Дело № 2-223/2021 (2-4098/2020;) ~ М-3332/2020, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область)
Дата поступления 21.07.2020
Дата решения 10.02.2021
Категория дела инвалидам
Судья Лахонин Артем Павлович
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID 0c715095-0a0a-3157-bae3-4d9fbf232690
Стороны по делу
Истец
******* ********** ********
******** *********** ****** *. ************
Ответчик
************ *************** *************** *******
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

гражданскоедело№2-223/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 10 февраля 2021года

Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Лахонина А.П.,

при секретарях Грибовой П.С., Рубашка Н.А.,

с участием прокурора Кондратенко Е.Е.,

истца [СКРЫТО] А.О., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д.,

представителей ответчика Министерства здравоохранения Калининградской области – Тотов В.Н., Попова А.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №6» - Корнилова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-223/2021 по заявлению прокурора Московского района г. Калининграда в интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д. к Министерству здравоохранения Калининградской области о признании бездействия, выразившегося в необеспечении лекарственными препаратами, незаконным, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,

установил:

прокурор Московского района г. Калининграда с учётом последующих уточнений в интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д., < Дата > года рождения, обратился в Центральный районный суд г. Калининграда с вышеуказанным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения Калининградской области, выразившегося в необеспечении [СКРЫТО] М.Д. лекарственными препаратами «< ИЗЪЯТО >», «< ИЗЪЯТО >», «< ИЗЪЯТО >»; взыскании с Министерства здравоохранения Калининградской области в пользу [СКРЫТО] А.О., как законного представителя [СКРЫТО] М.Д., денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов за период с < Дата > по < Дата > в сумме 6941 рубля 90 копеек; компенсации морального вреда в пользу [СКРЫТО] М.Д. в размере 200000 рублей.

В обоснование иска прокурор указал, что с < Дата > [СКРЫТО] М.Д. установлена инвалидность по заболеванию «< ИЗЪЯТО >». Заключениями консилиума врачей ФГБОУ «РДКБ» ребёнку разрешены к индивидуальному применению по жизненным показаниями лекарственные препараты «< ИЗЪЯТО >», в связи с чем ГБУЗ «ГДП №4» < Дата > в Министерство здравоохранения Калининградской области направлена заявка на закупку названных препаратов. Кроме того, нефрологом ФГБОУ «РДКБ» также рекомендован лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >». Однако ребёнок указанными препаратами до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем они приобретались [СКРЫТО] А.О. за свой счёт, о чём имеются чеки на сумму 6941 рубль 90 копеек. Бездействие ответчика также причинило ребёнку моральный вред.

Прокурор Кондратенко Е.Е. в судебном заседании заявление поддержала в полном объёме по изложенным в нём основаниям.

Несовершеннолетний [СКРЫТО] М.Д. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем его интересы представляла законный представитель [СКРЫТО] А.О.

[СКРЫТО] А.О., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д., требования прокурора поддержала в полном объёме, дополнительно пояснив, что лекарства приобретались за её счёт, в месяц на их приобретение требуется от 6000 до 10000 рублей, однако все чеки у неё не сохранились. В связи с недостаточностью денег и необеспечением бесплатными лекарствами, она также обращалась в благотворительные организации, которые помогали в приобретении лекарств, что влекло за собой переживания относительно здоровья сына, создавало дискомфорт от необходимости неоднократных посещений врачей, что в свою очередь негативно сказывалось на психоэмоциальном состоянии ребенка, в связи с чем ему причинён моральный вред.

Представитель истца Шапошникова М.В. требования прокурора также поддержала, представив письменные пояснения, в которых указала, что дети с инвалидностью должны получать лекарственные препараты бесплатно, обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения Калининградской области. Отказывая в предоставлении назначенных [СКРЫТО] М.Д. по жизненным показаниям лекарственных препаратов ФИО4 замену их другими препаратами не предлагает, что нарушает право ребёнка-инвалида на охрану здоровья.

