Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 18.06.2019 |
Дата решения | 19.08.2019 |
Категория дела | Иные дела о защите нарушенных... -> о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) |
Судья | Сергеева Наталья Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b6b41fe7-d100-3b02-888a-bb70aaeb4ebb |
Дело №а-4541/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2019 года г. Калининград
Центральный районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.,
при секретаре Сичкаревой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зеленоградского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области о признании информации, размещенной на сайте < ИЗЪЯТО >< ИЗЪЯТО >. к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Зеленоградского района Калининградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными выше административными исковыми требованиями, указав, что в ходе осуществления прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о распространении информации установлено, что на странице сайта < ИЗЪЯТО > размещена информация экстремистского содержания и наносящая вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей при его просмотре.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, на ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурор просит признать информацию, содержащуюся на странице сайта < ИЗЪЯТО > запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Зеленоградского района Калининградской области Поздняков В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, на их удовлетворении настаивал.
Представитель административного ответчика – Управления Роскомнадзора по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. Представил суду письменные объяснения относительно административного иска, из содержания которых следует, что внесение информации признанной запрещенной на территории РФ в единый реестр осуществляется на основании судебного решения или решения органа исполнительной власти, при этом непосредственно РКН наделен исключительными полномочиями по созданию, формированию и ведению единого реестра.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено понятие информационно-телекоммуникационной сети, согласно которому - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не допускается распространение средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости.
В соответствии с п.1 ст.10 этого же Закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством, при этом законодатель запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 282 УК РФ действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет" являются уголовно наказуемыми.
Предоставление возможности доступа к материалам, признанным в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством экстремистским, с использованием информационно-телекомуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является действием, которое направлено на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность.
Свободное распространение информации, признанной в соответствии с действующим законодательством экстремисткой, создает возможность распространения экстремистских идей среди неопределенного круга лиц, и как следствие увеличению уголовно наказуемых преступлений на почве расовой или иной нетерпимости.
На основании ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» экстремистская деятельность - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, ФЗ от 29.12.20010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Указанная информация в соответствии со ст. 5 ФЗ № 436-ФЗ относится к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.
Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, побуждающей к социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой розни.
Кроме того, согласно решению Вологодского городского суда Вологодской области от 29.01.2019 года текстовые информационные материалы под наименованием «Так говорил Геббельс» признаны экстремистскими и включены в федеральный список экстремистских материалов (№).
Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При этом, основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе осуществления прокуратурой Зеленоградского района Калининградской области проверки соблюдения законодательства установлен интернет-ресурс (сайт) < ИЗЪЯТО >, на котором размещена информация, противоречащая действующему законодательству, а именно информация экстремистского содержания и наносящая вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей при его просмотре.
В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, данные сайты отсутствуют.
С учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что распространение информации, размещенной на странице сайта < ИЗЪЯТО > в Российской Федерации запрещено, и доступ к ней подлежит ограничению, путем включения упомянутого сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Таким образом, заявленные прокурором Зеленоградского района Калининградской области исковые требования подлежат удовлетворению.
Признание информации запрещенной влечет безусловное включение ее в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Зеленоградского района Калининградской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте < ИЗЪЯТО >< ИЗЪЯТО > запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Возложить на Управление Роскомнадзора по Калининградской области обязанность включить указатель страниц < ИЗЪЯТО > в сети интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда.
Решение изготовлено в совещательной комнате на ПК и отпечатано на принтере НР-1022.
Судья: