Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 09.08.2017 |
Дата решения | 13.11.2017 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Ласко Олег Леонидович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 803c83e9-9b66-3374-9ab2-168421a10f35 |
Дело № 2-4287/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2017 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.,
при секретаре Чернышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] И.Е. к Правительству [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерству социальной политики [СКРЫТО] [СКРЫТО] об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] И.Е. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что он ([СКРЫТО] И.Е.), < Дата > года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В < Дата > году он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО] под №, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В связи с указанными обстоятельствами просил суд обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В судебном заседании [СКРЫТО] И.Е., его представитель Костюкевич А.Т., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО], Министерства социальной политики [СКРЫТО] [СКРЫТО] Глаговский В.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок предоставления жилых помещений определяется [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО].
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным законом из Жилищного кодекса РФ исключен п.2 ст.2 ст.57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
26.12.2012 года принят Закон [СКРЫТО] [СКРЫТО] № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты [СКРЫТО] [СКРЫТО] в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами указанного закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО] является полномочием Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде [СКРЫТО] [СКРЫТО]».
Как установлено в судебном заседании [СКРЫТО] И. Е. родился < Дата > в < адрес > Отцом [СКРЫТО] являлся С., матерью – С..
Согласно справке о рождении формы № утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от < Дата > № следует, что сведения об отце [СКРЫТО] И.Е. внесены в запись акта о его рождении на основании заявления матери.
Решением < ИЗЪЯТО > от < Дата > С. лишена родительских прав в отношении сына [СКРЫТО] И.Е.
Постановлением администрации Полесского района [СКРЫТО] [СКРЫТО] № от < Дата > несовершеннолетний [СКРЫТО] И.Е. определен в детский дом «< ИЗЪЯТО >» на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением за ним ([СКРЫТО] И.Е.) закреплена жилая площадь по адресу: < адрес >.
По результатам рассмотрения заявления [СКРЫТО] И.Е. приказом Министерства социальной политики [СКРЫТО] [СКРЫТО] № от < Дата > он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО], под номером №.
[СКРЫТО] И.Е. с < Дата > зарегистрирован в жилом помещении общей площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. по адресу: < адрес >, нанимателем указанного жилого помещения является С.
Вместе с тем, несмотря на то, что у [СКРЫТО] И.Е. наступили предусмотренные законом условия для реализации права на обеспечение жилым помещением, он до настоящего времени не обеспечен соответствующим жилым помещением.
Статус [СКРЫТО] И.Е., как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также его право на предоставление специализированного жилого помещения по договору специализированного найма сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Предоставление детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 43- 6 Закона [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде [СКРЫТО] [СКРЫТО]», согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставляются лицам, указанным в статье 43-3 настоящего Закона, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов [СКРЫТО] [СКРЫТО] не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
Обязанность обеспечения жильем категории детей, к которой относится [СКРЫТО] И.Е., является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, финансируемым за счет средств бюджета [СКРЫТО].
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что на момент возникновения у истца права на жилищное обеспечение, он жильем не обеспечен, суд приходит к выводу, что [СКРЫТО] И.Е. имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В целях своевременной реализации права [СКРЫТО] И.Е. на обеспечение жильем, суд возлагает на [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] исполнение государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск [СКРЫТО] И.Е. удовлетворить.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] предоставить [СКРЫТО] И.Е., < Дата > года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодным для проживания, не ниже установленных специальных норм за счет средств бюджета [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 20 ноября 2017 года.
Судья