Представители ответчика Министерства здравоохранения Калининградской области Тотов В.Н. и Попова А.В. возражали против удовлетворения иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что заключения консилиума врачей ФГБОУ «РДКБ» основаны на международных стандартах лечения, которые в Российской Федерации не применяются. Действующим в РФ стандартом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2012 №653н, указанная в заключении консилиума терапия не предусмотрена. Обращают внимание, что диагноз < ИЗЪЯТО > является наследственным, которого можно было избежать при генетическом тестировании на этапе планирования беременности, данное заболевание не предусматривает патогенетического лечения, а симптоматическое лечение не приводит к выздоровлению. Кроме того, лекарственный препарат < ИЗЪЯТО > противопоказан детям до 18 лет, а препарат < ИЗЪЯТО > зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств в форме раствора для внутримышечного или внутривенного введения и не предусмотрен для принятия его внутрь из-за неэффективности проводимой терапии вследствие разрушения действующего вещества желудочным соком. С учётом вышеуказанного, Экспертной комиссией Министерства было принято решение о невозможности обеспечения [СКРЫТО] М.Д. лекарственным препаратом < ИЗЪЯТО >, природным веществом < ИЗЪЯТО > и витамином группы < ИЗЪЯТО > за счёт областного бюджета. При этом на запрос Министерства от < Дата > о проведении повторного консилиума ФГБОУ «РДКБ» до настоящего времени не ответило. Также представители указывают, что [СКРЫТО] М.Д. является ребёнком-инвалидом, в связи с чем имеет право на получение государственной помощи за счёт средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1999 №178-ФЗ, в том числе на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами, в связи с чем положения постановления Правительства РФ №890 от 30.07.1994 на него не распространяются. При этом в случае подачи [СКРЫТО] А.О. заявления об отказе от получения социальных услуг и их замене на денежную компенсацию обеспечение [СКРЫТО] М.Д. бесплатными лекарственными средствами невозможно. Помимо изложенного, представитель обращает внимание, что истцом не представлены доказательства причинения морально-нравственных страданий и нарушения её неимущественных прав и нематериальных благ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №6» Корнилова М.А. также возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, в которым указано, что ГБУЗ «ГДП №6» не может дать оценку терапевтическому эффекту от приёма рекомендованных федеральным центром препаратов, поскольку они были назначены на основании международных, а не российских стандартов лечения. Препараты имеют противопоказания по возрасту и способу применения, однако федеральным центром не представлено информированное согласие законного представителя на приём данных лекарственных препаратов. Вопрос обеспечения пациента спорными лекарственными препаратами обсуждался в Министерстве здравоохранения Калининградской области в < Дата > и < Дата >, по результатам чего принято решение о невозможности обеспечения пациента рекомендованными федеральным центром лекарственными препаратами.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года, далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами - участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 7, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), согласно статье 2 которого здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к основным принципам охраны здоровья относятся: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона 2Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года №494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Исходя из пункта 6 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н, в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Доводы представителей ответчика о том, что положения постановления Правительства РФ №890 на [СКРЫТО] М.Д. не распространяются и он должен обеспечиваться лекарственными препаратами за счёт федерального, а не областного бюджета, основаны на неправильном толковании положений закона.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года №1610, содержит аналогичные положения.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 39 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённой Постановлением Правительства Калининградской области от 29.12.2018 №805, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется, в том числе обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;

Аналогичное положение закреплено в пункте 43 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённой Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2019 №910.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Калининградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Калининградской области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, а по решению врачебной комиссии – не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.

Как следует из справки от < Дата >, [СКРЫТО] М.Д., < Дата > года рождения, с < Дата > на срок до < Дата > установлена инвалидность по группе «< ИЗЪЯТО >» (л.д. 15).

Согласно выписке из истории болезни ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» от < Дата > [СКРЫТО] М.Д. по результатам экстренной госпитализации и нахождения на стационарном лечении с < Дата > по < Дата > рекомендованы, в том числе препараты < ИЗЪЯТО >.

