Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 06.05.2020 |
Дата решения | 22.07.2020 |
Категория дела | Иски лиц, осужденных к лишению свободы, о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями их содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, не связанные с незаконными действиями (бездействием |
Судья | Сергеева Наталья Николаевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 16b15603-e735-3209-a2d4-edd62dd1430a |
2-3325/2020
39RS0№-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года г.Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.Н.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Калининградской области, ИВС г. Калининграда, Министерства [СКРЫТО] РФ, МВД России о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском, в котором указывает, что с < Дата > по < Дата > содержался в ИВС г. Калининграда в условиях, не соответствующих нормам содержания. В камерах вместо индивидуальных мест оборудован сплошной дощатый настил; отсутствовали канализация, водопровод, туалет с обеспечением приватности; маленькие окна из стеклоблоков не пропускали свет и воздух; недостаточное искусственное освещение; отсутствовала естественная вентиляция; отсутствовал прогулочный дворик. Стены вместо гладкокрашенных выкрашены «под шубу», бетонные полы. Отсутствовали столы, скамейки, шкафчики ля продуктов, вешалки для одежды, баки с питьевой водой, санузел, тазы для гигиенических целей, постельные принадлежности. Камеры были переполнены. Отсутствовали кладовые для чистого и грязного белья, постельных принадлежностей, камера хранения одежды. Кипяток выдавался один раз в сутки или не выдавался вообще. Отсутствовал медицинский кабинет, медицинская помощь не оказывалась. Вышеизложенное причинило истцу физические и нравственные страдания. Просит взыскать с МВД России за счет Казны РФ компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
ФИО1 содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. В судебное заседание не доставлен, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил, о рассмотрении дела в порядке ст. 155.1 ГПК РФ не просил.
Представители МВД России, УМВД России по Калининградской области и ИВС УМВД России по г.Калининграду, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставив письменный отзыв с копиями документов, подтверждающих периоды и основания содержания истца в ИВС, журналов медицинских осмотров, книги учета лиц, журнала прокурорских проверок, актов проверок Госсанэпиднадзора, технического паспорта ИВС.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от < Дата >, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
В соответствии со ст.9 Федерального закона №103-ФЗ от < Дата > «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст.ст.4, 15, 17, 23, 24 названного выше Федерального закона №103-ФЗ от < Дата > «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Как установлено судом и подтверждается представленными сведениями из ИВС, в частности, книгой учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Центральному району города Калининграда, ФИО1 содержался в ИВС в период времени: с 21 часа 15 минут < Дата > по 17 часов 20 минут < Дата >, на основании протокола задержания согласно ст. 91, 92 УПК РФ, по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ.
При поступлении в ИВС ФИО1 была доведена устно информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Заявлений и жалоб от ФИО1 администрации ИВС не поступало. В журнале медицинских осмотров лиц содержащихся в ИВС от < Дата >, он собственноручно написал: «Жалоб на здоровье нет, в экстренной мед. помощи не нуждаюсь, подпись».
ФИО1 обеспечивался 3-х разовым горячим питанием. Пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Обеспечивался индивидуальным спальным местом, (нарами) с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (4,5 кв.м.), постельными принадлежностями и бельём (матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка). Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика.
При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности на основании приказа МВД № от < Дата >. Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием в камере санузла, вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядка дня. Для задержанных в ИВС оборудован санузел (унитаз, душевая, раковины), имеется зеркало.
Уборочный инвентарь и средства для уборки имеются в наличии, ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей. После убытия задержанных из ИВС, камеры дезинфицируются и убираются.
При убытии из ИВС, задержанный ФИО1, собственноручно писал: «Жалоб на режим и условия содержания нет, подпись».
Согласно Акту ЦГСЭН МСЧ УМВД от < Дата > изолятор временного содержания г. Калининграда (ИВС) занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки в г. Калининграде по < адрес >. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных Инструкцией МВД РФ СП 12-95 «Проектирование объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России»: Отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, ряд служебных кабинетов и помещений (комната < ИЗЪЯТО >, комната хранения одежды наряда, приёма пищи, класс и др.), прогулочный двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, для постельных принадлежностей, для хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. Комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посуды совмещены в одном помещении. Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное белье хранится в отдельном шкафу. Одна из камер приспособлена как кладовая предметов вещевого имущества, там же в пакетах складируется грязное белье для дальнейшей передачи в прачечную. Дополнительные площади для выделения и оборудования указанных помещений и кабинетов отсутствуют.
