Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 12.11.2013 |
Дата решения | 26.02.2014 |
Категория дела | Иски лиц, осужденных к лишению свободы, о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями их содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, не связанные с незаконными действиями (бездействием |
Судья | Герасимова Елена Витальевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | ffd0f674-369e-352d-96f5-5ca01ba86e45 |
Дело № 2-684/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2014 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.В.,
при секретаре Карпенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.П. к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
К.В.П. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что в период с декабря 1999 года по < Дата > содержался в ФКУ СИЗО-1. На тот период содержание и обеспечение в СИЗО-1 не соответствовало нормам, установленным законодательством, а именно: в камерах площадью 8 кв.м содержалось по 8-10 человек, у него отсутствовало индивидуальное спальное место, приходилось спать по очереди, постельное белье не выдавалось, в тот момент он болел открытой формой туберкулеза и был лишен права восьмичасового сна и возможности соблюдения правил личной гигиены. Условия содержания в камерах не соответствовали нормам закона и нарушали конституционные права истца, причиняли ему нравственные и физические страдания. Просит взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
В судебное заседание К.В.П., отбывающий назначенное судом наказание в ФБУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области, не этапировался, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. Истцу судом разъяснена возможность и право довести до суда свою позицию по всем обстоятельствам рассматриваемого дела путем направления письменных пояснений, а также право участия в деле через представителя.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области Б.А.А., в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что истцом не представлено доказательств причинения вреда, следственный изолятор в указанный период неоднократно проверялся и никаких нарушений установленных норм и правил не было выявлено, документация за 1995-2007 годы, в том числе личное дело К.В.П., уничтожены в связи с истечением сроков хранения. В том случае если факт нарушения прав истца будет установлен судом при рассмотрении дела, компенсация морального вреда подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Федеральным Законом от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 21.07.1998, далее ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ) определен порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.Согласно ст.4 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В ст.8 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ указано, что следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее – следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создавались, реорганизовывались и ликвидировались министром юстиции Российской Федерации и являлись учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно-исполнительной системы. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.16 ФЗ от < Дата > №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации подлежали утверждению Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Правила внутреннего распорядка).
Статьей 17 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.
В соответствии со ст.23 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым предусматривалось создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предусматривалось предоставление индивидуального спального места.
Подозреваемым и обвиняемым предусматривалась выдача постельных принадлежностей, посуды и столовых приборов. Все камеры подлежали обеспечению средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливалась в размере четырех квадратных метров.
Судом установлено, что К.В.П. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в период с < Дата > по < Дата >.
В нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ истцом доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих доводы о непредоставлении ему в период содержания в следственном изоляторе с < Дата > по < Дата > средств личной гигиены и постельных принадлежностей, а так же нарушения его прав – не представлено и судом не добыто.
Вместе с тем, суд учитывает, что Постановлением Европейского суда по правам человека от < Дата > «Дело «Косицын (Kositsyn) против Российской Федерации» установлен факт нарушения статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части условий содержания заявителя под стражей в следственном изоляторе № ИЗ-39/1 в период с < Дата > по < Дата > в связи с переполненностью камер изолятора.
С учетом изложенного суд полагает доводы истца о переполненности камер следственного изолятора в указанный им период обоснованными, требования о взыскании компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, срок содержания в следственном изоляторе. С учетом принципа разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда в 2000 рублей.
Поскольку в соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны, а деятельность следственного изолятора УФСИН России по Калининградской области финансировалась за счет федерального бюджета, надлежащим ответчиком по делу является [СКРЫТО] финансов РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К.В.П. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу К.В.П. компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >.
Судья: Е.В.Герасимова