Из медицинской карты [СКРЫТО] М.Д. также усматривается, что:

-< Дата > врачом-неврологом ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №4» КарповойИ.А. ребёнку назначены < ИЗЪЯТО > в течение 2 месяцев;

-< Дата > врачом-неврологом ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №4» КарповойИ.А. ребёнку вновь назначены < ИЗЪЯТО > до < Дата >.

Кроме того, < Дата > врачом ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №4» Шариповой Г.К. выписан рецепт [СКРЫТО] М.Д. на препарат < ИЗЪЯТО >, на оборотной стороне которого имеются отметки от < Дата >, < Дата >, < Дата >, < Дата >, < Дата >, < Дата >.

В соответствии с заключением консилиума Российской детской клинической больницы ФГБОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Н.И. (далее также ФГБОУ РДКБ, ФГАОУ РДКБ) от < Дата > [СКРЫТО] М.Д., который наблюдается в отделении медицинской генетики с < Дата > с клиническим диагнозом «< ИЗЪЯТО >. < ИЗЪЯТО > разрешено к индивидуальному применению по жизненным показаниям зарегистрированного на территории РФ препарата < ИЗЪЯТО > (л.д. 19).

Аналогичные препараты указаны и в выписке из медицинской карты стационарного больного [СКРЫТО] М.Д. по результатам его нахождения в отделении медицинской генетики ФГБОУ РДКБ с < Дата > по < Дата >.

На основании заключения консилиума ФГБОУ РДКБ главным врачом ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №4» < Дата > в Министерство здравоохранения Калининградской области направлено ходатайство на согласительную комиссию о льготном лекарственном обеспечении [СКРЫТО].Д. препаратами < ИЗЪЯТО > (л.д. 21-22).

Кроме того, медицинская карта [СКРЫТО] М.Д. имеет сведения о назначении врачом-неврологом ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №4» КарповойИ.А. несовершеннолетнему [СКРЫТО] М.Д. препаратов < ИЗЪЯТО > < Дата >, < Дата >.

Согласно протоколу от < Дата > «О назначении лекарственного средства по показаниям, не упомянутым в инструкции по применению (Off-Label-Use)» консилиумом врачей ФГАОУ РДКБ постановлено разрешить к индивидуальному применению по жизненным показаниям [СКРЫТО] М.Д. лекарственные средства по показаниям, не упомянутым в инструкции по применению:

- < ИЗЪЯТО >);

-< ИЗЪЯТО >;

-< ИЗЪЯТО > (л.д. 28-29).

Решением подкомиссии по лекарственному обеспечению и фармакологическому контролю (ЛОФК) ФГАОУ РДК, занесённым в протокол от < Дата > , также разрешены к индивидуальному применению по жизненным показаниям пациенту [СКРЫТО] М.Д. препараты < ИЗЪЯТО > по показаниям, не указанным в инструкции по применению по вышеуказанной схеме (л.д. 23-24).

Как следует из выписки из медицинской карты , стационарный больной [СКРЫТО] М.Д. находился в отделении медицинской генетики РДКБ с < Дата > по < Дата >, по результатам госпитализации зафиксировано улучшение, рекомендован приём, в том числе < ИЗЪЯТО >.

Однако согласно протоколу совещания по лекарственному обеспечению лекарственными препаратами отдельных категорий больных от < Дата > Комиссия в составе Министра здравоохранения Калининградской области Кравченко А.Ю., заместителя министра Берездовец Н.Б., начальника департамента лекарственного обеспечения и информационных технологий Башанкаева Э.Н., заместителя начальника департамента Кисарь Л.В. приняла решение об отказе в приобретении препарата < ИЗЪЯТО >, природного вещества < ИЗЪЯТО > за счёт средств областного бюджета.

В обоснование принятого решения Комиссия Министерства здравоохранения Калининградской области указала:

-заключение консилиума врачей ФГБОУ РДКБ ставится под сомнение, поскольку указанные препараты и вещества не входят в стандарт лечения, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2012 №653н, специфические методы лечения имеющегося у [СКРЫТО] М.Д. заболевания не разработаны;

-препарат < ИЗЪЯТО > противопоказан лицам до 18 лет;

-в показаниях к применению < ИЗЪЯТО > отсутствует имеющийся у [СКРЫТО] М.Д. диагноз «< ИЗЪЯТО >», указанное вещество не влияет на патогенез заболевания;

-применение витамина < ИЗЪЯТО > в рекомендованном порядке является неэффективным вследствие разрушения вещества желудочным соком.

