. ЗАО «Калининградвторресурсы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а именно в том, что 08.09.2018г. на территории земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:4, расположенном по <адрес>, предназначенном для временного хранения и переработки отходов производства и потребления, допустило нахождение навалов битого стекла объемом около 60 м3, отходов картона и целлофановых пакетов общим объемом около 50м3, не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров, в связи с чем, ЗАО «Калининградвторресурсы» было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Генеральный директор ЗАО «Калининградвторресурсы» [СКРЫТО] В.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считает, что вины Общества в совершении вмененного правонарушения не имеется, поскольку в нарушение ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ от 26.12.2008г., проводимые процедуры по контролю в отношении Общества органом надзора не проводились, обнаружение вышеуказанных правонарушений было зафиксировано инспектором, находящимся за пределами территории Общества (через забор), в отсутствии представителя Общества, объяснения от представителя Общества не отбиралось, при первом рассмотрении акта не были разъяснены права и обязанности юридического лица, отказано в ознакомлении с информацией и материалами по данному делу, что нарушило их права на защиту.
Также считают, что в силу диспозиции ст.8.2 КоАП РФ отсутствует событие административного правонарушения, поскольку ЗАО «Калининградвторресурсы» является профессиональным оператором по заготовке сырья, осуществляя его закупку по гражданско-правовым договорам, и источником отходов, размещенных для переработки на ее территории не является.
Кроме того, указали, что действия Общества по хранению вторичного сырья (стекла и макулатуры), относящихся к категории отходов V класса (практически не опасных отходов), не повлекли реального причинения вреда экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности или угрозы ее возникновения, так как за пределы территории предприятия эти отходы не разносились, в связи с чем, просил обжалуемое постановление отменить, административное дело прекратить по малозначительности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании [СКРЫТО] В.В. поддержал жалобу частично, дополнительно указав, что выявленные нарушения действительно имели место, однако реального причинения вреда экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности или угрозы ее возникновения не повлекли, так как за пределы территории предприятия эти отходы не разносились, с 01.01.2019г. Федеральным законодательном установлен запрет на вывоз отходов (в том числе стеклобоя) на полигоны, то есть места утилизации мусора и отходов, в связи с чем, Общество было вынуждено прекратить свою деятельность в части сбора стеклобоя, поскольку отсутствует возможность его хранения, утилизации на территории области, а также отсутствует возможность его своевременной отправки на переработку за пределы области, обнаруженные в ходе проверки отходы в виде пленки и макулатуры были убраны Обществом в день их обнаружения, Общество находится в тяжелом финансовом положении, ранее к административной ответственности как само Общество, так и должностные лица за аналогичные правонарушения не привлекались, просил обжалуемое постановление отменить, административное дело прекратить по малозначительности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ либо применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, то есть снизить размер назначенного штрафа.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд находит жалобу [СКРЫТО] В.В. подлежащей удовлетворению, а постановление заместителя начальника отдела Росприроднадзора по Калининградской области ФИО7 от 07.11.2018г. подлежащим изменению, исходя из следующего.
В силу статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как установлено в судебном заседании, основанием для привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 26.10.2018г. и обжалуемом постановлении выводы о том, что на территории ЗАО «Калининградвторресурсы» обнаружены навалы битого стекла объемом около 60 м3, не защищенные от воздействия атмосферных осадков и ветров, навалы отходов картона и целлофановых пакетов общим объемом около 50 м3, которые также не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Вина ЗАО «Калининградвторресурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 26.10.2018г., представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 07.11.2018г., листом ознакомления в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении №, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 08.09.2018г. с фото таблицами, выпиской из ЕГРЮЛ.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии смалозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что ЗАО «Калининградвторресурсы» ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекалось, выявленные нарушения реального причинения вреда экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности или угрозы ее возникновения не повлекли, с 01.01.2019г. Общество прекратило свою деятельность в части сбора стеклобоя, обнаруженные в ходе проверки нарушения по хранению отходов в виде пленки и макулатуры были устранены Обществом в день их обнаружения, в настоящее время Общество испытывает тяжелое финансовое положение, суд считает, что указанные обстоятельства являются исключительными, позволяющими применить в отношении ЗАО «Калининградвторресурсы» положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить Обществу административное наказание по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
Оснований для применения в отношении ЗАО «Калининградвторресурсы» положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку данное правонарушение относится к категории правонарушений существенно нарушающих охраняемые общественные отношения, способных причинить угрозу окружающей среде и здоровью населения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 4.1; 30.7 – 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ЗАО «Калининградвторресурсы» [СКРЫТО] В.В. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО8 № от 07.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области ФИО9 № от 07.11.2018г. о привлечении ЗАО «Калининградвторресурсы» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей изменить и назначить ЗАО «Калининградвторресурсы» административное наказание за совершение указанного правонарушения в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток.
Судья: