Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 01.07.2021 |
Дата решения | 05.08.2021 |
Категория дела | о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Стома Диана Владимировна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6191f920-253d-3ba7-aa32-f1bec24821f7 |
Дело № 2а-4832/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Шамониной К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Калининграда в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах сайтов < ИЗЪЯТО >/ информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Калининграда обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с названными выше административными исковыми требованиями, указав, что в ходе проведения проверки Интернет-ресурсов, выявлены сайты < ИЗЪЯТО > на которых осуществляется продажа справок об отсутствии коронавирусной инфекции. Проверкой установлено, что на указанных Интернет-страницах содержатся сведения о возможности покупки справок и сертификатов дистанционно без посещения лечебных учреждений, стоимости документов, условиях их заказа и доставки. Информация о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на указанном сайте отсутствует, медицинское освидетельствование лица, которому выдается медицинская справка, сертификат, фактически не проводится. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на положения УК РФ, Федерального закона Российской Федерации от < Дата > № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закона РФ от < Дата > № «О средствах массовой информации», Федерального закона от < Дата > № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», прокурор г. Калининграда просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах < ИЗЪЯТО >/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Калининграда Н заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, на их удовлетворении настаивала.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Представил суду письменные объяснения относительно административного иска, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу требований ст. 4 Закона Российской Федерации от < Дата > № «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от < Дата > № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 ст. 15 вышеуказанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.ст. 18, 22 Федерального закона от < Дата > № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
При этом информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в ч. 2 ст. 54 Федерального закона от < Дата > № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.ст. 27, 29 Федерального закона от < Дата > № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Так, граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Кроме этого, граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от < Дата > № (ред. от < Дата >) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от < Дата > № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также порядок сбора и учета информации о распространении заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и состав такой информации (в том числе о лицах, которым оказывается медицинская помощь, и иных лицах) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от < Дата > № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. В соответствии со ст. 8 этого же закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Следовательно, продажа медицинских документов, в том числе справок об отсутствии у человека коронавирусной инфекции, а также других инфекций, без надлежащего забора биоматериала и обследования лица, обратившегося за справкой, может повлечь нарушение санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозу распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже справок об отсутствии коронавирусной инфекции, которая нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Часть 5 ст. 15 Федерального закона от < Дата > № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Для целей ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При этом основаниями для включения сведений в реестр, являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на страницах сайтов < ИЗЪЯТО > осуществляется продажа справок об отсутствии коронавирусной инфекции.
Вход на страницы сайтов свободный, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайта не требуется, ограничения на передачу информации, копирование и распространение, отсутствуют.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, данные сайты отсутствуют.
С учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что распространение информации, размещенной на страницах сайтов < ИЗЪЯТО >, в Российской Федерации запрещено, и доступ к ним подлежит ограничению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора г. Калининграда удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах < ИЗЪЯТО >/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить указатель страниц сайтов < ИЗЪЯТО > в сети интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2021.
Судья Д.В. Стома