Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) |
Дата поступления | 31.01.2023 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения → решений Пенсионного фонда РФ, его региональных отделений, негосударственных пенсионных фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 9b40bc0c-55a3-4a5e-a213-f976e0bd8533 |
Дело №2-1834/2023
УИД: 39RS0002-01-2022-005798-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,
при секретаре Цабулеве А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В. к ОСФР по Калининградской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, назначении страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Р.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела к ОПФР по Калининградской области (произведена замена ответчика в связи со сменой наименования на ОСФР по Калининградской области) о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что 23.12.2021 и 25.03.2022 обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решениями пенсионного органа в установлении пенсии ей было отказано по причине отсутствия страхового стажа и величины ИПК.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа, полагала, что в ее специальный стаж необоснованно не был включен период работы в ГУ Павлодарском отделенческом центре санитарно-эпидемиологической экспертизы на транспорте с 16 апреля 1992 года по 09 марта 1998 года, с 01 января 2004 по 28 мая 2004 года.
Просила обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в страховой стаж и взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей.
В судебном заседании [СКРЫТО] Р.Н. поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить.
Представитель истца по доверенности Фомская И.Ю. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Калининградской области по доверенности Дисковская Т.В. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу ст.35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч.2 ст.8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С учетом переходных положений, право на назначение страховой пенсии по старости у женщин, рожденных во втором полугодии 1965 года, возникает по достижении возраста 56 лет 6 месяцев при наличии 13 лет страхового стажа и величины ИПК 23,4.
Установлено, что [СКРЫТО] Р.Н., 23.07.1965 года рождения дважды 23.12.2021 года и 21.03.2022 обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отделением 27.12.2021 и 25.03.2022 вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента.
С указанными решениями пенсионного органа истец не согласна, в связи с чем обратилась в суд.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).
В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).
Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
По сведениям пенсионного органа компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.
Вместе с тем в силу ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Под пенсионным стажем в Российской Федерации понимается период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров.
Так, в статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Казахская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года).
Пенсионное обеспечение граждан СССР в период до 15 мая 1990 года регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, в соответствие с которыми работа на территории, в том числе, Казахской ССР, засчитывалась в стаж работы.
Таким образом, суд полагает, что к спорным отношениям нормы Соглашения от 20 декабря 2019 года должны применяться в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и положениями законодательства, действовавшего в период работы истца в СССР, периоды работы в котором учитываются на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.2).
Аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с 01.01.2002 до 01.01.2015.
Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социального обеспечения от 04.10.1991 № 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы является трудовая книжка.
Таким образом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.
Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.
Как следует из трудовой книжки В., < Дата > года рождения, 16.04.1992 принята на работу кассиром временно (приказ № 28 от 16.04.1992); 18.12.1992 уволена по ст. 31 п. 1 КЗоТ Республики Казахстан, переводом, по согласованию с руководителем в СЭС-4 (приказ № 110 от 18.12.1992); 21.12.1992 принята дезинфектором 6 отдел профилактической дезинфекции Павлодарского отд.целинной ж/д; 01.10.1993 переведена дезинструктором ОПД (приказ № 73 от 01.10.1993); 28.05.2004 уволена по ст. 26 п. 2 КЗоТ (сокращение штата) (приказ 3 от 28.05.2004).
Кроме того, архивной справкой от 20.10.2022 № 21-5-15/2521 подтверждена работа истца, в том числе в спорные периоды: с 21.12.1992 по 28.05.2004.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в части и обязать ответчика включить в страховой стаж следующие периоды работы истца: с 16.04.1992 по 18.12.1992, с 21.12.1992 по 31.12.2001.
В силу ст. 98 ГПК РФ суд присуждает возместить стороне в пользу которой состоялось решение суда, судебные расходы.
В связи с чем, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в размере 15000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление [СКРЫТО] В., < Дата > года рождения (СНИЛС №) удовлетворить в части.
Обязать ОСФР по Калининградской области включить в страховой стаж работы [СКРЫТО] В., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы на территории Республики Казахстан с 16.04.1992 по 18.12.1992; с 21.12.1992 по 31.12.1997.
Взыскать с ОСФР по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) в пользу [СКРЫТО] В., < Дата > года рождения (СНИЛС №) расходы на оплату юридических услуг в размере 15000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья подпись И.Л. Ивонинская
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2023.