Вместе с тем, согласно медицинской карте врачом-неврологом ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №4» Карпова И.А. < Дата > [СКРЫТО].Д. вновь назначены < ИЗЪЯТО > – постоянно.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, Карпова И.А. подтвердила назначение ею [СКРЫТО] М.Д. указанных лекарственных препаратов на основании представленного заключения консилиума врачей ФГАОУ РДКБ.

В соответствии с заключением врача-невролога ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» от < Дата > ребенку [СКРЫТО] М.Д. также назначен приём препаратов < ИЗЪЯТО > по схеме, рекомендованной ФЦ от < Дата >.

Таким образом, суду представлены достаточные медицинские документы, подтверждающие назначение по жизненным показаниям [СКРЫТО].Д., являющемуся ребенком-инвалидом, препаратов < ИЗЪЯТО >, что влечёт за собой его право на бесплатное обеспечение данными лекарственными препаратами.

Пояснения приглашённой Министерством здравоохранения Калининградской области Кисарь Л.В., данные в качестве специалиста, судом не могут быть положены в основу решения, поскольку после допроса данного лица в качестве специалиста суду представлены неоспариваемые ответчиком сведения о том, что КисарьЛ.В. является заместителем начальника департамента лекарственного обеспечения и информационных технологий Министерства здравоохранения Калининградской области, то есть находится в служебной зависимости от ответчика, в связи с чем в силу абзаца 2 части 1 статьи 18 ГПК РФ не может участвовать в рассмотрении дела в качестве специалиста.

Судом разъяснялось представителям ответчика право предложить суду иную кандидатуру специалиста, отвечающую установленным гражданским процессуальным законом требованиям, однако сторона ответчика данным правом не воспользовалась.

Вопреки доводам стороны ответчика, из ответа начальника УПФР в г.Калининграде Калининградской области (межрайонное) от < Дата > следует, что [СКРЫТО] А.О. заявление об отказе от набора социальных услуг не подавала, в связи с чем [СКРЫТО] М.Д. имеет право на весь пакет социальных услуг, в том числе бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.

Доводы представителей ответчика о том, что препарат < ИЗЪЯТО > противопоказан лицам до 18 лет, в показаниях к применению < ИЗЪЯТО > отсутствует имеющийся у [СКРЫТО] М.Д. диагноз, а применение витамина < ИЗЪЯТО > в рекомендованном порядке является неэффективным, основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора не являются, поскольку их назначение по показаниям, не указанным в инструкции по применению, подтверждено медицинскими документами, в том числе заключением консилиума от < Дата > и решением подкомиссии по лекарственному обеспечению и фармакологическому контролю (ЛОФК) ФГАОУ РДКБ от < Дата >, что соответствует пункту 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.

При этом принятие решений о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), в том числе не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи/соответствующую клиническую рекомендацию, вне инструкции по применению (Off-Label) входит в полномочие подкомиссии по лекарственному обеспечению и фармакологическому контролю (ЛОФК) ФГАОУ РДКБ, что следует из п. 2.1 Положения, утверждённого приказом и.о. главного врача РДКБ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России от < Дата > .

В стандарт лечения, утверждённый приказом Минздрава России от 07.11.2012 №653н, на который имеется ссылка представителей ответчика в письменных возражениях, имеющееся у [СКРЫТО] М.Д. заболевание (G31.8 по МКБ X) не входит.

Согласно пояснениям представителей ответчика стандарт лечения заболевания G31.8 по МКБ X в настоящее время в Российской Федерации не утверждён.

Однако отсутствие утверждённого стандарта лечения имеющегося у [СКРЫТО].Д. заболевания не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и препаратами, назначенными в установленном порядке по жизненным показаниям.