В ИВС для содержания задержанных функционируют 12 камер - 11 камер площадью 4,5кв.м и одна камера площадью 9,5кв.м, которые рассчитаны на содержание 1 и 2 человек соответственно. Лимит наполнения составляет - 13 человек. Площадь на 1 задержанного в камере составляет более 4кв.м, что соответствует требованиям ст.23 Федерального закона от < Дата >г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Фактически наполняемость ИВС составляет в среднем 5-7 человек в день.
По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от < Дата > № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее - приказ МВД РФ от < Дата > №), кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России.
Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п. 17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п. 17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8 (п. 17.11 СП 12-95 МВД России). Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 9 лк до 12 лк при нормативе не менее 150 лк (п.3.2.1 СанПиН 2.2.12.< Дата >-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»). Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений.
В камерах предусмотрена и находится в рабочем состоянии механическая вытяжная вентиляция, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы.
Камеры по оснащению и оборудованию не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. №, а именно: отсутствуют стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.
Для задержанных в камерах установлены нары на 1 -2-х человек. Индивидуальные постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло) и индивидуальное чистое постельное белье выдаются.
Для задержанных оборудован санузел (уни таз, раковина, душевая). К душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано. Санитарное состояние санузла ИВС удовлетворительное.
Питьевой режим организован: по просьбе задержанных выдается кипяченая вода, которую кипятят в чайнике на газовой плите в помещении комнаты для подогрева пищи
В ИВС имеется медицинский кабинет площадью 4,5 кв.м, что не соответствует требованиям приложения 1 к СанПиН 2.< Дата >-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.< Дата >-10), норматив - не менее 12 кв.м. По набору помещений медицинский кабинет не отвечает требованиям п. 16.1 СП 12-95 МВД России: отсутствует процедурная площадью 12 кв.м.
Первичный медицинский осмотр задержанных проводится в первые
сутки пребывания дежурным в комнате приема, осматриваются кожные покровы, проводится осмотр на педикулёз и опрос о состоянии здоровья, при
убытии из ИВС проводится повторный осмотр дежурным по учреждению
под личную подпись задержанного, с отражением данных в журнале медицинского осмотра лиц, содержащихся в ИВС.
Поступающие в ИВС лица, у которых по результатам телесного осмотра выявлено подозрение на педикулез или чесотку, сразу же направляются в «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» для проведения полной санитарной обработки, после чего их доставляют в ИВС.
При наличии жалоб на плохое самочувствие дежурным вызывается
бригада скорой медицинской помощи
Прокуратурой ежедневно проводится проверка соблюдения требований законодательства при содержании лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, в изоляторе временного содержания. Из соответствующего журнала проверок следует, что < Дата > на момент проверки в ИВС не содержалось, < Дата > – 3 человека, < Дата > – 4 человека, жалоб от ФИО1 не поступило. Данное обстоятельство подтверждается соответствующим журналом, копия которого имеется в материалах дела.
Из технического паспорта ИВС усматривается, что площадь камер составляет от 4,5 кв.м до 13,8 кв.м. С учетом количества лиц, содержащихся в ИВС одновременно с ФИО1 суд приходит к выводу о том, что нормы санитарной площади на одного человека администрацией изолятора не были нарушены.
Не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что он не был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными и туалетными принадлежностями.
Вместе с тем, отсутствие в ИВС необходимого набора помещений, прогулочного двора и достаточного оснащения камер свидетельствует о том, что условия содержания ФИО1 не в полной мере соответствовали требованиям закона. Это обстоятельство позволяет суду согласиться с его доводами о том, что содержание в таких условиях причинило ему моральный вред.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинно-следственной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
Установив факт несоответствия условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОМВД России по городу Калининграду требованиям Федерального закона от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в тот период времени, когда там содержался истец – с < Дата > по < Дата > суд, с учетом приведенных выше норм материального права, приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 ст.125 ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу подп.1 п.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Аналогичные пояснения разъяснения содержаться в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < Дата > № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ;
В соответствии с подп.100 п.11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом президента РФ от < Дата > №, именно МВД РФ осуществляет функции главного распорядителя в получении средств федерального бюджета.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие негативных последствий в результате нарушения его прав, незначительный срок пребывания в следственном изоляторе в 2017 году в общей сложности 1 сутки 21 час 05 минут, обоснованность помещения лица в условия изоляции, а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Таким образом, заявленные ФИО5 исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России по Центральному району г. Калининграда в период с < Дата > по < Дата > в размере 1000 (тысяча) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено < Дата >.
Судья: