Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 18.06.2019 |
Дата решения | 26.07.2019 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных... -> о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Мамичева Виктория Вячеславовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 828e796f-7b3e-35a4-9a9e-d871074b2021 |
Дело № 2а-4556/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Мамичевой В.В.,
при секретаре Быстровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Багратионовского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области о признании информации, размещенной на сайтах < ИЗЪЯТО >, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с названными выше административными исковыми требованиями, в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе осуществления надзора за соблюдением требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, были выявлены сайты < ИЗЪЯТО >, на которых размещена информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, наносит вред психике и здоровью ребенка. Доступ на вышеуказанные сайты является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронным варианте может любой пользователь сети «Интернет. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь нормами материального права и в порядке процессуального закона административный истец просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайтах < ИЗЪЯТО >, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области включить указатель страниц < ИЗЪЯТО > в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
26.07.2019 г. административный истец отказался от части исковых требований, а именно, от требований о признании запрещенной на территории РФ информации, размещенной на сайте < ИЗЪЯТО >, в связи с тем, что в настоящее время доступ к странице вышеуказанного сайта уже ограничен.
Определением суда от 26.07.2019 г. отказ прокурора Багратионовского района от иска, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по Калининградской области, в части признания информации, размещенной на сайте < ИЗЪЯТО >, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, принят и производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Багратионовского района ФИО2 заявленные исковые требования в части сайтов < ИЗЪЯТО > поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, на их удовлетворении настаивал.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил суду письменные объяснения относительно административного иска, из содержания которых следует, что внесение информации, признанной запрещенной на территории РФ, в Единый реестр осуществляется на основании судебного решения или решения органа исполнительной власти, при этом непосредственно Роскомнадзор наделен исключительными полномочиями по созданию, формированию и ведению единого реестра.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено понятие информационно-телекоммуникационной сети, согласно которому - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 10 названного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством, при этом законодатель запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи (п. 5 ст. 2).
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Часть 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Для целей ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При этом основаниями для включения сведений в реестр являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на страницах сайтов < ИЗЪЯТО >, размещена информация, которая фактически противоречит целям и задачам действующего законодательства, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Вход на страницу сайта свободный, предварительной регистрации и пароля не требует, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет».
Таким образом, в целях недопущения нарушения прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, данные сайты отсутствуют.
С учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что распространение информации, размещенной на страницах сайтов < ИЗЪЯТО >, в Российской Федерации запрещено, и доступ к ним подлежит ограничению, путем включения сайтов < ИЗЪЯТО > в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах < ИЗЪЯТО >, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области обязанность включить указатели страниц сайтов < ИЗЪЯТО >, в сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2019 г.
Судья В.В. Мамичева