Из вышеприведённых положений Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Калининградской области следует, что обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на территории Калининградской области производится за счет бюджетных ассигнований бюджета Калининградской области.

Из пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утверждённого постановлением Правительства Калининградской области от 11 мая 2010 года №311, следует, что Министерство здравоохранения Калининградской области проводит на территории Калининградской области государственную политику и осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, включая иммунопрофилактику, в соответствии с действующим законодательством; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования; обеспечивает принятие соответствующих мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Исходя из подпункта 24 пункта 15 Положения о Министерстве здравоохранения Калининградской области, Министр здравоохранения несет персональную ответственность за обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, а также за обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, отнесенных к группам населения, указанным в приложениях №1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Таким образом, полномочия по принятию решений об обеспечении несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д. лекарственными препаратами «< ИЗЪЯТО >» возложены на Министерство здравоохранения Калининградской области, в связи с чем бездействие ответчика в указанной части является незаконным.

При этом, поскольку по настоящее время ребенок-инвалид спорными лекарственными препаратами за счёт областного бюджета не обеспечен, то бездействие ответчика носит длящийся характер.

Требования о возложении на ответчика определённых обязанностей прокурором и истцом не заявлялись, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

< Дата > первым заместителем прокурора Калининградской области внесено представление в адрес Министра здравоохранения Калининградской области об устранении нарушений законодательства в сфере охраны здоровья, в связи с необеспечением [СКРЫТО] М.Д. лекарственными препаратами по жизненным показаниям.

Однако по результатам рассмотрения представления прокурора Экспертной комиссией Министерства здравоохранения принято решение о невозможности обеспечения пациента [СКРЫТО] М.Д. лекарственными препаратами < ИЗЪЯТО > за счёт областного бюджета, что явствует из ответа от < Дата >.

В связи с необеспечением лекарственными препаратами за счёт бюджета Калининградской области, [СКРЫТО] А.О., как законный представитель несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д., понесла затраты на приобретение за свой счёт лекарственных препаратов < ИЗЪЯТО > на сумму 983 рубля, 988 рублей и 494 рубля, < ИЗЪЯТО > на сумму 1758 рублей 90 копеек, а на общую сумму 4223 рубля 90 копеек, что подтверждается кассовыми чеками от < Дата >, < Дата >, < Дата >, < Дата >.

Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания с ответчика расходов [СКРЫТО] А.О. на приобретение лекарственного средства «Блемарен» в общей сумме 2718 рублей.

Как следует из материалов дела и не оспаривается [СКРЫТО] А.О. препарат «< ИЗЪЯТО >» был назначен врачом-нефрологом ФГАОУ РДКБ при нахождении ребёнка в федеральном центре с < Дата > по < Дата >, при этом длительность курса приёма данного препарата в выписке из медицинской карты отсутствует.

По возвращении в г. Калининград согласно медицинской карте ГБУЗ КО «Городская детская поликлиника №6» данный препарат [СКРЫТО].Д. больше не назначался, доказательств обращения [СКРЫТО] А.О. в лечебное учреждение об обеспечении препаратом «< ИЗЪЯТО >» суду не представлено, заявка лечебным учреждением на льготное лекарственное обеспечение препаратом «< ИЗЪЯТО >» в Министерство здравоохранения Калининградской области до настоящего времени не направлялась, решение об отказе в обеспечении [СКРЫТО] М.Д. препаратом «< ИЗЪЯТО >» ответчиком не принималось.

При таких обстоятельствах доказательств тому, что несение расходов на приобретение лекарственного препарата «Блемарен» обусловлено бездействием Министерства здравоохранения Калининградской области суду не представлено, в связи с чем расходы на приобретение данного препарата, понесённые [СКРЫТО] А.О., возмещению за счёт ответчика не подлежат.

Вместе с тем, данные обстоятельства не лишают [СКРЫТО] М.Д. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «< ИЗЪЯТО >» в дальнейшем при его повторном назначении лечащим врачом в установленном законом порядке.

При разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда суд учитывает, что в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание, степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

В силу положений статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Отказ Министерства здравоохранения Калининградской области в обеспечении препаратами < ИЗЪЯТО >, назначенными по жизненным показаниям, за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает право [СКРЫТО] М.Д. на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, что в совокупности с доводами о перенесённых нравственных страданиях и переживаниях, свидетельствует о наличии оснований для возмещения морального вреда.

Однако суд находит заявленную к взысканию сумму компенсации морального вреда в размере 200000 рублей чрезмерно завышенной, не обоснованной доказательствами и явно несоразмерной характеру понесённых ребёнком физических и нравственных страданий, а также не соответствующей требованиям разумности и справедливости, в связи с чем размер компенсации морального вреда подлежит снижению судом.

Определяя размер компенсации причиненного ребёнку морального вреда, суд принимает во внимание, что спорные препараты были назначены ребёнку-инвалиду по жизненным показаниям, пояснения истца о том, что, несмотря на непредоставление бесплатных лекарственных препаратов, ребенок был им обеспечен за счёт законного представителя и благотворительных организаций, характер понесённых в связи с этим физических и нравственных страданий, в связи с чем, исходя из принципов соразмерности, разумности и справедливости, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о взыскании компенсации морального вреда частично, взыскав с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Московского района г. Калининграда в интересах несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Калининградской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д., < Дата > года рождения, лекарственными препаратами «< ИЗЪЯТО >», «< ИЗЪЯТО >», «< ИЗЪЯТО >».

Взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области (ОГРН 1053900190387) в пользу законного представителя [СКРЫТО] М.Д., < Дата > года рождения, - [СКРЫТО] А.О., родившейся < Дата > в < адрес >, 4223 (четыре тысячи двести двадцать три) рубля 90 копеек в счёт возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов.

Взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области (ОГРН 1053900190387) в пользу несовершеннолетнего [СКРЫТО] М.Д., родившегося < Дата > в г. Калининграде, компенсацию морального вреда в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2021 года.

Председательствующий подпись А.П. Лахонин

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) на 21.07.2020:
Дело № 9-829/2020 ~ М-3336/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 27.07.2020
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сергеева Наталья Николаевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3/2022 (2-217/2021; 2-4078/2020;) ~ М-3341/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 15.03.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Стефанская Наталья Владимировна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-4119/2020 ~ М-3355/2020, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кисель Максим Павлович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-4191/2020 ~ М-3357/2020, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кисель Максим Павлович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-822/2020 ~ М-3326/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 23.07.2020
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Протасова Екатерина Борисовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-865/2020 ~ М-3347/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 28.07.2020
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ласко Олег Леонидович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-834/2020 ~ М-3334/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 28.07.2020
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Котышевский Сергей Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-4073/2020 ~ М-3349/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 28.10.2020
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кисель Максим Павлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-4092/2020 ~ М-3356/2020, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Котышевский Сергей Юрьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-428/2020, апелляция
  • Дата решения: 05.10.2020
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Добронравова Валентина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-429/2020, апелляция
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шатохина Софья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-430/2020, апелляция
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Шатохина Софья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 12-432/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.11.2020
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Алиева Лилия Сергеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-9/2021 (12-431/2020;), апелляция
  • Дата решения: 20.01.2021
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Добронравова Валентина Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-798/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 14.09.2020
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шатохина Софья Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-797/2020, первая инстанция
  • Дата решения: 21.07.2020
  • Решение: Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кисель Максим Павлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4/1-276/2020, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Алиева Лилия Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/1-275/2020, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Алиева Лилия Сергеевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13/1-1335/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сергеева Наталья Николаевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-131/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Протасова Екатерина Борисовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/16-243/2020, первая инстанция
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Добронравова Валентина Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/1-277/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Добронравова Валентина Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13/1-22/2021 (13/1-1334/2020;), первая инстанция
  • Дата решения: 04.02.2021
  • Решение: Производство по материалу прекращено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кисель Максим Павлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4/17-296/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шатохина Софья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/16-240/2020, первая инстанция
  • Решение: Отказано
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Шатохина Софья Александровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4/17-297/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Зюзина Мария Васильевна
  • Судебное решение: НЕТ